Автор: Сурков Максим Геннадьевич

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.11.2015

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Сурков М. Г. Проблема «новой образности» и его художественное воплощение в романах Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 34-36.



 

Образ – основная составляющая художественного произведения, представляющая его содержательную целостность на всех структурных уровнях. Его следует рассматривать как универсальное единство беспредельного и предела, как порождающую модель неограниченной смысловой помощи [1, с. 59]. Загадка художественного образа заключена в том, что «духовная перспектива к которой восходит образ, всегда претворяется в конкретном пластическом изображении» [1, с.59]. Проблема образности сегодня стала актуальнейшей проблемой, поскольку молодежь потеряла литературные образы-ориентиры, отражающие идеалы, а старые – утратили свою актуальность [14.с.356].

Среди российских и зарубежных авторов можно выделить ряд произведений, где образ главного героя своей положительной энергией ведет за собой, указывая верный жизненный путь. Нам видится, что в этом - важнейшее назначение литературной классики, которая является источником гуманитарной энергии [17, с.15-19].

Искусство давно заявило о своем вторжении в культуру в качестве прямого инициатора резких, парадоксальных изменений прежнего ментального опыта. Являя нечто новое и небывалое, классика подготовила культурное сознание к тому, что возникающий художественный язык смог стать ключом к вхождению в незнакомые, в меняющиеся структуры жизни, что нашло свое отражение в становлении новой образности, в которой оттачивались возможности увидеть и услышать раннее закрытое для эстетического созерцания.

Мир в искусстве конца XIX - ХХ века являлся конкретным, загадочным, парадоксальным, неким явлением глубинных пластов бытия - будь то «шевелящееся» пейзажи В.Ван Гога или «новый театр» А.П. Чехова (с его подтекстом и недосказанностью). Смыслопорождение идет не только от цвета, света и звука, но и от индивидуально-личностных комплексов понятий, способностей и идеей человека, связанных с «чистотой» и «принципиальностью» эстетического приема, а этот принципиально организованный и осмысленный прием выступает как противовес «беспринципности», злу и хаосу мира [1.с.72].

Жажда ответов на актуальные вопросы современности порождалась ситуацией, которую интуитивно чувствовало искусство. Это ситуация мировосприятия, то есть вписывание человека в систему мира, его духовное самочувствие в ней. Для Европы начала XX в.- это противостояние индивидуального человека и мира вокруг него, диалог личностного и реально складывающегося окружения. Субъектно-объектная дуальная структура, где оба начала имеют равные права на активное присутствие и богатое взаимодействие друг с другом, сложилась в результате нескольких веков исторического, философского, эстетического и культурного развития европейского сознания Нового и Новейшего времени [16.с.186.]. На этом относительно узком историческом отрезке сформирована система восприятия мира, где реальность была двухполюсна, диалогична и не существовала вне двунаправленной активной проекции человека на мир и мира на человека. Вступая в ХХ век и обживая его пространство, искусство не могло быть вне этой системы ценностного отсчета реальности. Отсюда протекает его «активность», поиски внутренней диалогической позиции человека [1.с.72].

Главным смысловым полем прояснений в этом диалоге становится ситуация "на грани " и "через грань", "на пределе" и " через предел", когда среди множества возможных попыток обозначить для искусства блок смыслов, который оказывается преобладающим на эстетическом поиске века, можно выделить зону человеческого (и не человеческого) предела, зону переступания грани [2.с.72]. Это становится предметом пристального внимания всех направлений искусства и, соответственно, всех новых форм образности.

«Пограничность» как делимо-неразделимую грань (в жизненных ситуациях, характерах, пространстве, в философствованиях) искусство ставит предметом судьбоносного для ХХ века поиска. Интерес к испытываемым человеком эмоциональным и интеллектуальным ощущениям предела и запредела, художественный анализ того, что происходит на этой линии, представляет собой область колоссального напряжения искусства. Грани этой логики осваивает и выражает искусство в слове, колорите, звуке. Весь мир становится для художника и писателя областью образных открытий [1.с.72]. Открытия эти, конечно же, смещают представления о невозможном-возможном, об одновременности их присутствия в одном. Таким образом, современное искусство не только меняет взгляд человека на мир, но и сущность самого человека. В этой ситуации перед художником встает проблема чувственнозримой стороны образа.

Вопрос о художественной видимости – это вопрос о том, что искусство предъявляет нашим глазам, нашему восприятию. Динамизм и бесконечность смыслов, свойственные современной культуре, еще раз напоминают человеку о способности извлекать то, что превышает пределы видимости, изменяет телесную изменчивость бытия.

Такого рода «превышения» - реальность сложившегося нового сознания, что с достаточной четкостью позволяет поставить для искусства дилемму «видимость – смысл». При этом сама «видимость» может пониматься двояко: как жизненная видимость и как видимость образная, творчески создаваемая.

С жизненной видимостью сразу же становится ясно: она превращает искусство лишь в повод для полагания смыслов и может конкретно присутствовать, а равно и отсутствовать, в художественном произведении. Жизненная похожесть становится лишь одним из приемов в арсенале современного художника и писателя. Искусство демонстрирует, что оно выше фигуративности. Оно открыто высвобождается плена видимости, отступает от его диктата, который ранее мыслился обязательным. Внутриобразная видимость принадлежит только искусству и потому обладает культурно-эстетическими свойствами.

Проблема видимости в художественном произведении – это отдельная проблема. В ней особо выделяется один аспект – образная телесность в ХХ в.; то неузнаваемо изменчивый мир предметов, структур, пластических объемов, характеров, пространств, деформаций, которые составляют непосредственно влияющую на человека духовно-эстетическую образную реальность.

В искусстве происходит отказ от поверхности вещи, от предметов непосредственной фигуративности, от простого предметной действительности и переход в вектор авторитета формирующей субстанциально творящего потенциала. Предмет (явление) оказывается всего лишь поводом для более мощного проявления смыслов, которые призваны нести в себе более глубокую и яркую символику онтологической сущности начал. Предполагается, что поверхности называемого предмета непосредственно эти начала не переходят. Необходима дополнительная энергия для их обнаружения. И эту энергию создает именно художник. При таких условиях вещь, предметная внешность, становится тайной и ложью, превращается в «иные» силы и состояния.

Искажение видимости, отступления от нее, нереальность зрения его «иные» зоны позволяют уловить, психологически вобрать в нее суть современных состояний действительности. За видимостью скрывается нечто большое, чем она сама.

Так, ХХ век превратил новую образность в экзистенциально-проблемное переживание культуры и современной литературы для детей и подростков.

Среди современных литературных особое место занимают образы главных героев романов Дж. Р Роулинг «Гарри Поттер».

Гарри Поттер – щедрый, умный, добродушный, любознательный, несчастный мальчик потерявший семью еще в младенчестве.

Пример любознательности из книги:

«— Что ты делал под окном, а?

— Слушал новости, — мирным тоном ответил Гарри.

Дядя и тетя обменялись возмущенными взглядами.

— Новости слушал! Опять!

— Они каждый день другие, вот какая штука, — объяснил Гарри.» [7, с.3].

Потеряв своих родителей, он жил у единственных родственников, которые относились к Гарри неуважительно. В Хогвартсе он проявил себя как добродушный, ответственный, честный маг. В процессе учения он приобретает такие качества, как храбрость, хитрость, ловкость, целеустремленность. С первых дней находит себе верного друга, с которым дружит на протяжении всего романа. Так же у него были враги, с которыми приходилось бороться. Гарри проявил талант в игре квиддич как самый молодой ловец. Так же, на Гарри были три попытки убийства. Образ Гарри учит молодежь быть храбрыми, добрыми, честными с собой и своими товарищами людьми. Людьми, способными отстоять свою личность и личность друга.

Гермиона Грейнджер – храбрая и отважная девочка, которая всегда готова прийти на помощь друзьям. С самого начала Гермиона предстает в образе слишком умной, всезнайки. Вот пример из романа:

«— Гавнэ? — Гарри взял один значок и стал рассматривать. — Это еще что такое?

— Это Г. А. В. Н. Э. Означает — Гражданская Ассоциация Восстановления Независимости Эльфов.

— Никогда о такой не слышал, — заявил Рон.

 Разумеется, не слышал. — Гермиона расправила плечи. — Я только что ее основала.

— Да что ты? — Рон, похоже, ничуть не удивился. — И сколько же у вас членов?

— Ну… если вы вступите… будет трое.

— И ты думаешь, мы захотим разгуливать повсюду со значками, на которых написано вот это слово? Быть вам, ребята, в гавнэ?» [6, с. 94].

Она очень любит учиться и уделяет этому много времени, честолюбива, на уроках всегда старается ответить первой и выделиться своими знаниями. Из-за своего трепетного отношения к правилам и фанатичного стремления к порядку и дисциплине, она постоянно ссориться с главными героями Гарри и Роном. Однако первое впечатление о ней оказывается неверным: действительно, соблюдение формальных правил и успехи в учёбе для неё много значат, но можно со всей уверенностью сказать, что у неё есть более значимые ценности и идеалы. Она высоко ценит справедливость. Цепкая наблюдательность Гермионы прикрывает ее слабое место – неумение действовать в нестандартной ситуации, с которым героиня борется на протяжении всего романа. Гермиона Грейнджер является отличным примером для подражания, поскольку учит подрастающее поколение верить в себя, быть стойкой и никогда не уходить от поставленной цели.

Рон Уизли – общительный, интересный, дружелюбный, немного туповатый мальчик. Он становиться лучшим другом Гарри Поттера уже с первых дней их знакомства, его влечет необычность Гарри, и он решается с ним подружиться. Он помогает главному герою в поисках ответов на важные вопросы, помогает открытии тайн Хогвардса. Рон Уизли учит новое поколение не бояться преодолевать трудности, быть верным другом.

Проанализировав образ каждого героя, можно сделать вывод о том, что на протяжении всех романов образы существенно не изменяются, а лишь подкрепляются новыми положительными качествами, то есть обрастают новыми смыслами: именно так осуществляется взросление. Герои романов писательницы могут быть образцом для подражания молодежи, поскольку учат подрастающее поколение быть верными друзьям, шагать «дороге добра и взаимовыручки», преодолевая все трудности и невзгоды.

 

Литература:

  1. Логинова М.В. Основы философии и искусства. М.: ИНФРА- М, 2013. – 159 с. ..
  2. Валеева Е.В. Универсальные образовательные метафоры // обсерватория культуры. 2015. № 4.- С. 18-24..
  3. Валеева Е.В. Психофизические основы художественного образа. Монография. Саров. 209 - 219 с.
  4. Логинова М.В. Основы философии и искусства. М.: ИНФРА- М, 2013. – 159 с. ..
  5. Роулинг Дж. Гарри Поттер и кубок Огня. – М.: РОСМЕН-М, 2000. – 665 с.
  6. Роулинг Дж. Гарри Поттер и дары Смерти. – М.: РОСМЕН-М, 2007. - 640 с.
  7. Роулинг Дж. Гарри Поттер и орден Феникса. – М.: РОСМЕН-М, 2003. – 671 с.
  8. Роулинг Дж. Гарри Поттер и принц-полукровка. – М.: РОСМЕН-М, 2005. – 672 с.
  9. Роулинг Дж. Гарри Поттер и тайная комната. – М.: РОСМЕН-М, 1998. – 447 с.
  10. Роулинг Дж. Гарри Поттер и узник Азкабана. – М.: РОСМЕН-М, 1999. - 484 с.
  11. Роулинг Дж. Гарри Поттер и философский камень. – М.: РОСМЕН-М, 1997. – 400с.
  12. Роулинг Дж. Гарри Поттер: предыстория. – М.: РОСМЕН-М, 2008. – 800 с.
  13. Фандо Р.А., Валеева Е.В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств // Вопросы культурологии. 2014. № 3. - С. 98-102.
  14. Фортунатова В.А. Антропология образных состояний как нравственно-дидактическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4-1. - С. 355-358.
  15. Фортунатова В.А. Образовательная игра как метафора и технология: философско-гуманитарный аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. №3(39).- Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2015 – 268 с.
  16. Фортунатова В.А. Самовозрастание логоса как состояние современной культуры //Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского, №1.Часть 3.2012. – С. 184-189.
  17. Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Гуманитарная энергия современного образовательного процесса // Вопросы культурологи. 2013. № 11. С. 15-19.
Основные термины (генерируются автоматически): Роулинг «Гарри Поттер», Фортунатова В.А, ХХ века, Гермиона Грейнджер, художественном произведении, романах Дж, Похожая статья, становлении новой образности, лучшим другом Гарри, первых дней, Проблема образности, новых форм образности, главными героями Гарри, образности речи дошкольников, противостояние индивидуального человека, активной проекции человека, человека духовно-эстетическую образную, диалогической позиции человека, мощного проявления смыслов, ХХ века поиска.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос