Усиление инновационной направленности деятельности предприятий в контексте влияния на развитие кадрового потенциала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 15.12.2015

Статья просмотрена: 397 раз

Библиографическое описание:

Волчкова, Е. Н. Усиление инновационной направленности деятельности предприятий в контексте влияния на развитие кадрового потенциала / Е. Н. Волчкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.5 (102.5). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23659/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Одним из основополагающих факторов экономического роста в современных условиях развития России является адаптивная, гибкая, мобильная кадровая политика и процессы формированиякадровогопотенциала предприятий в атомной энергетике. Кадровый потенциал энергетических предприятий включает в себя всех работающих и не работающих, кто по уровню образования, опыту и квалификации может выполнять те или иные функции, но в силу различных причин не задействован в системе или задействован, но не в соответствии со своим уровнем образования и квалификации. Это обобщенная характеристика системы формирования, распределения и использования кадров, куда включаются как занятые в производстве, так и незанятые, но способные трудиться в силу своих возможностей.

Рассматривая сущность кадрового потенциала необходимо представить его внутреннюю структуру и определить его количественные и качественные характеристики. Количественные параметры зависят от численного состава персонала организации, а в регионе характеризуются численностью экономически активного населения и численностью работников в атомной энергетике.

На уровне предприятия кадровый потенциал целесообразно рассматривать как степень готовности персонала к реализации программы его инновационного развития. Чем выше готовность, тем меньше усилий: финансовых, временных, технических — требуется предприятию, чтобы реализовать программу инновационного развития. В данной связи кадровый потенциал предприятия можно представить как совокупность трех составных частей, которые обособлены по отношению к выполняемым функциям управления персоналом:

  1.      Потенциал руководства. Руководство определяет стратегию персонала, потребности и перспективы совершенствования предприятия, в соответствии с которыми разрабатывается программа инновационного развития кадрового потенциала.
  2.      Потенциал кадровой службы. Кадровая служба воплощает стратегию инновационного развития персонала, является непосредственным механизмом его роста, а также обеспечивает необходимые и достаточные условия для практического использования кадрового потенциала организации.
  3.      Потенциал производственного персонала. Основной производственный персонал является объектом кадрового потенциала, его текущее состояние определяет непосредственную потребность в мероприятиях и прогноз состояния основного производственного персонала определяет набор действий по его росту. А контроль состояния персонала через заданный промежуток времени позволяет оценить эффективность работы всех субъектов управления ростом кадрового потенциала предприятия [1].

Для того чтобы оптимально использовать возможности рынка труда при инновационном развитии кадрового потенциала, предприятию необходимо четко классифицировать факторы, влияющие на эффективность функционирования рынка труда и рост кадрового потенциала.

Во-первых, факторы, снижающие инновационный кадровый потенциал:

          недоверие руководства к идеям персонала;

          трудности продвижения инновационных идей и предложений;

          чрезмерный контроль деятельности субъектов инноваций;

          необъективная критика, наложение санкций в случае недостижения планируемых результатов;

          субъективный подход руководителей к результатам инновационной деятельности;

          отсутствие мотивированных объяснений относительно принятия или отклонения инновационных идей.

Во-вторых, факторы, поддерживающие инновационный кадровый потенциал:

          предоставление свободы творчества при разработке инновационных идей;

          обеспечение необходимыми информационными, техническими, научными и другими ресурсами;

          поддержка со стороны администрации и руководства;

          консультирование субъектов инновационной деятельности;

          обмен опытом.

В-третьих, факторы, повышающие инновационный кадровый потенциал:

          логичная аргументация необходимости инновационных идей;

          поддержка инновационных идей и предложений;

          содействие субъектам инновации на всех уровнях;

          предоставление возможности реализации идей;

          повышение квалификации, обучение кадров, участвующих в инновационных разработках, т. е. развитие человеческого капитала;

          проведение консультаций и совещаний консультационных групп;

          предоставление объективной информации о ходе разработки и внедрения инновационной идеи;

          использование комплексных мотивационных систем и методов.

Особую роль в рамках совершенствования трудовой деятельности на базе инновационных процессов играют компетенции работников, определяемые как совокупность профессиональных знаний, навыков, умений и опыта работы в конкретной области экономической деятельности. Компетенции создают «фундамент» инновационного потенциала работников предприятия, они непосредственно влияют на качественные и количественные показатели трудовой деятельности. В качестве основных направлений по эффективному использованию компетенций является развитие скрытых возможностей персонала путем мотивационных установок. Поэтому развитая, мотивационно-ориентированная трудовая деятельность способствует более эффективному воздействию на способности работников осуществлять инновации [2].

Действующая система кадрового обеспечения энергетических предприятий, на сегодняшний момент времени, остается недостаточно гибкой, эффективной и восприимчивой к инновационным процессам производства. Следует отметить, что рыночная экономика коренным образом изменила условия деятельности предприятий в сторону повышения их самостоятельности. Предприятия действуют в условиях конкурентной борьбы, что предполагает необходимость оценки соответствия качественной структуры кадров задаче обеспечения конкурентоспособности объекта экономики в целом.

Кадровая политика на предприятиях в атомной энергетике зачастую не является эффективной, не отвечает требованиям системного и инновационного подхода. Для решения этой проблемы необходима система мер, направленная на восстановление кадрового состава. Эта система стратегических мер даст результаты только в том случае, если будет учитываться ситуация в мировой экономике, и при условии, что это продвижение в инновационную экономику произойдет более быстрыми темпами.

В этой связи на первый план выдвигается как наиболее острая проблема соответствия уровня развития человеческого ресурса — главной производительной силы, его квалификационная, профессиональная и психологическая возможности.

Поэтому главной проблемой следует считать разработку и быструю реализацию проекта создания нового кадрового инновационного потенциала, что предусматривает:

          подготовку специалистов самой высокой квалификации, прежде всего для реализации государственных научных приоритетов федерального уровня и развития, наиболее важных для нашего общества критических технологий;

          концентрацию финансовых средств для сохранения молодых энергичных и хорошо подготовленных кадров в стране и создания условий для предотвращения эмиграции наиболее ценных специалистов, необходимых для отечественной экономики, социальной сферы и системы государственного и корпоративного управления;

          создание системы условий, включая психологические, социально-бытовые, коммуникационные и информационные аспекты, для того, чтобы работа в отечественных НИИ, КБ и высокотехнологичных предприятиях, выпускающих конкурентоспособную продукцию, была привлекательной, пользовалась поддержкой общества, открывала перспективы для карьеры, творческого удовлетворения и достижения личного благополучия ученых и специалистов;

          принятие законодательных мер по увеличению инвестиций в научно-техническую сферу и контроль за их выполнением. Качественные отличия кадров предприятий в атомной энергетике состоят в специфических условиях их формирования — от подготовки, отбора специалистов к формированию высокоэффективных и дееспособных коллективов с высоким уровнем мотивации.

В общепринятых стандартизированных положениях Международной организации труда, в решениях и рекомендациях ЮНЕСКО определен не только комплекс требований к качеству рабочей силы, но и содержится система решений, обеспечивающих достижение высоких качественных характеристик рабочей силы. Рекомендации исходят из того, что радикально изменилась значимость элементов, составляющих характеристику работников. Это высокая требовательность к профессионализму, знаниям, к умению работников добавились «динамические» критерии, характеризующие личность. Это — высокий потенциал к овладению профессиональными квалификациями, мобильность, способность к непрерывному обучению, умение работать в режиме командной формы организации труда, самостоятельность, стремление к повышению своей конкурентоспособности на рынке труда, высокий уровень состязательности [2].

 

Литература:

 

  1. Вертакова Ю. В. Управление инновациями: теория и практика / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симаненко. — М.: Эксмо — Пресс, 2012. — 432 с.;
  2. Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие / В. А. Быков, Т. Г. Философова — М.: Юнити -Дана, 2010. — 295 с.;
Основные термины (генерируются автоматически): кадровый потенциал, атомная энергетика, инновационное развитие, инновационный кадровый потенциал, предприятие, инновационная деятельность, кадровая служба, основной производственный персонал, рабочая сила, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Развитие форм государственной поддержки инвестиционной деятельности малого предпринимательства

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся

Развитие инновационной составляющей экономики на региональном уровне

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Формирование оценки социально-экономической эффективности на муниципальном уровне в отраслях сферы услуг

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Реализация требований ФГОС СПО нового поколения к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа в аспекте компетентностного подхода

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

Похожие статьи

Развитие форм государственной поддержки инвестиционной деятельности малого предпринимательства

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся

Развитие инновационной составляющей экономики на региональном уровне

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Формирование оценки социально-экономической эффективности на муниципальном уровне в отраслях сферы услуг

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Реализация требований ФГОС СПО нового поколения к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа в аспекте компетентностного подхода

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

Задать вопрос