Православные мотивы в сказочной повести «Удивительные истории маленького Ёжика» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 16.11.2015

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Васяева, К. О. Православные мотивы в сказочной повести «Удивительные истории маленького Ёжика» / К. О. Васяева, О. В. Лихачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23198/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

«Детей нужно учить милосердию, состраданию»...

монах Лазарь

 

Детская литература является частью общей литературы, помощником, который формирует личность ребёнка и закладывает жизненные ценности. Именно детская литература, на наш взгляд, определяет будущее человека.

Уже давно решается вопрос о религиозном воспитании детей в школе, даже вводятся религиозные дисциплины, но следует отметить, что и в творчестве русских писателей очень часто можно встретить религиозные темы, мотивы. При изучении творчества русских писателей учителя не могут не затрагивать религиозные темы. Так, например, невозможно не говорить о религии, изучая Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и других русских писателей, но дело в том, что для ребенка, в силу возрастных показателей, эти произведения будут сложными и непонятными и вряд ли смогут заинтересовать. В этом случае книга должна быть простой и понятной, ее содержание должно быть увлекательным и соответствующим возрасту. Именно детская литература, в которой в интересной и доступной форме говорится о Боге, способна привлечь внимание ребенка. В нашей работе речь пойдет об одной из таких замечательных детских православных книг, а именно о книге монаха Лазаря «Удивительные истории маленького Ёжика».

Монах Лазарь (Виктор Васильевич Афанасьев) родился в 1932 году в Москве. Это русский поэт, прозаик, литературовед, церковный писатель, автор биографических книг о русских поэтах XIX века. В конце 1990-х годов В.В. Афанасьев принимает монашеский постриг под именем Лазарь в Свято-Введенской Оптиной пустыни. До принятия монашества его работы были посвящены различным темам, но после принятия малой схимы основной темой творчества писателя становится религия. Создаются книги об истории русского монашества, пишутся православные детские сказки, а также стихи и воспоминания [1].

В настоящее время имя писателя монаха Лазаря (Афанасьева) уже хорошо известно. Литературную речь автора отличает ясность и простота изложения, а каждое произведение проникнуто великой любовью к Богу и людям. Как говорил сам монах Лазарь: "Потоньше и попроще надо делать. Ребенок должен сам делать свои выводы. Морализаторство, поучения — это все бывает нудновато. Ребенка очень трудно учить, и надо осторожно это делать, исподволь" [3].

Одним из самых известных произведений Монаха Лазаря является сказочная повесть "Удивительные истории маленького Ёжика«.

Сказочное повествование, героями которого стали маленький Ёжик и его друзья — обитатели леса, уже завоевала сердца маленьких читателей и их родителей. Она отличается теплотой, лиричностью и увлекательным сюжетом. Повесть через поступки сказочных персонажей учит христианскому поведению в жизни, постоянной молитве, доброте — всему, что свойственно Православию. Всё это передано через сказочную форму, что и привлекает детей.

Как видно из названия, главным героем сказки является Ёжик. С Ёжиком мы знакомимся в тот момент, когда в лесу стоит сушь, жаркая погода будто бы высушила всё живое. Ёжик решает помочь лесному царству молитвой, каждый день он молится Богу, но дождя всё нет. Тогда мама Ёжика рассказывает сыну о великом подвижнике, который живет в лесу — это Кузнечик Богомол. Ёжик решает отправиться к Кузнечику. На его пути возникает много препятствий, но он добирается до Кузнечика, и они вместе совершают молитву. Сказочная повесть заканчивается счастливым концом: Господь послал лесному царству дождь. Таков краткий пересказ сказки, но на самом деле сказочная повесть имеет глубокий смысл и пронизана православными мотивами.

Ёжик — это духовный центр сказки. Путь Ёжика к Кузнечику Богомолу олицетворяет собой путь человека к вере, к Богу. Ёжик, как и человек, который идет к вере, встречает на своём пути всевозможные препятствия. Препятствия, возникающие на пути Ёжика, пытаются столкнуть его с этого пути. Следовательно, мы можем проследить параллель, которая соотносит «мир животных» и «мир людей».

Ради спасения всего животного царства Ёжик начинает молиться каждый день: «Сначала ёжик решил молиться за всех. Целый день, почти без перерыва, он повторял: "Слва Богу! Слва Богу! Слва Богу!» [2, с 7]. Уже в самом начале сказочной повести показано неравнодушие Ёжика к живому, к лесному царству. Он старается хоть как-то оказать помощь, показывает свое сострадание.

Так и в мире людей, каждый православный христианин в утренней молитве молиться за весь мир, чтобы Господь спас нашу землю от войн и бед.

Мама Ёжика — мудрая Ежиха, объясняет сыну, почему в лесу наступила засуха: «Потому, — отвечала мудрая Ежиха, — что все мы обижаем друг друга вместо того, чтобы славить Бога, создавшего всех нас и всё вокруг. <…> Вот и послал Господь засуху, чтобы образумить всё наше царство». [3, с 7]. Так и в «мире людей»: все беды от нашего безверия и греха, но в трудных обстоятельствах мы обращаемся к Богу, именно поэтому Господь и посылает нам различные испытания, чтобы мы не забывали Его. Как Ёжик не старался, но его молитвы было недостаточно. Мама Ежиха подсказала сыну, что в этом случае люди идут к святым местам, где находятся великие молитвенники: «Вместе с ними паломники и славят Бога, просят Его обо всём, как дети Отца». [2, с 7]. Именно в этот момент Ёжик и узнает от своей мамы о Кузнечике Богомоле: «А есть у нас такие молитвенники?  — Есть один… Но о нём, кажется, все забыли и не ходят к нему. Это Кузнечик Богомол. Он пришёл к нам со Святой горы Афон и живёт в своем теремке в роще, за ручьем.».. [2, с 7].

Кузнечик Богомол олицетворяет собой монаха-отшельника. О нём, как о великом молитвеннике, знает всё царство и почитает его. Так и в мире людей есть свои подвижники, молитвенники, которые всю жизнь молятся за народ. Такие известные святые как Серафим Саровский, Сергий Радонежский и другие. Кроме того, следует заметить, что Кузнечик пришёл со Святой горы Афон. Гора Афон — земной удел Пресвятой Богородицы, православная монашеская республика, где пребывать могут только мужчины. На Святой горе Афон расположено 20 монастырей. Устав монахов отличается особой строгостью: в молитве они проводят практически весь день и всю ночь. Молитву монахи выполняют либо в одиночку, либо все вместе совершают соборную молитву [4]. Именно за соборной молитвой и отправляется Ёжик к кузнечику. Соборная молитва — это молитва, которая совершается в присутствии множества людей. Соборная молитва в "мире людей" — это молитва людей в церкви, она обладает огромной силой.

Ёжик собирается в путь. Мать Ежиха предупреждает его, что путь опасный, но она отпускает сына и дает на дорожку яблоко: «Вот тебе последнее наше яблоко, не забывай поделиться им с голодными». [2, с. 8].

Добраться до Богомола Ёжику было не так-то и легко. Первым препятствием была Ворона. Неслучайно автор включил в своё произведение именно эту птицу. Ворона олицетворяет собой силы зла, силы тьмы. "Шёл-шёл Ёжик и вдруг увидел, что Ворона тащит из земли червяка, а тот вырывается, кричит, зовет на помощь»...Помогу-ка я ближнему, попавшему в беду!",- сказал себе Ёжик, свернулся колючим клубочком и храбро наскочил на Ворону" [2, с. 9]. Несмотря на то, что Ёжик совсем маленький, хотя и имеет колючки, он с огромной решительностью бросился на помощь беззащитному существу — червяку. Ворона злобно каркает, называет Ежа разбойником, Ёжик же пытается наставить Ворону, говоря: "Нельзя есть живое, — строго сказал ей Ёжик, — лучше говори "Слава Богу!", и Он пошлет тебе в пищу зёрна, семена, ягода, шишки и еще много чего другого!" [2, с 9]. Эта фраза Ёжика находит применение и в «мире людей», причем понять эту фразу можно как в прямом, так и в переносном смыслах. В прямом смысле «не есть живое», значит питаться пищей растительного происхождения, что и делают монахи. А в переносном смысле, эта фраза говорит о том, что в «мире людей» мы даже не замечаем, как «поедаем» друг друга словом, поступком, то есть, съедаем ближнего в моральном плане. И всё же Ёжик спасает червяка и прогоняет Ворону.

На своём пути Ёжик часто встречает букашек и жучков, которые выбились из сил от жажды, поэтому Ёжик часто останавливался, чтобы угостить страждущих своим яблоком. Яблоко выступает в роли неиссякаемого источника, который придает силы. Хотя Ёжик знает, что яблоко одно, что больше ему нечем будет питаться, но он не думает о себе, он выручает товарищей из беды, спасает от смерти, а яблоко странным образом и не уменьшается.

Многие из насекомых пошли за Ёжиком: " Даже улитки поползли, а за ними двинулся и рак-отшельник" [2, с 11]. Всё свое «войско» Ёжик ведет к Кузнечику Богомолу. В данном случае Ёжик олицетворяет собой человека, который способен повести людей, это зависит, в первую очередь, от его качеств. На это способен только человек милосердный, заботливый, тот, кто не сможет бросить в беде, кому можно доверить свою жизнь, что и сделали насекомые.

На их пути возникает новое препятствие: «Возле следующего овражка Ёжик встретил Змею и Ворону». [2, с.12]. Ёжик благодарит Бога за новое испатание: "Слава Богу за новое испытание!" [2, с 12]. В этой беде Ёжику помогло целое войско жуков, кузнечиков, пауков и других насекомых. Они угрожали Ёжику и его братьям, но общей силой «войско» Ёжика одолело врага. Так и у людей: благодаря взаимопомощи, взаимовыручке возможно преодолеть все препятствия, а цель обязательно будет достигнута.

Странники снова двинулись в путь, и «надежда стала оживлять их». Так и надежда верующего человека всегда придает сил, даже когда ситуация кажется совсем безысходной.

На этом испытания ещё не закончились. Ночью прилетел разбойник Филин, но его прогнали осы, которых Ёжик угостил своим яблоком и спас от смерти. Следует отметить, что Ёжик делает доброе дела, спасает из беды, подкармливает яблоком, но не ждет добра в ответ. Во всем он полагается на Господа и не перестает твердить заветные слова: «Слава Богу за всё!».

Уже утром Ёжик и его новые товарищи пришли к Кузнечику Богомолу. «На небольшой полянке лежит опутанная травой и цветами корзинка, — это теремок Кузнечика Богомола. <...> Он укрыл свой домик кленовыми листьями, сделал маленькую дверку и окошечко, выходящее на восток» [2, с. 15]. Очень важным является то, что около домика Богомола не было засухи, роса покрывала цветы, но Кузнечику Богомолу, совсем не было спокойно от этого, потому что он знал, что другие страдают, он радел за весь мир.

Кузнечик Богомол давно мечтал о соборной молитве: «Вот если бы со мной еще кто-нибудь молился! <...> Соборная-то молитва куда как сильнее!» [2, с. 16]. Наконец Господь услышал просьбы Богомола и привел целое «войско» на молитву. Кузнечик Богомол, Ёжик и остальные насекомые совершили соборную молитву. Уже на следующий день Господь послал дождь лесному царству, весь лес просыпался от зноя свежим дождиком.

С этой истории Кузнечик Богомол становится наставником Ёжика. Он учит его основам православной веры, отвечает на его вопросы. Так и у православного христианина есть свой духовный наставник, который открывает дорогу в веру.

Эта история заканчивается словами "Словно пришёл сюда невидимый ангел с невидимым кадилом»... [2, с. 17].Лес расцветает, каждый листочек славит Бога "Слава Богу за всё!«.

Очень интересным является то, что по своей природе ёж — это хищник, но в отличие от своих природных задатков, он творит добродетель да еще и других наставляет: таких умных и хитрых животных как филин, мышь. Ёж символизирует собой простоту, дружелюбие. Издревле славяне боролись с нечистой силой оберегами из ежа, с помощью этих маленьких созданий лечили серьезные болезни.

Неслучайно присутствует в сказочной повести и Кузнечик Богомол. Богомол — тот, кто «молит Бога», что и соответствует характеристике Кузнечика.

Всю сказку пронизывают мотивы дружбы, милосердия, терпения, любви к ближнему и любви к Богу. Повесть опирается на догматы Русской Православной Церкви. На протяжении всей повести Ёжик выступает в роли молитвенника за всё живое. Через поступки маленьких животных книга учит детей неизменному, христианскому поведению в жизни, повествует о промысле Божием и учит за всё Его благодарить! Всё это закрепляется примерами милосердия, помощи слабым и больным.

Совсем ненавязчиво дети узнают, что нужно заботиться и братьях меньших, узнают о реальных святых местах, о том, что нужно молиться пред вкушением пищи и после, узнают что такое соборная молитва, искушение, кто такой отшельник.

Таким образом, в книге Монаха Лазаря показан истинный путь православного христианина к вере, его искушения и препятствия. Всё это передано через сказочную форму. Ребенок может соотнести себя с маленьким Ёжиком, он понимает, что и такое маленькое существо, как Ёжик, способно помогать и выручать из беды. Конечно же, эта сказка является поучительной и для взрослых. А фраза Ёжика "Нельзя есть живое!" и в современном мире является актуальной.

Я считаю, что Монах Лазарь своей книгой сможет пробудить в ребёнке любовь к ближнему и любовь к Богу. "Главное — пробудить любовь к Богу, любовь к молитве. Ребенок должен понять, что его душа любит Господа. Тогда все будет в порядке" [3].

 

Литература:

  1. Афанасьев Лазарь, монах [Электронный ресурс] URL: http://azbyka.ru/fiction/1/afanasev-lazar-monax/ (дата обращения 20.09.15)
  2. Монах Лазарь (Афанасьев) Удивительные истории маленького Ёжика. Сказочная повесть.- М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. — 112 ?. Иллюстративное издание.
  3. О проблемах современной православной детской литературы [Электронный ресурс] URL: http://www.tserkov.info/numbers/reading/? id=1685 (дата обращения 20.09.15)
  4. Святая Гора Афон [Электронный ресурс] URL: http://www.alavastr.ru/afon/afon.html (дата обращения: 20.09.15)
Основные термины (генерируются автоматически): Бог, соборная молитва, Кузнечик, богомол, Афон, лесное царство, Ворон, детская литература, православный христианин, сказочная повесть.


Похожие статьи

Христианские мотивы в сказках Г. Х. Андерсена...

Ганс Христиан Андерсен родился в Оденсе на острове Фюн.

Одни из лучших в мировой литературе, его детские сказки адресованы как детям, так и взрослым.

Герде помогали и ворон с вороной, и принц с принцессой, и мудрые женщины из далекой Лапландии.

Образ врага в книге преподобного Никодима Святогорца...

Враг может осыпать такими стрелами христианина в любое время (во время еды, отдыха), даже на молитве.

У святых евангелистов Луки и Иоанна сети символизируют божественный невод, Царство Небесное (Лук.5:10; Иоан.21:6)

— М.: Православное братство «Радонеж», 2004 г.

Отношение к животным в православном богословии

Тематика настоящей статьи касается отношения к животным в православном богословии.

Указать роль животных на земле. Подумать, будут ли они существовать в Царстве Божьем.

Подтверждение этих слов можно найти в книге Бытия: „И создал Бог зверей земных по роду их...

Библейский мотив избранничества в рассказе «Народ избранный»

С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы.

Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении.

В этот день православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году.

Тема жизни и смерти в рассказе «Священник Кронид» и в повести...

Маленькие гробики легко и быстро тащат на кладбище, на горе, в дальний угол, здесь много детских холмиков: среди них трава, а рядом канава с полынью.

В повести «Аграфена» прослеживается идея о Боге и вечной любви. Бог сливается с природой.

Арзамас — страж города и оплот православия | Статья в журнале...

Все пути в Арзамасе ведут на центральную площадь, которая называется Соборная.

Литература: Еремеев П. В. Арзамас-городок. Рассказы о былом.

Мельников П. И. (Андрей Печерский) Бабушкины россказни. Повести и рассказы.

Литургический код и зоологические образы в раннем творчестве...

Литургия связана со Святым Причастием, в результате религиозного обряда христиане напрямую соединяются с Богом, литургия — это также

[2, I; с. 111]. В ней все одухотворено, в некоторой степени сказочно

Литература: 1. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности.

Развитие темы волшебства в современной литературе для детей...

В нашей стране тема магии в детской литературе долгое время была неактуальной, уступая место популярным сказочным мотивам и персонажам.

Основной религией является христианство, поэтому в замке активно празднуется католические Рождество («Большой зал...

Похожие статьи

Христианские мотивы в сказках Г. Х. Андерсена...

Ганс Христиан Андерсен родился в Оденсе на острове Фюн.

Одни из лучших в мировой литературе, его детские сказки адресованы как детям, так и взрослым.

Герде помогали и ворон с вороной, и принц с принцессой, и мудрые женщины из далекой Лапландии.

Образ врага в книге преподобного Никодима Святогорца...

Враг может осыпать такими стрелами христианина в любое время (во время еды, отдыха), даже на молитве.

У святых евангелистов Луки и Иоанна сети символизируют божественный невод, Царство Небесное (Лук.5:10; Иоан.21:6)

— М.: Православное братство «Радонеж», 2004 г.

Отношение к животным в православном богословии

Тематика настоящей статьи касается отношения к животным в православном богословии.

Указать роль животных на земле. Подумать, будут ли они существовать в Царстве Божьем.

Подтверждение этих слов можно найти в книге Бытия: „И создал Бог зверей земных по роду их...

Библейский мотив избранничества в рассказе «Народ избранный»

С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы.

Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении.

В этот день православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году.

Тема жизни и смерти в рассказе «Священник Кронид» и в повести...

Маленькие гробики легко и быстро тащат на кладбище, на горе, в дальний угол, здесь много детских холмиков: среди них трава, а рядом канава с полынью.

В повести «Аграфена» прослеживается идея о Боге и вечной любви. Бог сливается с природой.

Арзамас — страж города и оплот православия | Статья в журнале...

Все пути в Арзамасе ведут на центральную площадь, которая называется Соборная.

Литература: Еремеев П. В. Арзамас-городок. Рассказы о былом.

Мельников П. И. (Андрей Печерский) Бабушкины россказни. Повести и рассказы.

Литургический код и зоологические образы в раннем творчестве...

Литургия связана со Святым Причастием, в результате религиозного обряда христиане напрямую соединяются с Богом, литургия — это также

[2, I; с. 111]. В ней все одухотворено, в некоторой степени сказочно

Литература: 1. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности.

Развитие темы волшебства в современной литературе для детей...

В нашей стране тема магии в детской литературе долгое время была неактуальной, уступая место популярным сказочным мотивам и персонажам.

Основной религией является христианство, поэтому в замке активно празднуется католические Рождество («Большой зал...

Задать вопрос