Использование счётных палочек Кюизенера в работе по формированию математического словаря дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.11.2015

Статья просмотрена: 2753 раза

Библиографическое описание:

Бушмакина, Е. В. Использование счётных палочек Кюизенера в работе по формированию математического словаря дошкольников / Е. В. Бушмакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.4 (102.4). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23395/ (дата обращения: 24.11.2024).



 

Язык математики в большей степени, чем язык других учебных предметов, обладает такими качествами, как «однозначность, недвусмысленность терминов и выражений, четкость синтаксических и семантических правил, компактность и емкость фразеологических оборотов, стилистическое единообразие, использование стандартных словесных форм». Перечисленные качества математического языка, позволяют формировать такие компоненты речевой культуры, как точность языка, адекватное выражение мысли, экономичность, информированность речи, ее последовательность, логичность, четкость формы.

Под математической речью, по мнению Л.М. Фридмана, следует понимать «устную и письменную речь на основе полуформального математического языка» Грамотная математическая речь, с точки зрения В.Н. Худякова, выражается в правильном употреблении математических терминов, в знании, где и когда можно применить эти термины и специальные математические выражения. Формирование такой речи должно быть предметом повседневной заботы педагога.

Одновременно с развитием математической речи развиваются другие неречевые функции (восприятие, внимание, память, мышление). Математическое мышление вообще невозможно вне речи, оно всегда связано с языком, речь является материальной оболочкой мышления.

Словарь, который усваивается детьми на занятиях по математике, складывается из отдельных слов, представленных существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами и, словосочетаний. Его специфическая особенность заключается в значительном преобладании таких частей речи, как числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обыденном речевом общении детей используются редко и не всегда точно.

В словарной работе специфическое значение для усвоения учебного материала имеет обогащение словаря детей терминами. Термин отграничивает понятие от других смежных понятий и точно определяет его содержание. Математический словарь состоит из математических терминов и слов, обслуживающих математику, для освоения которого эффективно использование палочек Кюизенера. В свою очередь по содержанию их можно разделить на следующие группы:

* Названия чисел (один, десять и т. д) и словесных обозначений понятий, связанных с числом (число, цифра, название разрядных единиц, классов и т. д);

* Названия арифметических действий, связанных с числом;

* Названия арифметических действий их компонентов и результатов (сложение, вычитание, слагаемое, сумма);

* Слова – понятия, связанные с изменением величин (сантиметр, метр, длина отрезка и т. д);

* Слова – понятия, связанные с геометрическим материалом (квадрат, сторона квадрата, угол и т.д.);

* Слова - понятия, связанные с обозначением величины предметов (большой, маленький, длинный, короткий, тонкий, толстый, узкий, широкий, высокий, низкий, одинаковый, средний и т. д);

* Слова – понятия, связанные с относительными размерами предметов (больше, меньше, самый большой, самый маленький, длиннее, корче, уже, шире, выше);

* Слова – понятия, связанные с увеличением и уменьшением числа на несколько единиц (несколько, столько же, столько же да еще…, столько же без…)

* Слова – понятия, связанные с пространственными отношениями направлений и местоположения предметов (вправо, влево, справа, слева, слева от…, справа от…, сверху, снизу, вверх, вниз, вперед, назад, спереди, посередине, рядом, кругом, вокруг, внутри);

Использование палочек Кюизенера в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речь с учетом возрастных возможностей ребенка.

Вариативность использования палочек Кюизенера в работе с дошкольниками

Так, разработанные бельгийским математиком Х. Кюизенером палочки, широко применяются на занятиях по развитию речи дошкольников. Игры и упражнения с ними помогают решать такие задачи:

- закрепление понятий: длинный – короткий, высокий – низкий, толстый – тонкий, один – много, больше - меньше

- закрепление знания о цвете;

- развитие психических процессов: памяти, воображения, логического мышления;

- обучение ориентировке в пространстве;

- развитие творческого мышления;

- тренировка глазомера;

- развитие мелкой моторики рук.

Рекомендуется использовать как часть занятия не более 3 мин. Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания:

- проговаривание предложений;

- называние частей предмета;

- отрабатывание грамматики и лексики (употребление порядковых и количественных числительных);

- закрепление коротких стихов, потешек;

- использование предложений с однородными определениями;

- автоматизацию звуков речи;

- формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры.

Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально – коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть их, из чего они состоят.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

  •                  Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, желтую, белую, черную, оранжевую, голубую палочки.
  •                  Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
  •                  Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.
  •                  Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
  •                  Перечисли цвета всех палочек на столе.
  •                  Покажи не красную палочку, не желтую и т.д.
  •                  Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы.
  •                  Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей, красной и синей, голубой, оранжевой и черной, и т.д.
  •                  Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу. Подравняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка?

Почти каждая лексическая тема дает возможность педагогу использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на занятиях по развитию речи. В средней и старшей группе дети выкладывают палочки по образцу, в подготовительной к школе группе – по представлению, из собственного опыта. Ниже даны фрагменты некоторых занятий для детей 4-6 лет.

В средней группе:

      При закреплении предлога «на» дети строят высокую и низкую скамейки из палочек. (Зайка сидит на высокой скамейке) Вспоминая стихотворение А.Барто «Зайка», дети составляют предложения с предлогом на: «Мишутка сидит на высокой скамейке. Чебурашка сидит на низкой скамейке».

      Для построения «Пирамидки» дети сначала находят самую длинную палочку из 10 различных цветов, потом короткую и т.д. пока не получится красивая, ровная разноцветная пирамидка. Педагог дает задания: поставь маленькую игрушку слева, справа, впереди, сзади пирамидки. Играя с игрушками, дети учатся ориентировке в пространстве.

      Изучая тему «Фрукты», дети выкладывают из палочек дерево – яблоню и отвечают на вопросы логопеда предложениями: «на яблоне поспели красные яблоки», «На моей яблоне растут желтые, зеленые, красные яблоки».

      Для правильного употребления в речи предлогов «на», «по» дети строят из цветных палочек лесенку, дополнительно получая мелкие игрушки. Далее они рассказывают, кто сидит на лесенке, а кто шагает по лесенке.

      При выкладывании из палочек овощей, фруктов дети отвечают на вопросы: Что вверху? Что внизу? Что справа? Что слева? Какая груша? Какая морковка? Где растут груши? Где растет морковь?

      Выкладывая красивые цветы (астры, тюльпаны, подснежники, васильки, лилии) из цветных палочек Кюизенера, дети закрепляют согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

В старшей группе

      При постройке прекрасного дома – дворца с крыльцом дети усваивают понятие «признак», особенно после чтения «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

      Используя альбом «Посудная лавка» можно по образцу выложить из палочек разную посуду (кастрюлю, чашку, вазу, чайник, самовар), одновременно закрепляя употребление предлогов в, из и обучаясь счету (сколько получилось у нас самоваров, чайников, чашек?).

      Предлог «над» удобно отрабатывать при изучении темы «Транспорт». Дети составляют предложения с предлогом «над»: «самолет пролетает над городом, над лесом. Воздушный шар пролетел над пшеничным полем».

      Выкладывая из цветных палочек цветущие деревья и кустарники, дети по – разному представляют себе, как цветут яблоня, черемуха, вишня. Прослушав стихотворение «Яблонька» И. Токмаковой, дети подбирают слова – синонимы, эпитеты, сравнения.

Маленькая яблонька у меня в саду.

Белая – пребелая вся стоит в цвету.

Я надела платьице с белою каймой

Маленькая яблонька, подружись со мной.

В подготовительной к школе группе

      Дети выкладывают из палочек, фантазируют и упражняются в употреблении в речи притяжательных прилагательных, дополнительно получая маленькие игрушки зверей.

Заяц живет под кустом. Это заячий дом.

Я сделал медвежью берлогу.

Волчица с волчонком живут в логове. Это волчье логово.

Мышка живет в норке. Это мышиная норка.

      Дети пересказывают русскую народную сказку «Заюшкина избушка» с элементами драматизации. Перед тем как выложить домики лисы и зайца, уточняется, какой нужно выбрать цвет палочек: для ледяного домика лисы – палочки холодных тонов, для деревянного домика зайца – палочки теплых тонов. После драматизации сказки дети выкладывают из палочек домики лисы и зайца на выбор и еще раз проговаривают сюжет сказки.

Можно придумать еще много интересных и полезных моментов на логопедических занятиях, используя цветные палочки Кюизенера. Порой дети даже лучше, интереснее взрослых могут изобразить тот или иной предмет. Работа с ними приносит как детям, так и педагогам большое удовольствие. А самое главное - они получают знания. Накапливают опыт, действуя с предметами, экспериментируют, фантазируют, а значит, развиваются.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют четкое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить логико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом. Таким образом, мы можем говорить о том, что развитие речи дошкольников вообще и математической речи в частности, имеет большое значение для формирования математических представлений. От решения этой проблемы зависит развитие математического мышления детей дошкольного возраста и успешность обучения математике в начальной школе.

 

Литература:

  1. Варфоломеева С.В. Усиление общеобразовательной функции обучения математике на основе использования ее взаимосвязи с языковыми дисциплинами: Автореф. дис….канд. пед. наук М., 1988.
  2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. М.: просвещение,1988.
  3. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Просвещение,1985.
  4. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Развитие речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений// Дошкольное воспитание. 1989 №1. С.66 -68.
  5. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду /под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М.: Изд-во АПН СССР,1987.
  6. Работягова Т.П. Палочки Кюизенера на логопедических занятиях. //Логопед.2012 №8. С69-73.
  7. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. М., 1998.
  8. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения. М.; Воронеж,2000.
  9. Шатилова Е.В. Речевое развитие старших дошкольников в процессе формирования математических представлений //Детский сад: теория и практика.2012 №1. С 36-43.
Основные термины (генерируются автоматически): палочка, ребенок, использование палочек, математическая речь, слово, высокая скамейка, красная палочка, маленькая яблонька, математический язык, одинаковый цвет.


Похожие статьи

Освоение элементарных математических представлений детьми раннего дошкольного возраста в процессе использования цветных палочек Х. Кюизенера

Использование авторского дидактического пособия «Домашние животные и счёт» в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Применение авторского дидактического пособия «Умный паровозик» в развитии детей раннего возраста

Использование интерактивных развивающих и обучающих дидактических игр сборника «IT-гувернёр» в работе педагогов по развитию познавательных процессов у дошкольников

Использование мозаики-конструктора «Весёлая стройка» в образовательной работе с дошкольниками

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Использование схематической модели числа при формировании вычислительных навыков у младших школьников

Использование компьютерных технологий в деятельности концертмейстера детских школ искусств

Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

Похожие статьи

Освоение элементарных математических представлений детьми раннего дошкольного возраста в процессе использования цветных палочек Х. Кюизенера

Использование авторского дидактического пособия «Домашние животные и счёт» в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Применение авторского дидактического пособия «Умный паровозик» в развитии детей раннего возраста

Использование интерактивных развивающих и обучающих дидактических игр сборника «IT-гувернёр» в работе педагогов по развитию познавательных процессов у дошкольников

Использование мозаики-конструктора «Весёлая стройка» в образовательной работе с дошкольниками

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Использование схематической модели числа при формировании вычислительных навыков у младших школьников

Использование компьютерных технологий в деятельности концертмейстера детских школ искусств

Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

Задать вопрос