Настоящая статья посвящена обязанностям исполнителя по договорам на выполнение НИОК и ТР.
Перед тем, как перейти к рассмотрению обязанностей исполнителя по указанным договорам, следует отметить, что данные договоры являются «взаимными, т. е. двусторонне обязывающими договорами, т. к. и у исполнителя, и у заказчика возникают по отношению друг к другу взаимные обязательства» [1, с. 54].
Основные обязанности исполнителя по рассматриваемым договорам закреплены в ст. ст. 773 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (далее — ГК РФ) [2].
Согласно указанной статье, исполнитель в договорах на выполнение НИОК и ТР обязан:
выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;
согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре;
незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;
гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц.
Рассмотрим каждую из этих обязанностей.
Абзац 2 ст. 773 ГК РФ предусматривает обязанность исполнителя выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок.
Данная норма практически повторяет норму п. 1 ст. 769 ГК РФ, где определяется понятие договоров на выполнение НИОК и ТР. Согласно данному пункту, по договору на выполнение НИР исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение ОКР и ТР — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Вместе с тем, нормы п. 1 ст. 769 ГК РФ уточняются абз. 2 ст. 773 ГК РФ. Во-первых,      «в первом случае речь идет о работе, а во втором — о результатах работ» [3, с. 53]. Во-вторых, в рассматриваемом абзаце говориться не только о выполнении работ и получении соответствующих результатов, но и об обязанности исполнителя передать полученные результаты заказчику. В-третьих, в абз. 2 ст. 773 ГК РФ отмечается, что исполнитель обязан выполнить указанные обязанности по выполнению работ и передачи результатов заказчику в предусмотренный договором срок. Последний из указанных моментов, а также ст. 708 ГК РФ — «Сроки выполнения работы» (§ 1 гл. 37 ГК РФ — «Общие положения о подряде»), к которой отсылает ст. 778 ГК РФ, определяют, что «срок выполнения работ по договорам на выполнение НИОК и ТР является существенным условием рассматриваемых договоров» [4, с. 906].
Применительно к рассматриваемой обязанности исполнителя по договорам на выполнение НИОК и ТР представляется необходимым также затронуть нормы ст. 770 ГК РФ.
В соответствии с указанной статьей, исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение НИР третьих лиц только с согласия заказчика.
При выполнении ОКР и ТР исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (ст. 706 ГК РФ).
Анализ содержания норм ст. 770 ГК РФ, показывает, что «в первом случае, по договору на выполнение НИР, нормы ГК РФ презюмируют личное выполнение работ исполнителем. Право исполнителя на привлечение третьих лиц к выполнению работ по данному договору осуществляется только с согласия заказчика. Во втором случае, по договорам на выполнение ОК и ТР, нормы ГК РФ презюмируют право исполнителя привлекать к выполнению работ по рассматриваемым договорам третьих лиц. Данная норма, однако, является диспозитивной. Поэтому, право исполнителя на привлечение третьих лиц к выполнению работ по этим договорам будет иметь место, если иное не предусмотрено договором» [5, с. 13].
«Норма о том, что к отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (ст. 706 ГК РФ), указана только в п. 2 ст. 770 ГК РФ. Однако, исполнитель, как уже было отмечено выше, вправе привлекать к исполнению договора на выполнение НИР третьих лиц с согласия заказчика» [6, с. 496].
«Представляется, что рассматриваемая норма должна распространяться также и на нормы п. 1 ст. 770 ГК РФ, т. к. исполнитель, как уже было отмечено выше, вправе привлекать к исполнению договора на выполнение НИР третьих лиц с согласия заказчика. Исходя из этого, представляется ст. 770 ГК РФ дополнить пунктом 3 и перенести последнее предложение п. 2 ст. 770 ГК РФ, путем его исключения из этого пункта, в п. 3 ст. 770 ГК РФ: «3. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (статья 706).» [7, с. 13].
Согласно абз. 3 ст. 773 ГК РФ, исполнитель обязан согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД), принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование.
Наличие указанной обязанности обусловлено тем, что для достижения того, или иного результата работ по договорам на выполнение НИОК и ТР, могут потребоваться права на использование тех или иных РИД, для чего требуется заключение, в частности, соответствующих лицензионных договоров.
В соответствии с абз. 4 ст. 773 ГК РФ, исполнитель обязан своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре.
Указанная обязанность наступает, если в выполненных исполнителем работах (в результатах работ) имеются недостатки, допущенные по вине исполнителя.
В силу абз. 5 ст. 773 ГК РФ, исполнитель обязан незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы.
Наличие данной обязанности обусловлено спецификой рассматриваемых договоров. Стороны договора, не могут в полной степени быть уверены в получении ожидаемых результатов работ. Нормы п. 3 ст. 769 ГК РФ устанавливают, что риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение НИОК и ТР несет заказчик, если иное не предусмотрено законом или договором.
Кроме того, информирование исполнителем заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы имеет большое значение для последствий невозможности достижения результатов НИР (ст. 775 ГК РФ) и последствий невозможности продолжения ОКР и ТР (ст. 776 ГК РФ) [8, с. 341].
В соответствии с абз. 6 ст. 773 ГК РФ, исполнитель обязан гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц.
Комментируя указанную норму, А.П. Сергеев отмечает, что «иными словами, заказчику должна быть гарантирована патентная чистота передаваемых ему результатов работ» [9, с. 426].
Наряду с обязанностями исполнителя по договорам на выполнение НИОК и ТР, закрепленными в ст. 773 ГК РФ, у него имеются и другие обязанности. Так, в соответствии со ст. 771 ГК РФ, как на исполнителя, так и на заказчика, возлагается обязанность по обеспечению конфиденциальности сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов. Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется в договоре.      Каждая из сторон обязуется публиковать полученные при выполнении работы сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны.
Однако, указанные нормы ст. 771 ГК РФ, является диспозитивными. Закрепленная в них обязанность, будет иметь место, если иное не предусмотрено договором. Таким образом, «сторонам договора предоставляется право отказаться от обязательств по конфиденциальности, указав это в договоре» [10, с. 72].
В соответствии со п. 2 ст. 774 ГК РФ,      договором может быть предусмотрена обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу (технико-экономические параметры) или тематику работ.
Исходя из этого, В.А. Рассудовский отмечает, что «по общему правилу техническое задание разрабатывает исполнитель и согласовывает его с заказчиком. В то же время п. 2 комментируемой статьи допускает случаи, когда выдача технического задания и согласование его вместе с программой или тематикой работ составляет обязанность заказчика» [11, с. 460].
Литература:
- Галкин А. Ю. Понятия и правовая природа договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. 2014. № 3 (82). С. 53-55.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
- Галкин А.Ю. Предмет договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. № 2 (13). 2012. С. 52-55.
- Галкин А.Ю. Срок как элемент договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 906-908.
- Галкин А.Ю. Привлечение третьих лиц к выполнению работ по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Проблемы, идеи, тенденции в общественных, технических, гуманитарных и естественных науках в свете современных исследований». 25-26 мая 2015 г., г. Санкт-Петербург. − СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2015. С. 12-13.
- Галкин А.Ю. Выполнение работ по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Молодой ученый. 2015. № 13 (93). С. 494-497.
- Галкин А.Ю. Привлечение третьих лиц к выполнению работ по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Проблемы, идеи, тенденции в общественных, технических, гуманитарных и естественных науках в свете современных исследований». 25-26 мая 2015 г., г. Санкт-Петербург. − СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2015. С. 12-13.
- Галкин А. Ю. Последствия невозможности достижения результатов научно-исследовательских работ и последствия невозможности продолжения опытно-конструкторских и технологических работ // Молодой ученый. 2015. № 14 (94). С. 340-342.
- Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. — 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев [и др.]; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толской. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 848 с.
- Галкин А. Ю. Условия о конфиденциальности сведений по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции 30 сентября 2015 г.: в 10 ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. — Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2015. № 6, часть VII. С. 71-73.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Т. 2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т. Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина; Ин-т государства и права РАН. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 1045 с.