Необходимость и проблемы повышения уровня рентабельности российских предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 16.12.2015

Статья просмотрена: 5691 раз

Библиографическое описание:

Рябцева, К. А. Необходимость и проблемы повышения уровня рентабельности российских предприятий / К. А. Рябцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 580-582. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24449/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В статье дается определение экономической категории «рентабельность». Автор считает, что ускорение темпов экономического развития организаций в первую очередь зависит от рационального использования финансовых ресурсов, и, прежде всего главного собственного источника — это прибыли, так как именно она образует экономический потенциал любого хозяйствующего субъекта, обуславливающих их стойкоефинансовое состояние и создающих благоприятные условия для его инвестиционно-инновационного развития.

Ключевые слова: предприятия, затраты, прибыль, убыток, продовольственная безопасность, уровень рентабельности.

 

Анализ прибыли и рентабельности — неотъемлемая часть работы предприятий. Он позволяет выявить ошибки в хозяйственной деятельности, указать руководству на пути дальнейшего развития и выявить резервы максимального увеличения прибыли. В связи с этим актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время без грамотного анализа рентабельности деятельности предприятия и выявления факторов, влияющих на эту величину невозможно повысить уровень получаемых доходов.

В условиях межотраслевого ценового дисбаланса сельского хозяйства и отраслей, взаимодействующих с АПК; низкого уровня государственной поддержки сельского хозяйства по сравнению с передовыми развитыми странами; высокой закредитованности сельских товаропроизводителей — главной и первоочередной задачей предприятий все также остается в максимизации прибыли. Чтобы осуществить это предприятие должно обеспечить всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, тем самым увеличивая вклад в ускорение социально-экономического развития страны.

С целью максимального увеличения прибыли производители должны рационально расходовать производственные ресурсы, применять технические и организационные нововведения, снижать себестоимость продукции, повышать качество выпускаемой и реализуемой продукции, обеспечить ее конкурентоспособность. В настоящее время все больше компаний уделяют повышенное вниманию маркетингу, что позволяет им не только выбирать товары, которые представляют интерес, но и продвигать их на рынок.

Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. Важную экономическую роль играет не только прибыль, но и убытки. Они указывают на ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Важнейшим показателем при текущем планировании производства, также при определении финансового положения предприятия является показатель рентабельности. Он также является и обобщающим критерием экономической эффективности производства. Рентабельность (от нем. rentabel — доходный, прибыльный), коэффициент экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает применение вещественных, трудовых и валютных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит доход. В базе рассмотрения посредственных степеней рентабельности можно установить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают значительную прибыльность. Эта становится особенно важным в сегодняшних, рыночных условиях, где экономическая возможность компании зависит от специализации и концентрации производства.

Исследование рентабельности производства позволяет раскрыть огромное количество тенденций развития, оно призвано указать руководству компании пути эффективного формирования производственного процесса, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а кроме того выявляет факторы увеличения дохода, что, в конечном счете, позволяет компании более успешно осуществлять свою деятельность.

В современных условиях преобладания рыночных отношений российские предприятия не могут полагаться на государственную поддержку, так как должны действовать на принципах самоокупаемости и самофинансирования. Самоокупаемость производства возможна только на успешно функционирующем предприятии. В процессе производственного цикла и цикла обращения, происходит накопление затрат. По завершению их накопления осуществляется реализация продукции, по результатам которой можно определить окупаемость производства. Для этого из всей выручки необходимо вычесть общие затраты на производство, что и позволит определить прибыль полученную от этого производства. Наличие прибыли и обеспечивает возможность самофинансирования.

Для достижения самоокупаемости предприятия необходимо определить период, в течение которого происходит накопление прибыли. У каждого предприятия этот период занимает разные по продолжительности сроки. Накопление прибыли может осуществляться стремительно, плавно или замедленно в зависимости от того, как происходит расчет с инвесторами, кредиторами и потребителями.

При помощи рентабельности можно оценить эффективность управления предприятием, таким образом, получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению степени рентабельности можно оценить долговременное процветание компании, то есть умение компании получать прибыль на достаточную инвестиции. Для долгосрочных кредиторов — инвесторов, инвестирующих средства в свой основной капитал компании, этот коэффициент является наиболее достоверным указателем, нежели характеристики экономической стабильности и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей равновесия.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений [1, с. 110].

Рентабельность — это сложная категория. Она показывает, насколько прибыльна деятельность компании, и, следовательно, чем выше показатели рентабельности, тем успешнее деятельность. По этой причине предприятию необходимо находить новые пути повышения рентабельности с целью обеспечения наиболее высочайших характеристик [3, с.35].

Факторы увеличения рентабельности производства можно определить следующим образом: чем больше доход и чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств он достигнут и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования отрасли, и, наоборот.

Ключевые пути повышения рентабельности — повышение абсолютной суммы прибыли и сокращение затрат на производство продукции. Этому способствует обширное использование в производстве результатов научно-технического прогресса, ведущее к увеличению производительности общественного труда и снижению на этой основе стоимости единицы ресурсов, применяемые в производстве.

Альтернативность поиска путей повышения рентабельности определяется разнообразием ее характеристик. Следует учитывать также, что при анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних условий. К внешним условиям относится расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Внутренние условия являются наиболее значительными, чем внешние. К ним относятся: повышение объемов производства, сокращение себестоимости продукции, увеличение отдачи основных средств и т. д. В то же время вопрос продовольственной безопасности остается актуальным. Это связано в первую очередь с низкой доходностью сельского хозяйства, не позволяющей формировать в достаточном объеме денежные и финансовые ресурсы для осуществления технологической модернизации производства, а это, в свою очередь, не позволяет улучшать конкурентоспособность производимой продукции [5].

Основой увеличения признака рентабельности может являться внедрение инноваций, позволяющих производить новый вид товаров с наилучшим качеством, осваивать новые рынки сбыта продукции, вводить организационно-управленческие нововведения и т. д. [2].

Любая компания стремится развиваться и расширять свою деятельность. Рост и развитие предприятия, в частности индустриального предприятия, плотно объединены с исследованием и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения рентабельности. В концепции имеются различные взгляды и мнения на процесс увеличения данного показателя, различные комбинации к реализации этого процесса. Согласно одному из множества подходов росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя факторами, характеризующими его рентабельность:

1)                 ускорением товарооборачиваемости;

2)                 сокращением массы издержек;

3)                 ростом нормы рентабельности посредством увеличения стоимости.

Показатель рентабельности производства имеет особенно существенную роль в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется регулярно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, экономической стабильности компании или фирмы.

Низкий уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий является главной причиной в настоящее время низкой привлекательности отрасли для вложения инвестиций.

Финансовая деятельность товаропроизводителей в условиях функционирования России в ВТО играет возрастающую роль в обеспечении устойчивого развития производства. Поэтому повышение ее эффективности остается главной проблемой в развитии рыночного хозяйствования, так как, от того насколько эффективно функционирует организация во многом зависят ее конечные результаты. Источником финансирования инвестиционной, а также обеспечения и расширения текущей деятельности, безусловно, выступает прибыль предприятия.

В последние годы, несмотря на прирост производства продукции, доходность сельскохозяйственных организаций снизилась,так как последние были вынуждены реализовывать производимую продукцию по ценам, не возмещающим затраты, что, естественно, приводило к недостатку финансовых ресурсов, а именно прибыли, для обеспечения текущей деятельности и реализации в целом региональных программ развития АПК. Поэтому в связи с низкой доходностью сельскохозяйственного производства основная часть товаропроизводителей не способна использовать научно-технические достижения для повышения эффективности производства [4].

 

Литература:

 

1.                  Володин А. А., Самсонов Н. Ф., Бурмистрова Л. А. Управление финансами (Финансы предприятий) [Текст]: учеб.пособие. — М.: Инфра-М, 2009. — 504 с.

2.                  Крылов Э. И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции [Текст]: учеб.пособие. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 717 с

3.                  Эпштейн Д. Рентабельность сельскохозяйственных предприятийРоссии // АПК: Экономика и управление. — 2012. — № 8. — С. 35–38.

4.                  Ильина И. В. Источники финансирования производственной деятельности зерновых хозяйств/ И. В. Ильина, О. В. Сидоренко //Аграрная Россия — 2012г. — № 5 — с.16–20.

5.                  Сидоренко О. В. Экономический мониторинг функционирования сельского хозяйства региона в контексте обеспечения продовольственной безопасности / О. В. Сидоренко, И. В. Ильина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 38. с. 36–44.

Основные термины (генерируются автоматически): показатель рентабельности, предприятие, прибыль, сельское хозяйство, производимая продукция, экономическая эффективность производства, хозяйственная деятельность, уровень рентабельности, текущая деятельность, ресурс, рентабельность производства, рентабельность, государственная поддержка, продовольственная безопасность, накопление прибыли, максимальное увеличение прибыли, затрата.


Ключевые слова

продовольственная безопасность, убыток, прибыль, затраты, предприятия, уровень рентабельности

Похожие статьи

Социальная среда и удовлетворенность трудом: сравнение отечественного и зарубежного опыта

Социальная среда организации — это форма устойчивого объединения людей, связанных совместной трудовой деятельностью, для достижения определенных целей. В условиях динамичной внешней среды конкурентоспособность любой организации всегда будет зависеть ...

Проблемы оценки инвестиционной привлекательности российских предприятий

Инвестор осуществляет вложения в предприятие с целью получения дохода. Для него важно, чтобы компания была стабильной и финансово устойчивой, то есть обладала инвестиционной привлекательностью. В статье определена сущность понятия «инвестиционная при...

Информационно-аналитическая система мониторинга и анализа взаимосвязей обеспеченности трудовыми ресурсами и здоровья населения

В статье раскрывается необходимость оценки взаимосвязи здоровья населения и такого социально-экономического показателя, как численность экономически активного населения. Многомерность социально-экономических процессов предполагает использование для а...

Повышение эффективности экономической деятельности за счет управления себестоимостью продукции

В статье показано, что при снижении себестоимости производства одной единицы продукции, относительно тождественных показателей конкурентных организаций, улучшаются финансовые показатели. Это дает возможность сфокусировать поток средств на увеличение ...

Экономическое развитие — за инновациями

В статье рассмотрены основные вопросы развития инновационной деятельности как фундамента НТП и влияния этого развития на российскую экономику. Рассматривается взаимосвязь инновационной деятельности отечественных предприятий и структуры их экспорта с ...

Методики расчета и анализа рентабельности как одного из основных показателей эффективности деятельности предприятия

Рентабельность — наиболее важный и точный показатель, по которому модно судить о прибыли, получаемой предприятием в ходе хозяйственной деятельности. В настоящей статье были рассмотрены показатели рентабельности как средства анализа эффективности деят...

Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности

положений экономического возрождения России является стабилизация и рост производства во всех отраслях и на каждом отдельно взятом предприятии. Однако в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентос...

Перспективные пути развития малого бизнеса в Узбекистане

В статье рассматривается сущность малого бизнеса, его роль и место в увеличении валового внутреннего продукта страны. Дано обоснование стратегии интенсивного развития малого бизнеса в рыночных условиях, повышения уровня и экономической эффективности ...

Исследование процесса мотивации в организации и разработка путей его совершенствования

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую значимость. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры, поскольку высококвалифицированные спе...

Организация, нормирование и управление производительностью труда

Актуальность обусловлена тем, что успешность любой трудовой деятельности определяется ее эффективностью, а она в свою очередь, всегда выражается производительностью труда. В статье рассмотрены факторы производительности труда, определены зависимости...

Похожие статьи

Социальная среда и удовлетворенность трудом: сравнение отечественного и зарубежного опыта

Социальная среда организации — это форма устойчивого объединения людей, связанных совместной трудовой деятельностью, для достижения определенных целей. В условиях динамичной внешней среды конкурентоспособность любой организации всегда будет зависеть ...

Проблемы оценки инвестиционной привлекательности российских предприятий

Инвестор осуществляет вложения в предприятие с целью получения дохода. Для него важно, чтобы компания была стабильной и финансово устойчивой, то есть обладала инвестиционной привлекательностью. В статье определена сущность понятия «инвестиционная при...

Информационно-аналитическая система мониторинга и анализа взаимосвязей обеспеченности трудовыми ресурсами и здоровья населения

В статье раскрывается необходимость оценки взаимосвязи здоровья населения и такого социально-экономического показателя, как численность экономически активного населения. Многомерность социально-экономических процессов предполагает использование для а...

Повышение эффективности экономической деятельности за счет управления себестоимостью продукции

В статье показано, что при снижении себестоимости производства одной единицы продукции, относительно тождественных показателей конкурентных организаций, улучшаются финансовые показатели. Это дает возможность сфокусировать поток средств на увеличение ...

Экономическое развитие — за инновациями

В статье рассмотрены основные вопросы развития инновационной деятельности как фундамента НТП и влияния этого развития на российскую экономику. Рассматривается взаимосвязь инновационной деятельности отечественных предприятий и структуры их экспорта с ...

Методики расчета и анализа рентабельности как одного из основных показателей эффективности деятельности предприятия

Рентабельность — наиболее важный и точный показатель, по которому модно судить о прибыли, получаемой предприятием в ходе хозяйственной деятельности. В настоящей статье были рассмотрены показатели рентабельности как средства анализа эффективности деят...

Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности

положений экономического возрождения России является стабилизация и рост производства во всех отраслях и на каждом отдельно взятом предприятии. Однако в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентос...

Перспективные пути развития малого бизнеса в Узбекистане

В статье рассматривается сущность малого бизнеса, его роль и место в увеличении валового внутреннего продукта страны. Дано обоснование стратегии интенсивного развития малого бизнеса в рыночных условиях, повышения уровня и экономической эффективности ...

Исследование процесса мотивации в организации и разработка путей его совершенствования

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую значимость. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры, поскольку высококвалифицированные спе...

Организация, нормирование и управление производительностью труда

Актуальность обусловлена тем, что успешность любой трудовой деятельности определяется ее эффективностью, а она в свою очередь, всегда выражается производительностью труда. В статье рассмотрены факторы производительности труда, определены зависимости...

Задать вопрос