Статистическое исследование цен на потребительские услуги | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 09.11.2015

Статья просмотрена: 1487 раз

Библиографическое описание:

Бабиенко, К. А. Статистическое исследование цен на потребительские услуги / К. А. Бабиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21.1 (101.1). — С. 74-78. — URL: https://moluch.ru/archive/101/23044/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

В данной статье рассматривается понятие потребительской услуги, оценивается ситуация на рынке потребительских услуг. Представлены результаты исследования динамики цен на электроэнергию за период с 2005 по 2014 год, и проведена вариация цен на эту же услугу в некоторых городах России за 2014 год.

Ключевые слова: потребительская услуга, объём платных услуг, электроэнергия, уровень цен, динамика, вариация, статистика.

 

Основой существования и развития общества является производство продукции и услуг. Тема данного исследования обусловлена ее актуальностью в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие стремится извлечь максимальную прибыль с наименьшими затратами. Под воздействием множества внешних и внутренних факторов экономической среды конъектура рынка очень изменчива. Цены на потребительские товары и услуги непостоянны и требуют постоянного контроля со стороны государства для успешного функционирования экономики федеральных субъектов и страны в целом.

Существует множество методов и способов исследования рынка и цены. Одним из главных составляющих является статистика.  В органах государственной статистики действуют службы статистики цен, которая обеспечивает получение всесторонней и объективной информации о ценах на товары и услуги, выявляет закономерности и тенденции их изменения.

Потребительская услуга - действие, выгода или способ удовлетворения потребности, которые одна сторона предлагает другой [5].

Цель исследования - провести статистическое исследование цен на потребительские услуги. Задача исследования – изучение официальных статистических данных и проведение анализа на их основе.

Объект исследования – цены на потребительские услуги. Предмет исследования – статистические данные уровня цен на потребительские услуги в России за период в 10 лет.

Для того, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию на рынке потребительских услуг к данному моменту времени, рассмотрим такой показатель, как объём платных услуг населению. Он представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств, потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации.

Рассмотрев статистику за несколько лет, размещённую на официальном сайте Федеральной службы государственной службы и представленную в таблице 1, мы можем выявить тенденцию роста объёма платных услуг [4]. В период с 2000 по 2014 года объём платных услуг вырос на 6700000 рублей.

Таблица 1

Объем платных услуг населению по всем каналам реализации

Год

Млн. руб.

В процентах к

предыдущему году

(в сопоставимых ценах)

Год

Млн. руб.

В процентах к

предыдущему году

(в сопоставимых ценах)

2000

602755

-

2008

4083355

119,2

2001

811713

134,7

2009

4504455

110,3

2002

1088016

134,0

2010

4943482

109,7

2003

1430669

131,5

2011

5540654

112,1

2004

1789735

125,1

2012

6036839

109,0

2005

2271733

126,9

2013

6927482

114,8

2006

2798900

123,2

2014

7302335

105,4

2007

3424730

122,4

 

 

 

 

Определив темп роста объёма платных услуг (из таблицы 1) за последние 14 лет с помощью цепного метода расчёта, мы можем сделать вывод, что в начале 2000-х годов увеличение объёма шло стремительнее. Самое большое значение приходится на 2001 год – 34,7%, что связано с подъёмом экономики после кризиса. Начиная с 2009 года по отношению к каждому предыдущему году объём увеличивался не на такое большое количество процентов, в 2014 году всего на 5,4%.

На диаграмме (рисунок 1) наглядно прослеживается тенденция увеличения объёма платных услуг с 2000 по 2014 год.

Рис. 1. Динамика роста объёма платных услуг

На диаграмме (рисунок 2) указано распределение платных услуг в 2014 году (в процентном соотношении) [3].

 

Рис. 2. Распределение платных услуг в 2014 году

 

Коммунальные услуги занимают большую долю в совокупности оказываемых платных услуг. Начиная с 2010 года услуги коммунального характера заняли лидирующую позицию, и к 2014 году составляют 21,5 процент от общего числа платных услуг.

Из перечня коммунальных услуг для исследования динамики цен  выбран такой показатель как «электроэнергия в квартирах без электроплит». При фиксации цен берется цена за 100 кВт·ч. Период изучения – 10 лет (с 2005 по 2014 год). Данные об этом показатели взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики [4]. На этих  взятых данных проведены расчёты абсолютного прироста, темпов роста, темпов прироста базисным и цепным способами. Также рассчитаны средние показатели рядов динамики. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Аналитические показатели ряда динамики

 

Период, год

Уровень ряда, руб.

Абсолютный

Прирост

Темп роста

Темп прироста

базисный

цепной

базисный

Цепной

базисный

цепной

2005

110,62

0

 

1

 

0

 

2006

129,87

19,25

19,25

1,17

1,17

0,17

-0,83

2007

145,15

34,53

15,28

1,31

1,12

0,31

-0,69

2008

165,39

54,77

20,24

1,50

1,14

0,50

-0,50

2009

206,46

95,84

41,07

1,87

1,25

0,87

-0,13

2010

232,03

121,41

25,57

2,10

1,12

1,10

0,10

2011

249,69

139,07

17,66

2,26

1,08

1,26

0,26

2012

269,02

158,40

19,33

2,43

1,08

1,43

0,43

2013

302,64

192,02

33,62

2,74

1,12

1,74

0,74

2014

314,95

204,33

12,31

2,85

1,04

1,85

0,85

Средние показатели

212,58

101,96

22,7

1,8

1,1

0,8

0,1

 

Базисный метод расчёта показывает то, что цены на электроэнергию по сравнению с 2005 (базисным) годом постоянно увеличивались. Причём наибольший прирост произошёл в 2014 году, а именно на 204,33 рубля, что составляет 185 процента по сравнению с базисным годом. Наименьший прирост был в 2006 году, на 19,25 рублей, что составило 17 процентов. Средний прирост по отношению к 2005 году составил 101,96 рублей.

На диаграмме (рисунок 3) наглядно показано изменение цен на электроэнергию на период в 10 лет.

 

Рисунок 3 – Динамика цен на электроэнергию в период с  2005 по 2014 год, руб.

 

Рассматривая показатели, вычисленные цепным методом, можно сказать, что цены на электроэнергию имели разную тенденцию из года в год. Так, наибольшее увеличение цен мы можем наблюдать в 2009 и 2013 годах. В 2009 году цена увеличилась на 41,07 рубля, что составило 25 процентов по отношению к предыдущему году. Наименьший прирост отмечен в 2014 году, на 12,31 рубль, что составило 4 процента от предыдущего периода. Средний прирост цен по отношению к каждому предыдущему году равен 22,7 рубля.  Средняя цена за 10 лет 212,58 рублей.

Чтобы определить основную проявляющуюся во времени тенденцию проведем аналитическое выравнивание на основании данных из таблицы 2. Таким образом, уравнение прямой имеет вид:

y=81+23,9×t.

График тренда указан на рисунке 4.

Рис. 4. Линейный график тренда цен на электроэнергию, руб.

 

Также проведём прогнозирование изменений цен на электроэнергию в 2016 году. Прогнозирование осуществим на основе уравнения прямой 1, средних абсолютных приростов и средних темпов роста. Полученные расчёты представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Прогнозирование цен на электроэнергию на 2016 год

 

Способ прогноза

Период прогноза

y прогноза

По уравнению прямой 1

12

368,04

На основе средних абсолютных приростов

2

360,36

На основе средних темпов роста

2

397,4

 

 

 

Таким образом, проведя полный анализ ряда динамики цен на электроэнергию за 2005-2014 года, можно сделать следующие выводы.  По полученному уравнению 1 цена, которая не зависит от периода времени равна 81 рубль, с каждым годом в среднем увеличивается на 23,9 рубля.  При сохранении выявленной тенденции прогнозная цена на 2016 год составляет 386,04 рубля. На основе расчёта сезонной составляющей в чётных годах происходит отклонение в большую сторону на 0,05%, а в нечётных годах в меньшую на это же число.

Для более глубокого анализа рынка коммунальных услуг проведём вариационный анализ цен на электроэнергию по 17 городам России за декабрь 2014 года [4]. Были взяты такие города: Орел, Смоленск, Москва, Архангельск, Калининград, Мурманск, Санкт-Петербург, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Уфа, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Челябинск, Красноярск, Новосибирск, Владикавказ. Результаты расчетов представлены в таблице 4.

Таблица 4

Значение показателей вариации цен на электроэнергию

Показатель

Значение показателя

Среднее значение (X), руб.

      310,6

 

Размах, руб.

      277,7

 

Среднее линейное отклонение, руб.

    54

 

Среднее квадратичное отклонение

68,7

Дисперсия

4721,6

Коэффициент осцилляции, %

89,4

Относительное линейное отклонение, %

17,4

Коэффициент вариации, %

22,1

 

Исходя из полученных данных можно сделать следующий вывод. Средняя цена на электроэнергию за 100 кВт.ч в семнадцати городах России составляет 310,6 рублей. Цена колеблется в размерах 277,7 рублей, что составляет 89,4 процента по отношению к среднему значению. В среднем индивидуальная цена отклоняется от средней цены на 54 рубля, что составляет 17,4 процента. Так как расчётное значение коэффициента вариации (22,1 процент) меньше нормы, которая считается 30 процентов, значит, что для представленных данных нет ярко выраженного отклонения от среднего значения.

В данной работе были проведены исследования цен на потребительские услуги в целом и в частности на коммунальные услуги. Был проведён анализ динамики цен на электроэнергию за период с 2005 по 2014 года. Выявлено, что средняя цена равна 212,58 рублям, и происходит постоянный рост в среднем на 23,9 рублей. Наибольший скачок произошёл в 2009 году, когда цена по отношению к предыдущему году выросла на 25 процентов. Можно предположить, что это связано с мировым кризисом 2008 года, когда экономика страны была в подвешенном состоянии. Проведя прогноз на 2016 год, ожидается, что цена достигнет уровня 368,04 рублей.

В ходе ранжирования городов России по уровню цен на электроэнергию было выявлено, что самая низкая цена на эту услугу в городе Красноярск, а самая высокая в Москве.  Средняя цена в этих городах остановилась на уровне 310,6 рублей. Однако, кардинальных отклонений от среднего значения во всех городах не наблюдается, что говорит о практически равномерном распределении цен по стране.

Исходя их всех исследований, можно сказать о значительном увеличении объёма платных услуг из года в год, причём большую долю из всей совокупности занимают коммунальные услуги. Из них интереснее всего представилась картина цен на электроэнергию, где выявлено неравномерные скачки цен, что связано с нестабильной экономической ситуацией в стране.

 

Литература:

  1. Елисеева И. И. Статистика. М.: Издательство Юрайт, 2011. 565 с.
  2. Разумовская А., Янченко В., Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога - практика.  М.: Вершина, 2006, 496 с.
  3. Россия в цифрах. 2015: Крат. стат. сб. / Росстат. M.: Р76, 2015. 543 с.
  4. Федеральная служба государственной статистики. URL:  http://www.gks.ru (дата обращения: 12.10.2015)
  5. Энциклопедия экономиста. URL:  http://www.grandars.ru (дата обращения: 12.10.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, цена, рубль, электроэнергия, процент, среднее, город России, Динамик цен, потребительская услуга, уровень цен.


Ключевые слова

статистика, динамика, уровень цен, потребительская услуга, объём платных услуг, электроэнергия, вариация

Похожие статьи

Повышение эффективности работы предприятия в период сезонного спада спроса на гостиничные услуги

В статье раскрываются тенденции рынка гостиничных услуг России. Представлена количественная характеристика влияния фактора сезонности на деятельность гостиничных предприятий. Предложена система мер по повышению эффективности деятельности гостиничного...

Анализ состояния и развития рынка банковского кредитования населения в РФ на современном этапе

В статье представлен анализ состояния и развития рынка банковского кредитования населения в РФ. Рассмотрена динамика рынка банковского кредитования населения в РФ, а именно: качественные и количественные характеристики изменений, факторы их определяю...

Изучение динамики потребительских цен (на примере колбасных изделий)

В статье представлены результаты расчета по основным показателям динами-ки цен на колбасные изделия. Проведен вариационный анализ цен на колбасы различных производителей. Проанализировано прогнозное и фактическое значение цен на исследуе-мый товар.

Оценка развития рынка стоматологических услуг

В статье представлены результаты анализа динамики основных показателей рынка стоматологических услуг, тенденции изменения уровня конкуренции на рынке стоматологических услуг.

Особенности оценки товаров в розничной и оптовой торговле

В статье рассмотрен порядок и особенности оценки товаров. Представлена методика оценки товаров на различных стадиях их движения в оптовой и розничной торговле.

Статистический анализ индекса потребительских цен на товары и услуги в РФ

В статье приведено исследование зависимости индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации выявлены факторы оказывающие наибольшее влияние на ИПЦ.

Анализ развития сервисной отрасли в России

В статье проанализированы основные тенденции развития сервисной отрасли России. Представлена статистика услуг. Рассмотрены условия, благоприятствующие развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике.

Анализ потребительского рынка на примере рынка мобильных операторов Калининградской области

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «потребительский рынок» на примере рынка мобильных услуг. Представлены результаты сравнительного анализа основных методов оценки деятельности мобильных операторов - сравнение деятельности п...

Анализ управления частной инвестиционной деятельностью физических лиц в России: сравнение условий крупнейших брокерских клиентов

В статье рассмотрены причины роста частной инвестиционной активности россиян и проанализированы крупнейшие операторы российского фондового рынка, предлагающие продукты для инвесторов — физических лиц. Определены параметры для сравнения брокерских кли...

Информационные технологии в экономике. Использование Internet в бизнесе. Электронная коммерция (e-commerce), виртуальные магазины

В статье рассмотрены основные перспективы развития электронной коммерции и достоинства использования информационных технологий в бизнесе. Проведен подробный анализ элементов электронной коммерции. Проведен анализ объёма розничной онлайн-торговли за 2...

Похожие статьи

Повышение эффективности работы предприятия в период сезонного спада спроса на гостиничные услуги

В статье раскрываются тенденции рынка гостиничных услуг России. Представлена количественная характеристика влияния фактора сезонности на деятельность гостиничных предприятий. Предложена система мер по повышению эффективности деятельности гостиничного...

Анализ состояния и развития рынка банковского кредитования населения в РФ на современном этапе

В статье представлен анализ состояния и развития рынка банковского кредитования населения в РФ. Рассмотрена динамика рынка банковского кредитования населения в РФ, а именно: качественные и количественные характеристики изменений, факторы их определяю...

Изучение динамики потребительских цен (на примере колбасных изделий)

В статье представлены результаты расчета по основным показателям динами-ки цен на колбасные изделия. Проведен вариационный анализ цен на колбасы различных производителей. Проанализировано прогнозное и фактическое значение цен на исследуе-мый товар.

Оценка развития рынка стоматологических услуг

В статье представлены результаты анализа динамики основных показателей рынка стоматологических услуг, тенденции изменения уровня конкуренции на рынке стоматологических услуг.

Особенности оценки товаров в розничной и оптовой торговле

В статье рассмотрен порядок и особенности оценки товаров. Представлена методика оценки товаров на различных стадиях их движения в оптовой и розничной торговле.

Статистический анализ индекса потребительских цен на товары и услуги в РФ

В статье приведено исследование зависимости индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации выявлены факторы оказывающие наибольшее влияние на ИПЦ.

Анализ развития сервисной отрасли в России

В статье проанализированы основные тенденции развития сервисной отрасли России. Представлена статистика услуг. Рассмотрены условия, благоприятствующие развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике.

Анализ потребительского рынка на примере рынка мобильных операторов Калининградской области

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «потребительский рынок» на примере рынка мобильных услуг. Представлены результаты сравнительного анализа основных методов оценки деятельности мобильных операторов - сравнение деятельности п...

Анализ управления частной инвестиционной деятельностью физических лиц в России: сравнение условий крупнейших брокерских клиентов

В статье рассмотрены причины роста частной инвестиционной активности россиян и проанализированы крупнейшие операторы российского фондового рынка, предлагающие продукты для инвесторов — физических лиц. Определены параметры для сравнения брокерских кли...

Информационные технологии в экономике. Использование Internet в бизнесе. Электронная коммерция (e-commerce), виртуальные магазины

В статье рассмотрены основные перспективы развития электронной коммерции и достоинства использования информационных технологий в бизнесе. Проведен подробный анализ элементов электронной коммерции. Проведен анализ объёма розничной онлайн-торговли за 2...

Задать вопрос