Данная работа посвящена проблеме организации образовательной деятельности с учетом психологических особенностей каждого обучающегося. Рассматриваются важные аспекты успешного обучения, воспитания и развития учеников в условиях модернизации образования. Автор приводит примеры особенности выстраивания образовательного процесса с учетом ведущей модальности, типа темперамента и т. д.
Педагогический процесс, антропологической основой которого является саморазвитие индивидуума, по своей сущности всегда сохраняет общественную направленность, задаваемую педагогическим идеалом, в котором общественные и личные черты личности гармонически сочетаются. Общество творит историю, создает язык, религию, науку, просвещение. Вся культура своим происхождением обязана обществу [1,13]. Общественная направленность образовательного процесса так же предполагает учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, для того, что бы выпустить полезных членов общества. Что же должен знать педагог о своем ученике для того, что бы каждый был успешным в выстраиваемом образовательном процессе? Учитывая скорость реакции мыслительной деятельности, тип темперамента и особенности характера, силу нервной деятельности, ведущее полушарие и тип мышления каждого обучающегося преподаватель создает условия для продуктивного усвоения преподаваемой дисциплины. Он словно говорит с учениками на их языке. Преподносит материал в доступном формате. Чтобы определить состав общеобразовательного курса, нужно знать главнейшие силы, интересы и стремления. А человек имеет силы, интересы и стремления двух родов: личные и общественные. К личным нужно отнести: физические свойства и силы, для которых необходимо физическое образование; умственные силы и потребности, эстетическую потребность и энергию воли, умение и силу бороться с встречающимися трудностями, которые требуют духовного образования в различных направлениях. К общественным свойствам и потребностям человека нужно отнести стремление жить и действовать в обществе живых существ, понимать их жизнь, смысл своего участия в общественной жизни [1, 182]. Индивидуальный подход в обучении предполагает, что преподаватель будет опираться на психологические особенности каждого обучающегося. Для этого нужно проводить диагностику. Исследование индивидуальных особенностей обучающихся должен проводить профильный специалист, но не во всех образовательных организациях таковые имеются. В этом случае заинтересованный педагог в успешном обучении своих учеников может провести свое исследование, для выявления психологических особенностей обучающихся. Выше мы уже говорили, что для успешного образовательного процесса достаточно знать: возрастные особенности учеников, скорость реакции мыслительной деятельности, тип темперамента, ведущий канал восприятия информации или модальность, силу нервной системы, ведущее полушарие. В начале может показаться, что невозможно все это знать про каждого ученика и использовать в образовательном процессе, но все не так сложно оказывается на практике. Например, выясняя тип темперамента учеников, вы сразу будете знать и силу нервной системы и скорость реакции мыслительной деятельности, а проводя диагностику ведущего полушария, получаете еще и информацию о типе мышления каждого и о скорости мыслительной деятельности. Методики для изучения психологических особенностей бывают разные, нужно подбирать с учетом особенностей самого педагога, поэтому в первую очередь нужно изучить самих себя. Нужно учесть и то обстоятельство, что преподавателям приходится сталкиваться не только с внешним проявлением индивидуальности, но и с духовным миром каждого ученика.
Духовный мир Ребенка есть кузница его человечности. Мы направляем туда потоки наших воспитательных образов, но питание духовной оси, то есть, воспитание, должно произойти там, в духовном мире, который есть святая святых для Ребенка. Мы не можем видеть, как происходит это питание. Мы только надеемся, что наше влияние благотворно отразится в этом священном преображении. Ребенок любит свой духовный мир, любит там находиться, любит в нем жить [2, 85].
Принимая во внимание духовный мир каждого обучающегося, мы выстраиваем образовательный процесс так, что бы нас слышали и слушали все без исключения ученики. Но как, же это сделать? Как сделать так, что бы и визуалы и аудиалы и кинестетики одинаково были заинтересованы нашим предметом? Как сделать так, что бы и холерики и меланхолики с флегматиками и сангвиниками вовлекались в учебный процесс, словно по мановению волшебной палочки? Сделать это не так уж и сложно, просто достаточно знать, что особенного в каждом психотипе и модальности, что важно для возрастной группы наших учеников. Например, для визуалов важна наглядность, материал для них должен быть визуализирован и красиво оформлен, потому что для данной модальности важна красота. Для аудиалов достаточно эмоционально окрашенной речи и использование интонационных приемов при вербальном изложении материала. Для кинестетиков же важны движения, то есть они воспринимают информацию лучше в движении, причем двигаться может как педагог, так и сам ученик. Работать во всех модальностях сразу возможно, стоит только попробовать и у вас все получится! Зная характеристики психотипов, так же можно выстроить свою работу очень успешно. Например, если давать холерикам время от времени снимать избыточную двигательную активность, то при их быстрых мыслительных процессах это будут очень успешные ученики-эрудиты. А если медлительных флегматиков не подгонять и не торопить, давать им время для выполнения работы, то тоже получится довольно успешный ученик, который лучше всех справится с кропотливой, требующей усидчивости работой. Общительного сангвиника нужно учить глубине как знаний, так и чувств, иначе поверхностность и не доведение дела до конца сыграет против самого же ученика. И наконец, мнительного меланхолика, нуждающегося в постоянной поддержке и подбадривании, ни в коем случае нельзя стыдить и делать замечания при всех. У них и без этого присутствует постоянное чувство вины, поэтому лучше им уделить индивидуально, немного времени, показав, что они важны вам и нужны всем, в этом случае меланхолики будут более уверены в себе и начнут стараться оправдать ваши надежды, потому что они очень любят людей и ценят отношения больше всего.
Уважая все особенности своих учеников, преподнося материал так, что бы все были вовлечены в образовательный процесс и мотивированы на достижение результатов, мы получаем полноценных членов общества и полноправно радуемся своей работе, которая приносит плоды.
Литература:
- Каптерев.-М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — с.224 (Антология гуманной педагогики)
- Ш.Амонашвили. Баллада о воспитании. Шалва Амонашвили, 2007г
- Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
- Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Д. Б. Проблемы детской психологии и научное творчество Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 1988.-№ 3.