Пути повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.12.2015

Статья просмотрена: 2886 раз

Библиографическое описание:

Кац, А. Е. Пути повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в современных условиях / А. Е. Кац. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 551-553. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24012/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в рыночной экономике. Рассматриваются факторы, подходы к повышению экономической и инвестиционной привлекательности предприятия. Предложены пути решения в привлечении инвестиций в предпринимательскую деятельность.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, строительный сектор, стратегия, управленческие решения.

 

Отечественные строительные предприятия в современных рыночных условиях работают в режиме жесткой конкуренции и ограниченности ресурсов. Поэтому существует острая необходимость быстро реагировать на изменения внешней политической и экономической среды с целью совершенствования предпринимательской деятельности путем принятия наиболее эффективных решенийв сфереуправленияпроизводством [1]. Контролируемое развитие становится залогом успеха для любого строительного предприятия независимо от формы собственности и сферы деятельности. И этот процесс требует привлечения инвестиций. Инвестициииграютважнуюроль для реализации процесса воспроизводства, в организации структурных преобразований, в достижении максимальной прибыли и исходя из этого способствуют решению многих социально-экономических проблем. Следует признать, что мировой экономический кризис и наложенные на Россию экономические санкции существенно снизили объемы доступных инвестиционных ресурсов, а потребности в них со стороны отечественных предприятий строительного сектора экономики достаточно высоки [2]. Как следствие, потенциальные инвесторы значительно повысили требования к основным показателям предприятий, претендующих на привлечение средств инвесторов.

Исследование экономической литературы позволяет заключить, специалистами не выработан единый подход к трактовке сущности понятия «инвестиционная привлекательность». На наш взгляд, под инвестиционной привлекательностью следует понимать многомерную, многофакторную экономическую величину, характеризующуюся совокупностью несводимых друг к другу показателей-индикаторов, оцениваемую только косвенным путем через субъективное обобщение конкретным аналитиком интегральных показателей [3]. Если обобщить существующие подходы, то их можно объединить в следующие группы: инвестиционная привлекательность как эффективность предприятия; как потенциальная возможность для инвестора; как показатель выбора путем сравнения; как совокупность внешних и/или внутренних факторов [4]. Инвестиционную привлекательность можно рассматривать и как абсолютно самостоятельную категорию, характеризующуюся не только стабильностью финансового состояния. При этом важно оценивать уровень конкурентоспособности продукции и степень ориентированности предприятия на максимальное удовлетворение ожиданий потребителей, а также инновационный потенциал компании. Традиционно факторы инвестиционной привлекательности принято разделять на две категории [5]:

          Внутренние — факторы прямого влияния (технические, трудовые, организационные, ресурсно-сырьевые, коммерческие, финансово-аналитические, инновационные, производственные, потребительские).

          Внешние — факторы косвенного влияния (природно-географические, экологические, правовые, политические, законодательные, социальные).

В условиях глобализации экономики инвестиционную привлекательность предприятия невозможно рассматривать отдельно от такой важной составляющей как инвестиционный климат страны, на территории которой функционирует предприятие [6]. Характер инвестиционного климата зависит от действия комплекса взаимосвязанных факторов: стабильность законодательства, эффективность инвестиционной политики государства по развитию национальной экономики страны, регионов и субъектов хозяйствования.

Инвестиционный климат как экономическая категория имеет две ключевые характеристики: риск (вероятность убыточности инвестиций) и потенциал (возможность получить прибыль от инвестирования за оптимальный для инвестора период) [7]. Влияние этих факторов экономика России остро ощутила в 2014 году, когда чистый вывоз капитала из страны достиг цифры 154,1 млрд долларов. Негативная тенденция сохраняется и в 2015 году. За шесть месяцев с начала года отток капитала уже составил 52,5 млрд долларов. По прогнозам Минфина эта сумма к концу года возрастет почти в два раза и составит около 90–100 млрд долларов. Не ожидается существенных улучшений и в 2016–2017 гг.

Обобщая рассмотренные пути повышения инвестиционной привлекательности предприятий строительного сектора экономики, отметим, что в первую очередь необходимо учитывать группы факторов, на которые управленческий персонал предприятия может непосредственно влиять (табл. 1).

 

Таблица 1

Внутренние факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия

Наименование фактора

Характеристика фактора

Финансовые

Повышение эффективности использования основных и оборотных средств

Улучшение финансового состояния предприятия (ликвидности, финансовой стойкости и платежеспособности)

Усовершенствование управления прибылью

Управление кредиторской задолженностью

Экономические

Повышение качества маркетинговых мероприятий

Управление ценообразованием

Внедрение мониторинга цен на сырье и комплектующие

Повышение эффективности производства за счет использования экологически безопасных технологий

Управление качеством

Кадровые

Повышение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

Повышение качества роботы управленческого персонала

Информационные

Разработка и внедрение прогрессивных информационных систем

Обеспечение доступности внутренней информации

Настройка каналов обмена внешней информацией

Деловой репутации

Разработка PR-стратегии

Создание надежного PR-ресурса

 

Для регулирования инвестиционной привлекательности возможно использование модели прогнозирования объема инвестиций в производственную деятельность предприятия. Данная модель позволяет прогнозировать уровеньинвестиционной привлекательности в зависимости от различных значений показателей, определяющихинвестиционнуюпривлекательностьпредприятия. Например, снижение ставки рефинансирования сократит рисковую составляющую, что при неизменной экономической составляющей увеличит показательинвестиционной привлекательности. Использование модели прогнозирования путем подстановки расчетного значенияпоказателяинвестиционной привлекательности предприятия дает возможность определить ожидаемый приток капитала в случае изменения ставки рефинансирования.

Сопоставление полученного значения с потребностью предприятия в капиталообразующих инвестициях показывает необходимость дальнейших изменений. Если ожидаемый объем инвестиций меньше требуемого, предприятие нуждается в дальнейших изменениях, направленных на улучшение инвестиционной привлекательности. Если ожидаемый объем инвестиций больше требуемого, рекомендуется ограничить инвестиционную деятельность, чтобы не допустить перенасыщения предприятия инвестиционными ресурсами.

Интересным и жизнеспособным является дифференцированный подход к повышению инвестиционной привлекательности, предполагающей использование квалиметрического метода оценки компаний для их классификации по степени привлекательности для инвестора [8, 9]. Чтобы оставаться привлекательным для потенциальных инвесторов, предприятию недостаточно простой идентификации факторов, на которые можно повлиять путем принятия управленческих решений. Необходимо разработать общую стратегию управления инвестиционной репутацией [10]. Такая стратегия должна включать следующие элементы:

          диагностику состояния предприятия и определение наиболее активных инвестиционных преимуществ предприятия;

          анализ особенностей и требований инвестора (даже в том случае, когда инвестором является собственник предприятия);

          определение интегральных показателей для оценки инвестиционной привлекательности;

          формирование методики активного мониторинга инвестиционной привлекательности;

          определение методов визуализации и презентации показателей инвестиционной привлекательности предприятия.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что основным методом повышения инвестиционной привлекательности в сфере предпринимательской деятельности является формирование инвестиционной стратегии предприятия, которую можно трактовать как единую интегрированную систему, состоящую из многих организационных аспектов. Целеустремленность и высокий профессионализм управленческого персонала в рамках этой стратегии будет способствовать привлечению на предприятие внешних инвестиций даже в условиях неблагоприятного инвестиционного климата в стране.

 

Литература:

 

  1. Степаненко Н. П. Оценка конкурентоспособности предприятия в системе тендерных торгов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015 № 2 (41). С. 182–184.
  2. Селютина Л. Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 1. С. 9–10.
  3. Кац А. Е. Агломерации: новые возможности развития городов // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 5 (45). С. 51–54.
  4. Селютина Л. Г., Митягина Н. В.Особенности инновационно-инвестиционных процессов в современном строительстве // Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития: Материалы научно-практической конференции. Иркутск, 2014. С. 319–323.
  5. Селютина Л. Г. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 322 с.
  6. Пуляева П. Э. Адаптивные механизмы корпоративного управления в условиях кризиса // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 481–483.
  7. Селютина Л. Г. Организация строительного производства. Учебник: Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2012. 534 с.
  8. Нуриев Р. Р. Значение информации и системного подхода в проектировании и управлении строительством // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1. С. 135–137.
  9. Михеев А. В.Проблемы развития системы бизнес-инкубирования в России // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 26. С. 46–50.
  10. Селютина Л. Г.Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71–72.
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная привлекательность, инвестиционная привлекательность предприятия, млрд долларов, предпринимательская деятельность, инвестиционный климат, повышение качества, повышение эффективности использования, привлечение инвестиций, строительный сектор экономики, управленческий персонал.


Ключевые слова

инвестиционная привлекательность, стратегия, управленческие решения, строительный сектор, управленческие решения.

Похожие статьи

Анализ состояния деятельности строительных организаций Санкт-Петербурга

Строительная отрасль — вид экономической деятельности, имеющий разнообразную структуру. Важнейшее место в отрасли занимает капитальное строительство, основной задачей которого является создание новых, реконструкция старых, расширение, ремонт и технич...

Перспективы развития промышленности и производства в условиях импортозамещения

В статье рассматриваются возможные предположения развития промышленности и производства для установления импортозамещения. Актуальность статьи обусловлена необходимостью адаптации российской экономики к современным вызовам. С момента введения санкций...

Повышение эффективности корпоративного управления на предприятиях в условиях модернизации экономики

В статье исследованы основные тенденции становления, укрепления и углубления корпоративного управления в Узбекистане. Определены условия успешного функционирования механизма управления.

Перспективные направления цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных направлений и перспектив цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России. Актуальность исследования обусловлена возможной ролью применения цифровых технологий и систем при с...

Перспективы проектного финансирования инвестиционных проектов в России

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития проектного финансирования в России, а также определяются его особенности и отличия от других видов финансирования инвестиционных проектов. Представлены некоторые пути преодоления затруднений в ...

Разработка конкурентной стратегии организации в условиях перехода к экономике знаний

В статье рассматриваются особенности разработки конкурентной стратегии в условиях перехода к экономике знаний. Обобщено содержание экономики знаний и основы построения конкурентной стратегии, из него вытекающие. Обоснована потребность обновления подх...

Влияние бухгалтерского и налогового законодательства на развитие инвестиционного климата в России

В статье рассмотрено влияние бухгалтерского и налогового законодательства на инвестиционный климат в России. Исследуются эффективность использования налоговых льгот и развитие климата в инвестиционной сфере в нашем государстве.

Институционально-инновационные факторы технологического развития национальной экономики Республики Молдова в условиях глобальной информатизации

На этапе формирования постиндустриального общества актуализировалась проблема воплощения стратегии перехода к интеллектуально-ориентированной модели экономического развития, комплексной модернизации социально-экономической системы государства, что об...

Имидж ресторана как фактор его конкурентоспособности

Статья посвящена актуальным вопросам организации и ведения ресторанного бизнеса. В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности предприятий питания, где имидж и бренд играют решающую роль, анализируются типичные ошибки рестораторов, предлагаю...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Похожие статьи

Анализ состояния деятельности строительных организаций Санкт-Петербурга

Строительная отрасль — вид экономической деятельности, имеющий разнообразную структуру. Важнейшее место в отрасли занимает капитальное строительство, основной задачей которого является создание новых, реконструкция старых, расширение, ремонт и технич...

Перспективы развития промышленности и производства в условиях импортозамещения

В статье рассматриваются возможные предположения развития промышленности и производства для установления импортозамещения. Актуальность статьи обусловлена необходимостью адаптации российской экономики к современным вызовам. С момента введения санкций...

Повышение эффективности корпоративного управления на предприятиях в условиях модернизации экономики

В статье исследованы основные тенденции становления, укрепления и углубления корпоративного управления в Узбекистане. Определены условия успешного функционирования механизма управления.

Перспективные направления цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных направлений и перспектив цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России. Актуальность исследования обусловлена возможной ролью применения цифровых технологий и систем при с...

Перспективы проектного финансирования инвестиционных проектов в России

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития проектного финансирования в России, а также определяются его особенности и отличия от других видов финансирования инвестиционных проектов. Представлены некоторые пути преодоления затруднений в ...

Разработка конкурентной стратегии организации в условиях перехода к экономике знаний

В статье рассматриваются особенности разработки конкурентной стратегии в условиях перехода к экономике знаний. Обобщено содержание экономики знаний и основы построения конкурентной стратегии, из него вытекающие. Обоснована потребность обновления подх...

Влияние бухгалтерского и налогового законодательства на развитие инвестиционного климата в России

В статье рассмотрено влияние бухгалтерского и налогового законодательства на инвестиционный климат в России. Исследуются эффективность использования налоговых льгот и развитие климата в инвестиционной сфере в нашем государстве.

Институционально-инновационные факторы технологического развития национальной экономики Республики Молдова в условиях глобальной информатизации

На этапе формирования постиндустриального общества актуализировалась проблема воплощения стратегии перехода к интеллектуально-ориентированной модели экономического развития, комплексной модернизации социально-экономической системы государства, что об...

Имидж ресторана как фактор его конкурентоспособности

Статья посвящена актуальным вопросам организации и ведения ресторанного бизнеса. В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности предприятий питания, где имидж и бренд играют решающую роль, анализируются типичные ошибки рестораторов, предлагаю...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Задать вопрос