Библиографическое описание:

Кузьменко Е. В. Экзистенциальная проблематика прозы младоэмигрантов [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 31-33. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2519/ (дата обращения: 18.12.2017).

Представители первой волны эмиграции относили себя к двум поколениям – старшему и младшему. Деление на «молодых» и «старых» из-за особенностей эмигрантского существования весьма условно. Как правило, к молодому поколению относились те писатели или поэты, которые начали свою литературную деятельность уже за границей. По возрасту, они относились к поколению, не достигшему или едва перешагнувшему третий десяток [1, с. 33]: В. Набоков, Г. Газданов, М. Алданов, М. Агеев, Б. Поплавский, Г. Кузнецова, Н. Берберова, А. Штейгер и др. А.А. Туринцев признавался, что жизнь заставила его ровесников [«молодое поколение»] снять розовые очки, сквозь которые смотрели на мир простодушные отцы. По его мнению, задача «молодого поколения» сродни подвигу, так как оно должно породить героев времени, способных бестрепетно взглянуть в лицо жизни и смерти, при этом избежав высоких слов, оставаясь простым, стойким, готовыми на действие [2, с. 181].

Ускользающий и мерцающий образ «молодого поколения» – поле непрерывного состязания «старших» литераторов. Способность влиять на молодых кажется значимым подтверждением статуса, единственно приемлемым оправданием и единственно мыслимой мотивацией «эмигрантской литературы». «Молодое поколение» становится зеркалом самых противоречивых ожиданий: от новизны до преемственности, от исполнения эмигрантской миссии до полного провала, доказывающего, что литература в эмиграции невозможна. Распадение старых и отсутствие новых нормативных определений успеха, своеобразный невроз ожиданий, предполагающий заниженные и завышенные требования одновременно, – все это прямо сказывается на тех моделях поведения, которые избирают начинающие литераторы-эмигранты. Для того чтобы этому поколению «дали слово», оно «должно было в конечном счете стать незамеченным» [3, с. 84].

С появлением «молодого поколения» появилась новая, часто «больная» литература, отразившая состояние человека после катастрофы, лишившей личность ориентации в окружающем мире. Обратив исследовательский взгляд «внутрь», вглубь души, освобожденной волей исторических обстоятельств от устойчивых критериев формирования и эволюции, от социальных связей, писатели «неудавшегося поколения» сделали фокусом своих онтологических конструкций подсознание. На этом пути ими были разработаны иные способы психологического исследования, тип героя, жанровые формы и стилистика. Редко кем из старших писателей все это было оценено как новый этап в развитии русской литературы. Чаще пессимистический взгляд на будущее России, культуры, современников распространялся и на молодых литераторов, что обусловило характерное почти для всех мэтров отчужденное отношение к ним [2, с. 182].

Писатели младшего поколения русской эмиграции совместили в своем творчестве русскую и европейскую литературную и философскую традиции: экзистенциальная проблематика стала для прозы «молодых» особенно яркой чертой ее, так называемого европеизма [4, с. 246].

В творчестве младоэмигрантов главными, смыслообразующими темами экзистенциального порядка оказываются: темы одиночества, отчуждения, неразделенной любви, богооставленности. В своих произведениях они затрагивают такие вопросы, как человек перед лицом смерти, судьбы, человек и устройство окружающего мира, человек и история, бытие и самобытие человека, видимое и невидимое, истинное и мнимое в нем [4, с. 247].

Ставя в своих произведениях экзистенциальные проблемы, многие авторы освещали их с разных сторон.

Главным мотивом прозы Г. Газданова является мотив смерти. В его творчестве «проблема смерти» реализуется многогранно. Смерть, с одной стороны, может быть естественной и ознаменовывать развязку произведения («Смерть г-на Бернара»), с другой стороны, насильственная смерть, которая является главной интригой повествования («Черные лебеди»), и, в-третьих, смерть как психологическое испытание героя, как мера его жизни и ее ценностей («Ошибка») [4, с. 266].

Поэзия А.С. Штейгера (сборники стихов «Этот день» (1928), «Эта жизнь» (1931), «Неблагодарность» (1936)) отмечена влиянием М. Кузмина, Г. Иванова, Г. Адамовича, но в то же время глубоко индивидуальной, преобладает лирическая миниатюра, мотивы одиночества, ностальгии, хрупкости мира, предчувствия смерти.

Разнородные составляющие манеры Алданова – «мрачное вдохновение смерти», по определению видного критика русской эмиграции М.Л. Слонима, как реакция на иррациональный поток жизни, скрупулезная верность историческому документу, скептический, лишенный иллюзий разбор мотивации человеческих поступков [5, с. 125].

Л.Ф. Зуров в своих произведениях запечатлел стихийное движение огромных масс людей, панорама «страшных лет России». Основная экзистенциальная тема творчества – тема человека, захваченного кровавым вихрем истории и пытающегося сохранить свою человечность, свою веру на «трудной земле». В его произведениях отстраненное авторское повествование контрастирует с катастрофичностью совершающихся событий, сила чувственного восприятия мира, конкретность и метафорическое богатство письма [5, с. 200].

В творчестве Г.С. Евангулова отразилось противостояние Человек – История. Его герои, вовлеченные в конфликт с историей, стремятся освободиться от земных пут. Человеку одиноко на земле: окружающий мир живет по своим законам, не замечая индивидуальной личности. Постепенно герой Евангулова смиряется перед судьбой, теряя человеческое достоинство и облик [2, с. 207-208].

Н.Н. Берберова исследует тему бездомности в своем творчестве. Эта тема осознается не как трагедия, а как неизбежный удел человека, его судьба. Автор изображает героя, который пытается построить «гнездо» для терпящих бедствие. Герой романа, запретив себе тоску по России, пробует создать что-то вроде русской крестьянской общины, не только предоставляющей кров, но вернувшей ее участникам ощущение своей культурной самобытности. Эта тема впоследствии не нашла продолжения в творчестве Берберовой, но оказалась вплетенной в ее личную биографию: годы оккупации она прожила на маленькой ферме, занимаясь крестьянским трудом.

Тема бездомности неразрывно связанна с темой одиночества: герой Берберовой пытается воссоздать метафоричный образ Родины через создание крестьянской общины, которая является кровом и возвращает ощущение самобытности.

Тема одиночества в прозе Г.Н. Кузнецовой неразрывно связана с темой природы. Так в романе «Пролог» с помощью тесной связи с природой автору удается изобразить целостную натуру, способную на сострадание и любовь. Постепенно героиня романа Кузнецовой меняется, отдаляясь от природного начала – взрослея, она тянется к светской жизни, которая наполнена шумом и развлечениями. Ее манит неизведанный мир. Описаний природы к концу романа становится все меньше, и с каждой главой нарастает душевное напряжение героини и чувство одиночества в огромном мире. У нее есть муж, которому важно, чтобы жена выполняла свои функции по дому, она живет в доме свекрови, в новой семье, но они не понимают ее душевных порывов. И в конце романа героиня Кузнецовой понимает, что жизнь среди большого количества людей – это не залог всеобщего понимания, а, наоборот, еще большее одиночество.

В своих произведениях Кузнецова стремится доказать, что преждевременная смерть трагична по определению, потому что это насилие над жизнью, идущее извне. В романе «Пролог» Кузнецова показывает смерть одной из гимназисток, молодой девушки. Главная героиня говорит, что она никогда не задумывалась о смерти и не боится ее. Но уже после похорон, она осознает, что Оля никогда не сможет выбраться из-под земли и увидеть солнце или что-то сделать в жизни, так как ее жизнь насильственно оборвалась [6, с. 20].

Будучи еще маленькой девочкой, главная героиня романа влюбляется, но она скрывает имя своего возлюбленного не только от семьи, но и от читателя, чтобы не нарушить таинство своего чувства. А в Кедрове, своем будущем муже, она увидела человека, который сможет ее понять и защитить. Но постепенно меняется Кедров, и меняются чувства героини к нему: она понимает, что ему безразлична ее душа, и из-за этого безразличия меняется и сама героиня. Из жизнерадостного ребенка, жившего в тесной связи с природой, она превратилась в замужнюю девушку, отчужденную от всего.

Экзистенциальные темы характерны не только для прозы Кузнецовой, но и для ее поэзии. Сборник «Оливковый сад» наполнен «меланхоличной грустью» [7, с. 226], для природных зарисовок характерна классическая точность и строгость для передачи чувственной пластичности образа, которая соединяется с темами одиночества, отчужденности и смерти.

Г.Н. Кузнецова была одним из ярких представителей молодого поколения эмиграции. Для ее творчества характерны темы смерти, одиночества, неразделенной любви, тесно связанные с изображением природы.

В творчестве младоэмигрантов экзистенциальная тематика была основополагающей, но каждый видел ее по-своему. Кому-то была близка тема смерти, кому-то тема неразделенной любви, кто-то писал об истории и месте человека в ней, а некоторые совмещали в своем творчестве несколько тем.


Литература:

  1. Азаров Ю.А. Диалог поверх барьеров. Литературная жизнь русского зарубежья: центры эмиграции, периодические издания, взаимосвязи (1918 – 1940). – М.: Совпадение, 2005. – 235 с.

  2. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. Учеб. Пособие / Т.П. Буслакова. – М.: Высшая школа, 2005. – 365 с.

  3. Каспэ И. Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы. – М.: Новое литературное обозрение, 2005. – 192 с.

  4. Матвеева Ю.В. Самопознание поколения в творчестве писателей младоэмигрантов / диссертация доктора филологических наук. – Екатеринбург, 2009. – 316 с.

  5. Слоним М.Л. Молодые писатели за рубежом // Критика русского зарубежья: В 2 ч. Ч. 2. / сост. Коростелева, О.А., Мельникова, Н.Г. – М.: Олимп, 2002. – 459 с.

  6. Демидова О.Р. Оставить в мире память о себе // Кузнецова Г.Н. Пролог / сост., вступ. статья, примеч. О.Р. Демидовой. – СПб.: Мiръ, 2007. – 327 с.

  7. Мельников Н.Г. Кузнецова Г.Н. // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918 – 1940). – М.: РОССПЭН, 1997. – 512 с.

Основные термины (генерируются автоматически): русского зарубежья, неразделенной любви, «молодого поколения», Кузнецова Г.Н, творчестве младоэмигрантов, русской эмиграции, героиня романа, творчестве младоэмигрантов экзистенциальная, творчестве младоэмигрантов главными, русской литературы, творчестве «проблема смерти», поколения русской эмиграции, русской эмиграции М.Л, героиня романа Кузнецовой, творчестве писателей младоэмигрантов, романе «Пролог», произведениях Кузнецова, романа героиня Кузнецовой, проблематика прозы младоэмигрантов, экзистенциальная тема творчества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос