Сновидения в духовном мире человека являются сложным и в то же время таинственным явлением. С глубокой древности и по сей день, сделаны немало усилий, чтобы должным образом объяснить этот процесс, но до сих пор трудно найти источники, которые могли бы освятить это явление полностью. И поэтому народ всегда относился к сновидениям, как к явлению таинственного, загадочного мира.
В разные периоды человеческой цивилизации к сновидениям относились по-разному. В сознании первобытного человека сновидения являлись как бы средством связи, общения с «богами», высшими силами. Поэтому для первобытных людей сновидения считались священными. Строго следили запретам и указаниям, которые являлись во снах. В отличие от современного человека, относящегося к сновидениям, как отражение событий, хаотичных, происходящих без определённой цели и не имеющегося никакого значения, у первобытного человека отношения к сновидениям было особо уважительное. Они рассматривали сновидение как чёткое отражение внутреннего состояния и внешнего мира человека, частицей его духовного облика. К сновидениям было до того серьёзные отношения, что строго следили толкованиям снов. Не каждый имел право толковать сны. Разрешалось толковать сновидения только тем, кто смог подняться до определённого уровня от главы племени до степени мудреца, которые прошли специальные ритуалы.
Сновидения предупреждали о разных событиях, которые могли произойти со сновидцем, по этому поводу искали толкования различным приметам во сне. Потому что в таких снах сообщалось о каких-либо событиях.
До средневекового периода толкование сновидений изучались в виде сведений, информаций, как это было принято — по народным приметам; а в средние века уже сны исследовались, исходя из религиозных убеждений, и вообще начали изучать, опираясь на религиозные и духовные основах. А в эпоху Возрождения психологию и интерпретацию сновидений связали с оккультизмом, и толкование снов начали изучать, основываясь на эту науку. После эпохи Возрождения возникли несколько направлений, одно из них — иррационализм — сторонники этого направления интерпретацию снов связывают с разными психическими состояниями человека; бредовым состоянием, искушением, тревогой и беспокойством при травматических состояниях мозга.
Можно сказать, что до сих пор о сновидениях нет единой теории, конкретного мышления. Сновидения и их толкования в разных сферах и направлениях изучались по-разному — в истории, этнографии, по-своему изучалось в отрасли экспериментальной психологии и уместно особо отметить, что в сфере медицины исследовалось и как в виде диагноза.
Сновидения, с помощью духа и его управления, предупреждают беспомощных людей о предстоящих опасностях, предсказывают им будущее, а могут и служить для просвещения человека. Испокон веков и из истории многих стран известно, что сновидения являлись для многих людей провидением и в течение жизни они признавали большую пользу снов. А не питать доверие сновиденьям — это отрицание законов природы. А отрицание законов природы — это значить отрицать самого себя.
С давних времён сновидениям относились, как к неотъемлемой части человеческой жизни. Во многих исторических произведениях и научных трактатах и Востока, и Запада очень часто встречаются сведения о сновидениях или о мотивах и приметах связанных с ними.
Первобытные люди относились к сновидениям с большим вниманием; не могли представить себе завтрашний день, будущее без снов.
В духовной жизни народа сновидения и их толкование занимает особое место. В одном из древних мифов упоминается, что сотворение мира изначально было заложено во сне. В этом мифическом сказании о создании мира, говориться о том, что бог сотворил этот прекрасный мир во сне. [1]
Кроме того, жизнь многих исторических личностей Огузхана, Амира Тимура, Бабура были тесно связаны со сновидениями. Особое значение имеет здесь то, что эти личности и Амир Тимур, и Бабур свои сновидения толковали основательно с точки зрения трезво мыслящего психолога, а не относились ко снам как туманным (неясным) и не имеющим особое значение состояниям.
Особое внимание уделялось сновидениям в произведениях восточных классиков Юсуфа Хос Хаджиба, Ахмада Югнаки, Ахмада Яссеви, Алишера Наваи, Захереддина Мухаммада Бабура. В произведениях Алишера Наваи «Семь планет», «Стена Искандера», «Ветры любви» и в произведении Бабура «Бабурнаме» приведены яркие образцы сновидений. Следует особо отметить, что от далёкого прошлого до наших дней трудно найти художника слова, которого не обращался бы к теме сновидений.
Не бывает сновидений, не имеющего никакого отношения или значения к сновидцу. Могут быть только обстоятельства, которые другие или не смогли различить значение сновидений, или не смогли правильно истолковать его, или же просто не смогли выделить те места сновидений, которые были бы связаны с жизненными обстоятельствами сновидца. Если Алишер Наваи рассматривал сновидения, как зеркало души человека, таинственный процесс, происходящий внутри его; то Имам Газели, говоря о сновидениях, в основном опирается на Великий источник мусульман — Каран и на изречения и наставления пророка Мухаммада — Хадисы. Изучив Каран и Хадисы, основываясь на свои интерпретации, Имам Газели создает научное учение о толкование сновидений. Ещё в XI веке Имам Газели сновидения человека непосредственно связывает его нравственно-эстетическим, а ещё точнее его духовным обликом, «Это один из явлений чудес глубины творческой души человека», — определение даёт Имам снам. «Причина вещих сновидений, — говорит Имам Газели, — это воздействие сверхъестественных сил во время снов. Во сне человек находится под воздействием чувств и эмоций, а проснувшись, человек не обращает внимания на чувства, повинуется рассудку». [2]
В литературе много примеров, где сновидения использованы в качестве мотива произведений. В литературе, где применены сновидения, можно подметить, невидимые простым глазом множество различий, и это объясняется связью и воздействием той исторической эпохи, обществом, в котором жил автор литературного произведения. Самым приемлемым способом исследования сновидений как эстетического явления, является расследование сновидений в исторической цепи их применения в жизненных обстоятельствах человеком.
Очень часто можно встретить мотивы сновидений в Западной литературе. В течении многих веков, такие произведения подчёркивают не привлекательность сновидений, а отражают изменения в сознании человека его представления о явлениях природы и сновидений. Первые Западные источники, нам дают информацию о том, что люди верили в осуществлении сновидений богами, дьяволом, чертями и духами умерших. Сновидения воздействовали людям особым образом и давали знаки о предстоящих событиях. Этот мотив отражается в произведениях Гомера. Особенно, в поэме «Илиада» Зевс, приснившись во сне Агамемнона, приказывает Ахейцам вооружиться. И в это же время предупреждается о судьбе Трои, что они потеряют Трою. Агамемнон в совете старейшин произносит речь о том, что он проверит готовность своих воинов и прекратив осаду, возвращается домой. В итоге возникает страх и беспорядок среди воинов, но с мудрость Одиссея спасает их из этой трудной ситуации. В другом произведении Гомера жена Одиссея Пенелопа видит во сне, что орёл убивает двадцать гусей. Это сновидение истолковывается долголетним морским путешествием её мужа, где Одиссея победив в бою, удачно возвращается домой. [3]
По мнению Греческий историк Геродот сновиденья являются отражением мыслей и тревожных переживаний бодрствующего состояния человека. С точки зрения Геродота сновиденья являются зеркалом реальности. До периода Элизабет в английской литературе это убеждение Геродота о сновиденьях формировалось как широко распространенное мировоззрение. Это ярко выразилось в творчестве Шекспира. Его «Макбет» полон страшными и тревожными снами, завязавшимися из-за совершенного греха. Другое произведение Шекспира «Ричард III» тоже полон эпизодами сновидений, герою произведения Кларенсу приснился тревожный сон и Ричард, считающий по классическим традициям сновидений божественными, беспокоится об этом. Герои произведения «Сон в летнюю ночь» во сне пережили волшебство: в сумерках леса и лабиринте их любовных взаимоотношений с ними происходит чудесные метаморфозы. По вине лесного духа Пака, путающего людей, волшебное зелье заставляет их хаотически менять предметы любви. Заглавие пьесы как бы даёт понятие, что сама жизнь является сном.
Можно сделать вывод, что в знаменитых произведениях Шекспира «Ромео и Джульетта», «Генри IV», «Мера за меру» сновиденья являются ведущей тематикой произведения или же композиционным средством в изложении сюжета. [3]
По мнению Манфреда Вейбхорна из-за материалистической философии Бакона, Локка, Гобсса в XVII веке престиж художественных сновидений заметно снизился. Эти три эмпирика занимались теорией измерительного мира (метафизикой) и очень мало им написаны, о субъективных, то есть о частных ситуациях. Подобные идеи сохранились и в рационалистической, просветительской литературе 1700 — годов. [4]
В XVII веке начало движения романистов дало возможность воссоздания субъективных явлений. Такое явление в литературе представило вероятность возвращения сновидений как темы произведения. В итоге, неудовлетворённость от существующей системы XIX века, возродило интерес к новому течению — интерес к сновиденьям. Примером этому могут послужить произведения многих писателей, как Сэмюла Тейлора Кольриджа «Кубла Хан», Льюиса Карола «Алиса в стране чудес». Сюжет этих произведений с начало до конца основываются на мотивы сновидений.
Современная литература сильно подвергся воздействию психологической теории Зигмунда Фрейда. Сподвижники Фрейда соединили в одно целое мотивы сновидений и художественную литературу. Современные писатели используют сновиденья не только для раскрытия психологических черт своих героев, но и большей мере используются для сюрреалистического толкования сновидений своих героев. Это можно ярко себе представить на примере произведений Жеймса Жойя «Иллюзия».
Воплощение сновидений в художественной литературе как эстетическое явление — это не только демонстрация наших интересов к ночным виденьям, но и является выражением наших понятий и взглядов о сновиденьях каждого поколения.
Литература:
- O`gal Bahouddin “Turk mifologiyasi” Anqara 1971-y.
- G`azzoliy I. “Daqoqiy ul-axbor” // Yoshlik 1996-y. 1-son
- www.dreamresearch.ca
- Weldhorn M. 1988. The dictionary of literary themes and motifs, vol. 1, pp. 406–414. NewYork:Greenwood.