Слагаемые успеха во внеурочной проектно-исследовательской деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Савинкова, С. И. Слагаемые успеха во внеурочной проектно-исследовательской деятельности / С. И. Савинкова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 20-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15579/ (дата обращения: 22.12.2024).



Данная статья посвящена проблемам поиска слагаемых успеха во внеурочной деятельности в условиях ведения работы по интеллектуально-познавательному направлению. Научно-познавательная деятельность по химии — в структуре курса пропедевтики, которую автор использует во внеурочной деятельности, развивает личность учащегося, его самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, результатов как слагаемых успеха.

Ключевые слова: принцип вариативности, открытости, проблема мотивации исследовательская деятельность, воспитание творческого начала, деятельность, опыт, пропедевтика, слагаемые успеха, мотивационные потребности, ценностные установки

This article is devoted to the problems of finding the components of success in extracurricular activities in the conditions of work in the intellectual and cognitive direction. Scientific and cognitive activity in chemistry — in the structure of the course of propaedeutics, which the author uses in extracurricular activities, develops the personality of the pupil, his independence, initiative, perseverance in achieving goals, results as components of success.

Мысленно перенесемся в мир своего детства и погрузимся в воспоминания. Какими мы были? Любопытными, наблюдательными и, конечно, было желание постоянно экспериментировать. Во многом нам повезло, так как мы занимались на малых факультетах в вузах и успешно проводили первые исследования в аналитических лабораториях, слушали лекции ведущих ученых физиков и химиков в Государственном Университете, Технологическом институте. В качестве кураторов у нас были аспиранты и преподаватели вузов и мы этим гордились, поэтому выбор будущих профессий был мотивирован.

Экспериментальная работа дает возможность каждому почувствовать себя в роли юного ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Только самостоятельно добывая в эксперименте знания, можно получить уверенность в их истинности и справедливости.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: формируется научное мышление, сменяется стратегия учебной деятельности, появляются новые контекстные технологии, сочетающие инновационные и традиционные.

Анализ проблемно- поисковых работ учащихся на эвристическом этапе свидетельствует о развитии познавательных интересов, об их умении критически оценивать различные подходы к решению мини исследовательских задач, что, несомненно, будет способствовать новому исследованию по форме и содержанию близкому к научному, его можно будет сравнить с первой пробой пера. Анализ результатов исследовательской работы дает основание полагать, что наиболее значимыми условиями развития личности является направленность на деятельность с практической составляющей, способность проводить эксперименты самостоятельно.

Одной из важнейших составляющих в организации внеурочной деятельности, выступают побудительные мотивы, потребности в развитии творческих способностей учащихся, в развитии критического мышления у подростков и родителей. Опыт организации работы по интеллектуальному направлению во внеурочной деятельности показал ее востребованность. В чем это проявляется? В разнообразии форм организации: проектная, исследовательская, экспериментально- практическая и др. виды деятельности. Учащиеся в ходе занятий активно включаются в дискуссии о свойствах веществ, областях их применения, в эвристические «сократовские» беседы, обсуждая гипотезу, цели, задачи и методы исследования, ищут способы изучения исследуемых процессов, происходящих с веществами под руководством учителя. В результате проведения работы, учащиеся, имеющие опыт проведения эксперимента, справляются с методами титрометрического анализа в работе с биологически активными веществами в растениях. Методом йодометрии, количественно определяя присутствие аскорбиновой кислоты; методом перманганатометрии количественно определяя и доказывая содержание дубильных веществ, приходят к важным выводам. Интерес вызывают процессы и особенности протекающих окислительно-восстановительных реакций, в частности — изменение цвета, концентрации, температуры, агрегатного состояния и др. Наблюдения за живыми растениями, выращиваемыми в школе, позволили создать проект: «Школьная оранжерея». Учащиеся не только создают фотоальбом по атласу растений, каждому растению находят название, анализируют их состояние, изучают рекомендации по их уходу и развитию, завершают работу созданием проекта виртуальной экскурсии. В школьной лаборатории с помощью химических реактивов они проводят экстракцию хлорофилла, каратиноидов, антоцианов, флавоноидов, используют методику бумажной хроматографии. Подростки, проникая в мир природы, познают сложность химического и биологического строения растений. В поиске разнообразных форм работы возникают новые идеи — идеи написания сказок, так родились сказки о цветах, мороженом, красках, индикаторах, кислотах, щелочах и др. Рождение проекта: «Магия в пробирке», «Волшебные кристаллы» и др. позволили расширить знания о природе, многообразии в ней форм и видов. В результате исследования веществ появилась инфографика, в образцах которой учащиеся образно представили мир химической науки — науки о веществах, их превращениях и создании новых, под влиянием определенных факторов и условий. Интересным оказалось мини- исследование: «Волшебство известняка» и др. Учащихся удивил мир жемчуга и других минералов. Возникла идея создания надпредметного проекта. Школьная лаборатория для учащихся — среда для диалога, источник информации о науке ее истории, опыте, судьбах ученых- естествоиспытателей, ценностях и др. В лаборатории формируются интеллектуальные и нравственные потребности, обогащается «поле опыта» учащихся и учителя, формируется внутренний мир, создаются предпосылки для самореализации.

Внеурочная деятельность решает задачи как воспитательные, так и ценностно — познавательные, образовательные, представленные в Базисном учебном плане Центра Образования. Анализ спектра задач показывает разнообразный характер:

− развитие кругозора

− овладение научными способами исследования

− осмысление мира человеческих ценностей

− развитие интеллектуальных и творческих способностей

− подготовка к самоопределению, самореализации

− личностный рост учащихся и др.

В «Саду Эпикура» учащиеся делятся своими приобретенными знаниями, рассуждают о природных явлениях, анализируют итоги лабораторного эксперимента, правил безопасной работы, аргументируют полученные результаты, работают со справочной литературой, обосновывают выводы. Данная работа впоследствии станет базой для выбора будущего жизненного пути, взросления и творческой зрелости. Защита исследовательских работ является первым шагом в науку. Таким образом, в реальных условиях продолжает развиваться мышление.

Динамика включенности учащихся во внеурочную деятельность

Включенность во внеурочную деятельность

5 класс

6 класс

7 класс-

8 классы

Юный химик

53 %

52 %

10 %

Первые шаги в науку

Юный химик

15 %

38 %

Я — исследователь

6 %

25 %

Тенденция развития интереса к проведению исследования находится в динамике в течение года

12 %

25 %

Уровни коммуникативной компетентности учащихся

5–6класс

50 % высокий уровень

7 класс

30 % средний уровень(5–8)

8 класс

20 % низкий уровень(5–8)

Организация исследовательской работы с учащимися способствует успешной познавательной деятельности. Практическая идея включения организованной исследовательской деятельности в практику, способствует формированию активной позиции ученика в работе с осмысляемой научной информацией, с включением аналитико-смысловых процессов, в систему достижения целей, на основе прогнозирования результатов, методик по преодолению трудностей, проб, ошибок, приобретение личностного опыта. Опыт работы показывает, что деятельность, оказывается возможной при деятельностно-эмоционально-ценностном отношении к ее содержанию.

В ходе ранее проведенных исследований нами был констатирован факт, что развитие вариативного гибкого подхода на практике раскрывает ресурсы учителя и учащихся одновременно, выявляет проблемы в развитии личности в условиях социализации. Результаты диагностического исследования, проведенного совместно с Медико-психолого-реабилитационным Центром имени Альбрехта, позволили акцентировать внимание на развитие мотивированной потребности в процессе труда, освоении опыта, выступая в роли, мотивационной составляющей достижения результатов подростков. Это послужило основой для включения в содержание внеурочной деятельности активного интеллектуально- познавательного компонента.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности, задачи, гипотезу

помогает определять цель деятельности, выявлять проблемы и противоречия, новизну исследования, модель исследования

(проекта), корректирует рабочую гипотезу

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает реальные возможности практического эксперимента, методик работы с веществами

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен, самостоятелен

Создает условия для проявления активности и самостоятельности учащихся

Субъект обучения

Передает полученный опыт другим ученикам

Оценивает, презентует деятельность, планирует продолжение работы

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки, стимулирует, награждает

Как подготовить учащихся к восприятию цикла программ по естественно — научному направлению: Юный химик, Первые шаги в науку. Я — исследователь? Как увлечь исследовательской работой?

Погружение в процесс по реализации внеурочной деятельности раскрывает не только творческий потенциал учащихся, но и учителя. Чем она привлекательна для учителя?

—Творческой самостоятельностью в выборе современных педагогических технологий;

—в осмыслении исторического опыта по организации внеурочной деятельности; — в эмоциональной наполненности. «Учитель и ученик растут вместе» — Конфуций

Информационно-проблемное поле опыта характеризуется следующими параметрами: многоуровневой вариативностью, которая включает структуру и содержание мотивационного ядра программ внеурочной деятельности с коррекцией, блоком критериев и оценивания результатов, основанных на методиках психолога-педагогической поддержки, визуально комфортной среды при активной позиции ее участников.

Современный опыт подчеркивает актуальность предшествующего опыта. Учитель осмысливает и старается опираться на открытия в истории педагогической мысли в отечественной и зарубежной педагогике и выявляет противоречивые тенденции сегодняшнего дня. Так, например, проблемы субъектной педагогики глубоко проанализированы в трудах Б. Г. Ананьева о человеке как индивиде, С. Д. Рубинштейна: о «связующей линии жизни своим собственным узлом», в теории Т. А. Альбухановой- Славской о личности как субъекте жизни. В трудах Л. И. Божович, Д. С. Выготского, Е. И. Казаковой, А. В. Петровского, А. П. Тряпициной, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и др. анализируются аспекты развития учащихся в деятельности, опирающиеся на развитие критериев, ценностей, выработке индивидуальных траекторий для учащихся в образовательном и воспитательном пространстве школы.

Следовательно, развитие учащихся, во многом определяется динамичной стратегией внеурочной деятельности, в партнерстве с учителями, учащимися, родителями, их возможностями, потребностями, интересами в соответствии с решаемыми задачами. Предполагается при этом, что целеполагание- самоуправляемая мотивация, основанная на конструктивной коррекции, самонаблюдении, самодвижении, самоанализе, самооценке, самоконтроле, прогнозировании является путеводной звездочкой для развития.

Анализ мотивационного блока проблем Центра Образования — ключ к пониманию выбора стратегии развития. Как показали материалы наблюдений в групповой, индивидуальной работе с учащимися, снижение осознанной мотивации у подростков характеризуется процессами затухания деятельности. При этом часто происходит смена личностных ориентиров учащихся, которые сопровождаются усталостью, стрессом, внутренними конфликтами. Возникают противоречия между школьными проблемами, и личностными: желанием свободы и заботы, обусловленных спектром не реализованных эмоций, детскими обидами, предательством родителей и др. Как справиться с нарастающими как ком нерешенными проблемами? Отогреть сердце и душу в этом кроется секрет педагогического успеха, дать струю свежего воздуха.

Слагаемые успеха в оптимальном педагогическом управлении:

— социализация ситуации успеха, в адекватности оценивания уровней притязаний; системности;

— разноуровневое содержание с учетом возрастных особенностей, интенсивностью умственной деятельности, богатым словарным запасом, деятельностью в динамике;

— психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальный опыт, ориентация на самообразование, коллективный опыт (групповой).

— Поле ученика, поле учителя — эффект взаимообогащения, инициативная позиция участников, рефлексивный эффект.

Управляемая и самоуправляемая деятельность позволяет учащимся самостоятельно проявлять активность, инициативу, самостоятельно перегруппировывать цели, включаться в самопознание, проявлять себя как неординарную личность, достигать успеха.

Для учителя педагогическое управление на пике возможностей предполагает самостоятельное целеполагание на основе продуманных способов деятельности, согласованных и скоординированных в сотрудничестве с другими педагогами, родителями.

Таким образом, педагогическое управление предполагает использование личностно-значимого аспекта опыта исследовательской деятельности как объекта в интеллектуальном, познавательном поле на основе современных технологий и развития исследовательских компетенций.

Расширение опыта в проблемном поле позволяет улучшить эмоциональное состояние, создает ситуации сопереживания в коллективе удач и неудач, развивает способность оценивать собственную роль в коллективной и индивидуальной работе, ее плюсы и минусы.

Следовательно, эмоциональное здоровье в социально комфортной среде — барометр граней опыта; ключ к раскрытию слагаемых успеха. «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить» — Сократ

Для этого необходимо осмыслить модель собственного опыта (программы), обращенной к личности ученика в поле его проблем, созвучного времени, чтобы не вызвать у него отчуждения; создать условия и продумать механизмы управления разными формами и способами деятельности.

Поле опыта одаренных детей, по нашему представлению необходимо изучать, так как в каждом ребенке нашего Центра закристаллизован талант. Виды деятельности для раскрытия мотивационного поля учащихся:

− Кружки по выбору как путь к проекту;

− Предметные недели

− Интеллектуальные игры, викторины, конкурсы разного уровня

− Акции

− Конференции (школьные, районные, региональные, Всероссийские, научно-практические);

− Защита работ, публикации в СМИ

− Проектная, исследовательская деятельность и др.

Приведем некоторые из них экспериментальные работы:

Уникальный лимонник

Изготовление пигментов на природной основе.

Изготовление красок в школьной лаборатории.

Цветная палитра химии в новогодних игрушках.

Исследование качества меда и др.

Дидактические микропроекты:

Путешествие в мир химической азбуки. Мир веществ, знакомых с детства

Практикумы: Изучение устойчивости пигментов в кислой и щелочной среде. Мастерская: Химия — удивительная наука (надпредметный проект)

Таким образом, в качестве метапредметных результатов выступают: собственное моделирование в ходе эксперимента, выдвижение собственных идей; внутренний рост ученика как личности, влияющий на процесс развития и саморазвития; развитие мотивационной активности, позитивного коммуникативного общения в социуме; управление собственными эмоциями, овладение культурологической составляющей (этикой) и др.

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы — пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им их постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию — это главное мерило» -Антуан де Сент Экзюпери.

В ходе реализации программ внеурочной деятельности выявлены противоречия в моделировании и проектировании, а также в способах их решения. Нами было установлено, что несмотря на появившейся значительный объем печатной методической литературы существует вакуум в содержательной насыщенности цикла для подростков. Это подтверждает актуальность разработки и внедрения с апробацией внеурочной деятельности по химии на основе интеграции с предметами естественно — научного цикла. Выделение предметного образовательного ядра — ключ к созданию ситуации успеха, как личностного, так и общественно значимого. Работа с различной контекстной информацией, использование научно- популярной литературы по химии для подростков, таких, например, как «Окошко в химию», «Жизнь замечательных веществ», «Занимательная химия», «Чудеса на выбор» Занимательная химия для детей. Научные развлечения и др.

Разработка в Центре Образования собственного проекта: Дневник исследователя, который не похож на рабочую тетрадь, позволяет аккумулировать в нем в доступной форме цели, задачи, методы исследования, материалы и оборудование, этапы исследования, правила безопасной работы, рабочие наблюдения, химическую графику, аналитические таблицы по ходу исследования, отложенные эксперименты и др. материалы. В Дневнике содержится памятка по проведению эксперимента, по правилам техники безопасности, о том, как обобщать результаты, как решать химические задачи с иллюстрациями, как моделировать опыт, как отвечать на проблемные вопросы и др. Например, Состояние качества воды в кабинете химии. Состояние воды из озера «Ветреное», из колодца и артезианской скважины дачного поселка на железнодорожной станции Сосново Ленинградской области и др. Учащимся предлагается ответить на вопросы экологической безопасности, обсудить методику исследования и в заключение подготовить рекомендации для пользователей. В Дневнике появляются первые серьезные самостоятельные выводы о наличии примесей предельно допустимых в воде. В процессе апробации внеурочной деятельности возникла идея об опосредованной внутренней мотивации как много аспектной и нацеленной на результат в отличие от внешней, так как в ней ярче проявляется личностная заинтересованность и мотивация на избегание неприятностей. Ценность мотивации на успех в процессе деятельности — доминантное золотое зерно методики пропедевтического курса химии. Однако нельзя недооценивать и другие мотивационные установки.

Нами предложена модель внеурочной деятельности по пропедевтическому курсу химии для учащихся 5–7 классов, методики отслеживания результатов, сформулированы концептуальные положения проектно-исследовательской деятельности и доминирующие принципы.

Реализация педагогического опыта интеллектуально-познавательного позволяет сделать вывод об эффективности влияния на развитие ситуации успеха на уровне пропедевтики об окружающем мире, значимых метапредметных действий учащихся 5–7 классов. с экспериментально-исследовательской, информационно-ценностной позиции к химии как естественной науке.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, учащийся, деятельность, исследовательская деятельность, исследовательская работа, класс, развитие, учитель, школьная лаборатория, Юный химик.

Ключевые слова

деятельность, опыт, принцип вариативности, ценностные установки, открытости, проблема мотивации исследовательская деятельность, воспитание творческого начала, пропедевтика, слагаемые успеха, мотивационные потребности

Похожие статьи

Формирование исследовательских умений школьников

В статье рассмотрена деятельность педагога, направленная на формирование исследовательской деятельности учащихся.

Проблема формирования исследовательски ориентированной познавательной деятельности старшеклассников в педагогической теории и практике

Статья посвящена проблеме формирования учебно-познавательной и исследовательски-ориентированной деятельности у старшеклассников в процессе преподавания математики. Дается характеристика понятия «учебно-познавательной и исследовательски ориентированно...

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-эксперим...

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

К вопросу о связи мотивации учения с рефлексивной самооценкой учебной деятельности у младших школьников

Статья посвящена исследованию связи мотивации учения с рефлексивной самооценки учебной деятельности у младших школьников. Представлены результаты теоретического исследования мотивации учения, рефлексивной самооценки учебной деятельности, как объекта ...

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Похожие статьи

Формирование исследовательских умений школьников

В статье рассмотрена деятельность педагога, направленная на формирование исследовательской деятельности учащихся.

Проблема формирования исследовательски ориентированной познавательной деятельности старшеклассников в педагогической теории и практике

Статья посвящена проблеме формирования учебно-познавательной и исследовательски-ориентированной деятельности у старшеклассников в процессе преподавания математики. Дается характеристика понятия «учебно-познавательной и исследовательски ориентированно...

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-эксперим...

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

К вопросу о связи мотивации учения с рефлексивной самооценкой учебной деятельности у младших школьников

Статья посвящена исследованию связи мотивации учения с рефлексивной самооценки учебной деятельности у младших школьников. Представлены результаты теоретического исследования мотивации учения, рефлексивной самооценки учебной деятельности, как объекта ...

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...