Политико-правовая система привлечения иностранных инвестиций в Республику Южная Осетия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.11.2015

Статья просмотрена: 276 раз

Библиографическое описание:

Тадтаев, Д. М. Политико-правовая система привлечения иностранных инвестиций в Республику Южная Осетия / Д. М. Тадтаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23567/ (дата обращения: 24.11.2024).



 

Современная экономическая наука и управленческая практика свое внимание все больше фокусируют на выборе инновационного пути экономического развития государства, так как их конкурентоспособность все в большей степени зависит от новых технологий и инноваций.

Сдерживающие процессы и кризисные явления в экономике Республики Южная Осетия в течение продолжительного периода времени обострили многочисленные проблемы. Территориальная неопределенность приграничных районов, распад хозяйственных связей с бывшими республиками Советского Союза, непоследовательность в принятии законодательных и нормативных актов по различным вопросам государственного управления и регулирования экономических процессов привели к осложнению всей системы взаимоотношений в стране. Основные фонды различных отраслей морально и физически устарели. Промышленный, сельскохозяйственный и инфраструктурный потенциал, унаследованный с советских времен, нуждается не просто в восстановлении, а в коренной модернизации с учетом реалий XXI века [1, с. 187].

Если Республика Южная Осетия до признания государственного суверенитета и независимости боролась за выживание, то после признания, Российской Федерацией 26 августа 2008 года № 1261 и некоторыми другими государствами в качестве субъекта международного права, появились явные посылы для институциональных реформ, направленных на создание эффективной национальной экономики.

На данном этапе укрепления государственности, экономическая политика Республики Южная Осетия должна быть направлена на восстановление национальной экономики и обеспечение национальной безопасности. Концепция преимущественно исходит из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия от 17 сентября 2008 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об оказании помощи Республики Южная Осетия в социально-экономическом развитии от 26 августа 2009 года. Однако финансовая помощь, оказываемая Российской Федерацией Республике Южная Осетия не является достаточной для полномасштабных экономических процессов с законченными циклами. Поэтому основной упор следует делать на привлечение иностранных инвестиций и активизацию механизма инновационной деятельности.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Южная Осетия, включая и иностранные инвестиции, осуществляется Законом Республики Южная Осетия «Об инвестиционной деятельности», принятый Парламентом Республики Южная Осетия 2 апреля 2014 года.

Фундаментальные правила по осуществлению иностранных инвестиций в Республике Южная Осетия подробно обозначены во второй главе закона, в точности: одним из основных принципов закона является привлечение иностранных инвестиций, а также создание условий для осуществления национальных инвестиций; иностранным инвесторам гарантируется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый национальным, за исключением случаев, когда законодательством Республики Южная Осетия устанавливаются отдельные особенности ограничительного характера; иностранным инвесторам предоставляется гарантия от экспроприации и национализации капитала, предоставляются налоговые льготы.

Важным упущением в законе является отсутствие реторсии, учитывая агрессивный настрой ближайшего южного соседа (Грузии) и дискриминационное отношение со стороны большинства развитых европейских стран. По мнению автора, реторсии следует внести в виде отдельной статьи в следующей редакции:

«Правительство Республики Южная Осетия может вводить ограничения либо полный запрет на осуществление инвестиционной деятельности в Республике Южная Осетия инвесторами отдельных государств в качестве ответной меры на дискриминационные действия или ограничительные меры властей этих иностранных государств по отношению к Республике Южная Осетия, ее гражданам или юридическим лицам в экономической сфере».

Зарубежный опыт показывает, что в любом достаточно развитом государстве существует строгая система защиты своих национальных рынков от чрезмерного проникновения иностранного капитала. При этом привлечение из-за рубежа финансовых и других ресурсов должная основываться на тщательно разработанной государственной концепции привлечения иностранных инвестиций.

Для разработки эффективной политики привлечения иностранных инвестиций в Республику Южная Осетия необходимо структурировать отрасли экономики с позиции целесообразности использования в них иностранного капитала. При это необходимо выделить, по крайней мере, три группы отраслей, в которые:

1)     запрещен доступ иностранного капитала;

2)     доступ иностранного капитала ограничен и возможен только после получения лицензии;

3)     возможен беспрепятственный доступ иностранного капитала.

Уполномоченный орган по реализации инвестиционной политики в Республике Южная Осетия должен осуществить отбор инвестиционных проектов с участим иностранных партнеров исходя из первоочередных государственных интересов, предусматривающих решение следующих задач:

1)        ограничение доступа иностранного капитала в отрасли и предприятия, имеющие стратегическое значение (оборонно-промышленный комплекс, энергетика и др.), а также в отрасли, где необходимо проведение протекционистских мер с целью поддержания и развития собственных производителей;

2)        развитие территориальных образований;

3)        реализация крупных инвестиционных проектов, где без помощи иностранных инвесторов с их технологиями, деловым администрированием и финансовыми ресурсами не обойтись;

4)        внедрение новых высокотехнологичных, экологически чистых производств, которые могли бы качественно поднять уровень эффективности производства и реструктурировать промышленность Республики Южная Осетия в целом.

При этом ограничение притока иностранных инвестиций в стратегически важные предприятия и отрасли, являющиеся естественными монополиями, совершенно необходимо для сохранения экономической безопасности страны.

Следует отметить, что на данный момент в Республике Южная Осетия работают уже две компании с иностранным капиталом: ЗАО «Остелеком», держателем контрольного пакета акций является российская компания ОАО «Мегафон» и БТК 4, уставный капитал в размере 100 % принадлежит российскому холдингу легкой промышленности БТК групп.

В 2016 году в Республике Южная Осетия с участием иностранного капитала планируется строительство нового предприятия по выпуску мясной продукции, инициатором которого является российская группа компаний «Евродон». Также планируется организовать современное производство молочной продукции компанией ООО «Петрикор», на основе недостроенной в рамках Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Южная Осетия на 2012–2013 гг. товарно-молочной фермы в с. Аунеу, (Знаурский район Республики Южная Осетия).

Следующий этап разработки государственной политики в сфере привлечения иностранных инвестиций — это определение предельной доли иностранных капитальных вложений в экономику в течение конкретного периода времени. Можно определить и зафиксировать конкретный предельный объем иностранных инвестиций в экономику в зависимости от размера ВВП или объема валовых инвестиций.

По мнению автора, приоритетными направлениями привлечения иностранный инвестиций в экономику Республики Южная Осетия являются следующие:

          реализация крупных инвестиционных проектов;

          развитие и модернизация традиционной промышленной базы;

          организация новых производств, которые основываются на нетрадиционных для страны технологиях, способствующих разрешению структурных проблем экономики.

Реализация каждого из направлений использования иностранных инвестиций нуждается в разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных инвестиционных проектов требует как усилий со стороны органов государственного управления, так и жесткого государственного контроля.

Контроль со стороны Правительства Республики Южная Осетия должен быть опосредован финансовыми интересами не чиновников, а государства в целом. Помимо этого необходимо перейти к применению дифференцированных подходов, то есть оригинальных, адекватных способов инвестирования или их комбинации в зависимости от текущей ситуации, определяющей условия реализации того или иного проекта.

К позитивным последствиям иностранных инвестиций можно отнести приток достижений мирового научно-технического прогресса в национальную экономику. Вместе с тем имеются и негативные последствия. К их числу относится, например, увеличение структурной безработицы, усугубление диспропорции в добывающего и производящего секторов экономики, ухудшение экологической обстановки, рост социального неравенства и т. д.

Выбор всегда остается за человеком.

 

Литература:

 

  1.      Тадтаев Д. М. Исследование направлений формирования стратегии инновационно-инвестиционной политики Республики Южная Осетия [Текст] / Д. М. Тадтаев, Ю. И. Жевора // Молодой ученый. — 2014. — № 12. — С. 187–190.
Основные термины (генерируются автоматически): Южная Осетия, иностранный капитал, Республика, Российская Федерация, инвестиционная деятельность, инвестиция, государственное управление, мнение автора, национальная экономика, правительство Республики.


Задать вопрос