Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одной из приоритетных линий развития личности ребёнка формирование коммуникативных компетенций, социально-коммуникативное развитие. Таким образом, подчёркивается значимость воспитательной работы по формированию и усвоению детьми общественных норм и ценностей, развитию навыков общения и взаимодействия ребёнка с окружающими взрослыми и сверстниками, а также становлению самостоятельности, саморегуляции, развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации [6].
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) — это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Как известно, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — это игра. Именно в игре ребёнок получает навыки взаимодействия с окружающим миром, учится регулировать свои действия и познаёт окружающий мир непосредственно в деятельности. Именно в игре осуществляется процесс социализации. В широком смысле социализация — это развитие самореализации человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Социализация личности — это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа [4]. В игровой деятельности происходит социализация ребенка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивает культуру, социальные нормы и ценности общества.
В организации воспитательной работы игра занимает ведущее место. Детские игры разнообразны по целям, содержанию, организации. Условно детские игры можно объединить в две большие группы: игры с косвенным участием взрослого, где создаются условия для проявления детьми самостоятельности и творчества (сюжетные, сюжетно-ролевые, познавательные игры) и игры дидактической (обучающей) направленности, в которых взрослый, сообщая ребёнку правила игры, задаёт последовательность действий. Все виды игр оказывают влияние на развитие ребёнка. Сюжетные и сюжетно-ролевые игры разнообразны по сюжету, условиям. Дидактические, обучающие игры нацелены на решение определённых задач развития. Игры важны и как средство нравственно-этического воспитания дошкольников. Отметим музыкальные игры, которые могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр. Они существенно влияют не только на эстетическое воспитание дошкольников, но и на их физическое и умственное развитие. Игры-развлечения, повышают эмоционально- положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности. Существенно, что игры-забавы создают благоприятную почву для установления эмоционального контакта между детьми и взрослыми [3, 5].
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
В разновозрастной группе малокомплектного детского сада необходимо организовать работу с детьми таким образом, чтобы было интересно и малышам, и старшим дошкольникам. Использование игр помогает решить данную задачу и в досуговой деятельности и на специальных тематических занятиях. Игры вносят разнообразие в воспитательный процесс, делают его эмоционально насыщенным, интересным, и что самое ценное, игры позволяют решать задачи развития и воспитания.
В организации работы по социализации в разновозрастной группе игры являются незаменимым методом, приёмом активизации деятельности и развития детей. Предлагаем подборку игр (Приложение 1), рекомендуемая очерёдность которых, обусловлена принципом «от простого к сложному».
В таблице 1 представлен комплекс из 15 игр, которые можно использовать при организации работы по социально-коммуникативному развитию в разновозрастной группе детского сада. В таблице обозначены название и задачи игр.
Таблица 1
Игры для детей дошкольного возраста
Название игры |
Задачи игры |
Игра 1. Раздувайся, пузырь! [7] |
Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей — приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание |
Игра 2. Карусели [8] |
Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями |
Игра 3. Куклы пляшут [8] |
Научить детей выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу. |
Игра 4. По дорожке Валя шла [8] |
Развивать у детей активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику |
Игра 5. Салочки-догонялочки [9] |
Воспитание у детей смелости, способности мобилизоваться и избежать опасности |
Игра 6. Пустое место [8] |
Формирование волевых качеств и навыков саморегуляции |
Игра 7. Лиса и гуси [9] |
Воспитание у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе. |
Игра 8. Кто раньше дойдет до флажка? [9] |
Воспитание выдержки и умения управлять собой. |
Игра 9. Что я слышу? [10] |
Развить умение прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их |
Игра 10. Кто разбудил Мишутку? [9] |
Научить детей прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их |
Игра 11. Узнай меня [11] |
Формирование целенаправленного восприятия звуков. Эта игра сложнее предыдущей, так как здесь детям нужно будет не только узнать голос ребенка, но и определить, какая игрушка издает тот или иной звук |
Игра 12. Звуковые загадки [9] |
Это способствует более осознанному и тонкому различению и воспроизведению звука, что является новым шагом в развитии слухового восприятия. Игровая ситуация и задачи хорошо знакомы детям. Новым для них является тип партнерства (активная роль выполняется небольшими группами) |
Игра 13. Встречайте гостей [9] |
Научить детей выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события |
Игра 14. Раз, два, три — говори! [11] |
Научить детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Одни из этих условий требуют познавательной активности, а другие — волевых усилий |
Игра 15. Отгадай-ка! [9] |
Развитие у детей целостных представлений об окружающих предметах. Целостное представление включает в себя не только внешние признаки предмета, но и его назначение |
Литература:
1. Богуславская, 3. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
2. Гербова, В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 128 с.
3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для детей 3–7 лет [Текст] / Н. Ф. Губанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 128 с.
4. Гусева, Т. И., Каратьян, Т. В. Психология личности [Текст] / Т. И. Гусева, Т. В. Каратьян. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.
5. Кукушкина, Е. Ю., Самсонова, Л. В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду [Текст] / Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова. — М.: Сфера, 2012. — 128 с.
6. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — М.: Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования», 2013. — Режим доступа: http://www.firo.ru. — Загл. С экрана (ресурс удалённого доступа).
7. http://www.trepsy.net/play/stat.php?stat=360
8. http://www.psyoffice.ru/4–0-2619.htm
9. http://www.i-gnom.ru/books/razvivajushhie-igry/salochki-dogonyalochki.html
10. http://maminsite.ru/early.files/music_school.html
11. http://hdays.ru/igry-konkursy/4861