Актуальные проблемы правового положения коренных малочисленных народов Севера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.12.2015

Статья просмотрена: 735 раз

Библиографическое описание:

Иванов В. М. Актуальные проблемы правового положения коренных малочисленных народов Севера // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 758-759. — URL https://moluch.ru/archive/103/23541/ (дата обращения: 14.12.2018).



 

В современных условиях перед многими коренными малочисленными народами Российской Федерации остро стоит вопрос об их физическом выживании и о дальнейшем существовании как неповторимых этносов. В связи с этим совершенствование законодательной базы РФ по предоставлению гарантий и защите прав и интересов коренных малочисленных народов — актуальная и востребованная задача. И этим проблемам в отечественной правовой науке в последнее время уделяется пристальное внимание [1].

Несмотря на наличие обширных прав для коренных малочисленных народов Севера и их гарантий, закрепленных в законе, анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что оно декларативно и имеет множество пробелов. Как следствие, это выражается в отсутствии функционирующего механизма обеспечения и защиты прав коренных малочисленных народов. Тем самым, обладая льготами и гарантиями, они не могут их реализовывать.

Более того, коренные малочисленные народы испытывают трудности к пониманию современной российской правовой системы. Нормативно-правовые акты, которые регулируют природопользование, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов, воспринимаются с трудом. Остро стоит вопрос об информированности о наличии существующих у них прав. Государство должно разработать эффективный механизм, который бы стал гарантом защиты прав коренных малочисленных народов.

В связи с этим следует отметить, что в перечне типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» предусмотрена должность «Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов». Лицо, замещающее эту государственную должность, занимается защитой прав и интересов коренных малочисленных народов в том или ином субъекте. И согласно Конституции, «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69)» [2]. Наличие данной статьи является широким шагом в сторону демократизации нашего государства и в перенятии зарубежного опыта в области защиты прав коренных малочисленных народов. В целом стоит говорить о готовности Российской Федерации развивать законодательство, направленное на защиту данных этнических групп населения. По сути, данное положение есть проявление общего конституционного принципа (ч. 4 ст. 15) [3]. И в обеспечении этих гарантий далеко не последняя роль принадлежит институту Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов.

Защита интересов коренных народов должна осуществляться не в виде опеки и выдачи социальных гарантий, а в виде создания механизма, благодаря которому права и гарантии коренного населения обеспечивались должным образом.

Следует также заметить, что в Российской Федерации существует федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [4], но отсутствует специальный федеральный закон об основах деятельности регионального Уполномоченного по правам человека, что также является пробелом в законодательстве и препятствует совершенствованию системы уполномоченных по правам человека федерального и регионального уровней. Принятие указанного закона будет, во-первых, способствовать конструктивному взаимодействию уполномоченных по правам человека федерального и регионального уровней с иными государственными институтами и, во-вторых, позволит устранить пробелы в законодательстве по вопросам правового регулирования в указанной сфере. Если в Конституции закреплен особый правовой статус коренных малочисленных народов, то соответственно также необходимо учреждение на федеральном уровне Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Российской Федерации, который бы возглавлял систему уполномоченных по правам коренных малочисленных народов.

Таким образом, исходя из вышесказанного можно констатировать, что учреждение Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов во всех субъектах Российской Федерации во главе с Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов на федеральном уровне будет началом демократического развития российского государства в области правового регулирования коренного населения. И совершенствование системы Уполномоченных будет способствовать повышению уровня жизни коренных малочисленных народов, а также построению гражданского общества.

 

Литература:

 

  1.                Кряжков В. А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010.
  2.                Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята общенародным голосованием в 1993г.] // Российская газета. — 1993. — № 248.
  3.                Кряжков В. А. Коренные малочисленные народы и международное право // Государство и право. 1999. № 4. С. 97.
  4.                Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (26 февраля 1997 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, народ, коренной, гарантия, интерес коренных, коренное население, правовое регулирование, региональный уровень, совершенствование системы Уполномоченных.


Похожие статьи

Институт уполномоченного по правам коренных малочисленных...

Ключевые слова: уполномоченный по правам народов, коренные малочисленные народы Севера России; государственное управление в сфере национальных отношений; правовой статус; совершенствование российского законодательства.

Правовой статус коренных малочисленных народов России

Коренные малочисленные народы Российской Федерациинароды численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков...

Социально-экономическая безопасность северных территорий...

Конституция Российской Федерации выделяет коренные малочисленные народы в качестве самостоятельного субъекта права, гарантируя им права в

важные предпосылки для защиты прав коренных малочисленных народов, развития соответствующего законодательства.

Природопользование коренными малочисленными народами РФ

В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». В местах проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к КМНС...

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу...

принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [10]

Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации» охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию.

Некоторые аспекты проблематики правового регулирования...

Правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни...

К вопросу о земельных правах коренных малочисленных...

) Данная статья затрагивает проблемные вопросы, связанные с земельными правами коренных малочисленных народов, проживающих на территории Российской Федерации, проанализированы спорные моменты законодательства, регулирующего данную область.

Власть и коренные народы Северо-Востока России...

На протяжении всей истории России малочисленные народы Севера являлись объектом, вызывающим к себе особое внимание со стороны государства. Сформировавшаяся в XVII в. специфическая система взаимоотношений власти и коренного населения Северо-востока...

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Статья посвящена нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики Российской Федерации.

ФЗ № 82 от 30.04.1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Институт уполномоченного по правам коренных малочисленных...

Ключевые слова: уполномоченный по правам народов, коренные малочисленные народы Севера России; государственное управление в сфере национальных отношений; правовой статус; совершенствование российского законодательства.

Правовой статус коренных малочисленных народов России

Коренные малочисленные народы Российской Федерациинароды численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков...

Социально-экономическая безопасность северных территорий...

Конституция Российской Федерации выделяет коренные малочисленные народы в качестве самостоятельного субъекта права, гарантируя им права в

важные предпосылки для защиты прав коренных малочисленных народов, развития соответствующего законодательства.

Природопользование коренными малочисленными народами РФ

В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». В местах проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к КМНС...

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу...

принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [10]

Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации» охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию.

Некоторые аспекты проблематики правового регулирования...

Правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни...

К вопросу о земельных правах коренных малочисленных...

) Данная статья затрагивает проблемные вопросы, связанные с земельными правами коренных малочисленных народов, проживающих на территории Российской Федерации, проанализированы спорные моменты законодательства, регулирующего данную область.

Власть и коренные народы Северо-Востока России...

На протяжении всей истории России малочисленные народы Севера являлись объектом, вызывающим к себе особое внимание со стороны государства. Сформировавшаяся в XVII в. специфическая система взаимоотношений власти и коренного населения Северо-востока...

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Статья посвящена нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики Российской Федерации.

ФЗ № 82 от 30.04.1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Задать вопрос