Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения посредством игровой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 15.12.2015

Статья просмотрена: 1557 раз

Библиографическое описание:

Бобрикова, Н. П. Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения посредством игровой деятельности / Н. П. Бобрикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 924-926. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24366/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одной из приоритетных линий развития личности ребёнка формирование коммуникативных компетенций, социально-коммуникативное развитие. Таким образом, подчёркивается значимость воспитательной работы по формированию и усвоению детьми общественных норм и ценностей, развитию навыков общения и взаимодействия ребёнка с окружающими взрослыми и сверстниками, а также становлению самостоятельности, саморегуляции, развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации [6].

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) — это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Как известно, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — это игра. Именно в игре ребёнок получает навыки взаимодействия с окружающим миром, учится регулировать свои действия и познаёт окружающий мир непосредственно в деятельности. Именно в игре осуществляется процесс социализации. В широком смысле социализация — это развитие самореализации человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Социализация личности — это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа [4]. В игровой деятельности происходит социализация ребенка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивает культуру, социальные нормы и ценности общества.

В организации воспитательной работы игра занимает ведущее место. Детские игры разнообразны по целям, содержанию, организации. Условно детские игры можно объединить в две большие группы: игры с косвенным участием взрослого, где создаются условия для проявления детьми самостоятельности и творчества (сюжетные, сюжетно-ролевые, познавательные игры) и игры дидактической (обучающей) направленности, в которых взрослый, сообщая ребёнку правила игры, задаёт последовательность действий. Все виды игр оказывают влияние на развитие ребёнка. Сюжетные и сюжетно-ролевые игры разнообразны по сюжету, условиям. Дидактические, обучающие игры нацелены на решение определённых задач развития. Игры важны и как средство нравственно-этического воспитания дошкольников. Отметим музыкальные игры, которые могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр. Они существенно влияют не только на эстетическое воспитание дошкольников, но и на их физическое и умственное развитие. Игры-развлечения, повышают эмоционально- положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности. Существенно, что игры-забавы создают благоприятную почву для установления эмоционального контакта между детьми и взрослыми [3, 5].

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В разновозрастной группе малокомплектного детского сада необходимо организовать работу с детьми таким образом, чтобы было интересно и малышам, и старшим дошкольникам. Использование игр помогает решить данную задачу и в досуговой деятельности и на специальных тематических занятиях. Игры вносят разнообразие в воспитательный процесс, делают его эмоционально насыщенным, интересным, и что самое ценное, игры позволяют решать задачи развития и воспитания.

В организации работы по социализации в разновозрастной группе игры являются незаменимым методом, приёмом активизации деятельности и развития детей. Предлагаем подборку игр (Приложение 1), рекомендуемая очерёдность которых, обусловлена принципом «от простого к сложному».

В таблице 1 представлен комплекс из 15 игр, которые можно использовать при организации работы по социально-коммуникативному развитию в разновозрастной группе детского сада. В таблице обозначены название и задачи игр.

 

Таблица 1

Игры для детей дошкольного возраста

Название игры

Задачи игры

Игра 1. Раздувайся, пузырь! [7]

Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей — приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание

Игра 2. Карусели [8]

Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями

Игра 3. Куклы пляшут [8]

Научить детей выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами.

Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу.

Игра 4. По дорожке Валя шла [8]

Развивать у детей активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику

Игра 5. Салочки-догонялочки [9]

Воспитание у детей смелости, способности мобилизоваться и избежать опасности

Игра 6. Пустое место [8]

Формирование волевых качеств и навыков саморегуляции

Игра 7. Лиса и гуси [9]

Воспитание у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе.

Игра 8. Кто раньше дойдет до флажка? [9]

Воспитание выдержки и умения управлять собой.

Игра 9. Что я слышу? [10]

Развить умение прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их

Игра 10. Кто разбудил Мишутку? [9]

Научить детей прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их

Игра 11. Узнай меня [11]

Формирование целенаправленного восприятия звуков. Эта игра сложнее предыдущей, так как здесь детям нужно будет не только узнать голос ребенка, но и определить, какая игрушка издает тот или иной звук

Игра 12. Звуковые загадки [9]

Это способствует более осознанному и тонкому различению и воспроизведению звука, что является новым шагом в развитии слухового восприятия.

Игровая ситуация и задачи хорошо знакомы детям. Новым для них является тип партнерства (активная роль выполняется небольшими группами)

Игра 13. Встречайте гостей [9]

Научить детей выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события

Игра 14. Раз, два, три — говори! [11]

Научить детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Одни из этих условий требуют познавательной активности, а другие — волевых усилий

Игра 15. Отгадай-ка! [9]

Развитие у детей целостных представлений об окружающих предметах. Целостное представление включает в себя не только внешние признаки предмета, но и его назначение

 

Литература:

 

1.                  Богуславская, 3. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.

2.                  Гербова, В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 128 с.

3.                  Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для детей 3–7 лет [Текст] / Н. Ф. Губанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 128 с.

4.                  Гусева, Т. И., Каратьян, Т. В. Психология личности [Текст] / Т. И. Гусева, Т. В. Каратьян. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.

5.                  Кукушкина, Е. Ю., Самсонова, Л. В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду [Текст] / Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова. — М.: Сфера, 2012. — 128 с.

6.                  Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — М.: Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования», 2013. — Режим доступа: http://www.firo.ru. — Загл. С экрана (ресурс удалённого доступа).

7.                  http://www.trepsy.net/play/stat.php?stat=360

8.                  http://www.psyoffice.ru/4–0-2619.htm

9.                  http://www.i-gnom.ru/books/razvivajushhie-igry/salochki-dogonyalochki.html

10.              http://maminsite.ru/early.files/music_school.html

11.              http://hdays.ru/igry-konkursy/4861

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, задача развития, окружающий мир, организация работы, поведение детей, разновозрастная группа, социально-коммуникативное развитие.


Похожие статьи

Формирование положительных взаимоотношений между детьми разновозрастной группы посредством трудовой деятельности

Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы в процессе использования игровых квестов

Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через использование различных форм работы в условиях сельской дошкольной образовательной организации

Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Влияние временного детского коллектива в составе детского санаторно-оздоровительного лагеря на развитие школьников различного возраста (из опыта работы)

Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор в условиях разновозрастной группы сельского дошкольного образовательного учреждения

Организация проектной деятельности по обеспечению позитивной социализации и личностного развития детей в образовательной среде детского сада

Похожие статьи

Формирование положительных взаимоотношений между детьми разновозрастной группы посредством трудовой деятельности

Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы в процессе использования игровых квестов

Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через использование различных форм работы в условиях сельской дошкольной образовательной организации

Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Влияние временного детского коллектива в составе детского санаторно-оздоровительного лагеря на развитие школьников различного возраста (из опыта работы)

Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор в условиях разновозрастной группы сельского дошкольного образовательного учреждения

Организация проектной деятельности по обеспечению позитивной социализации и личностного развития детей в образовательной среде детского сада

Задать вопрос