Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 августа, печатный экземпляр отправим 27 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Разработка стратегии управления портфельными инвестициями на основе календарных аномалий на российском рынке ценных бумаг

Экономика и управление
02.11.2015
312
Поделиться
Библиографическое описание
Кашина, О. И. Разработка стратегии управления портфельными инвестициями на основе календарных аномалий на российском рынке ценных бумаг / О. И. Кашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 388-391. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22990/.


 

Гипотеза ценовой эффективности фондового рынка и исследование ее применимости интересует как отечественных [2, 3, 5], так и зарубежных [см., например, 7–9] ученых-экономистов на протяжении ряда десятилетий. Как широко известно [8], эффективный фондовый рынок характеризуется тем, что вся общая и доступная информация отражается в ценах акций мгновенно. В зависимости от того, какой информацией оперирует фондовый рынок принято выделять три формы его ценовой эффективности: слабая (ретроспективная информация находит свое отражение в ценах ценных бумаг), умеренная (в ценах акций отражается вся общая и доступная информация) и сильная (цены фондовых активов отражают всю общедоступную и инсайдерскую информацию) [8]. Наличие у фондового рынка ценовой эффективности приводит к тому, что усилия инвесторов заработать сверхприбыль на нем с помощью анализа публичной информации, становятся бессмысленными. Наряду с этим, гипотеза ценовой эффективности опирается на предположение о том, что все инвесторы действуют на рынке рационально, руководствуясь одними и теми же целями, методами обработки и оценки информации, а также имеют одинаковый горизонт планирования.

Вместе с тем, данные предположения гипотезы эффективного рынка ставят под сомнение ее справедливость, что неоднократно освящалось и доказывалось в ряде работ [например, 2, 3, 5]. В результате появились теории, описывающие фондовые аномалии, не раз подвергавшиеся эмпирической проверке на больших массивах данных и идущие в разрез с гипотезой ценовой эффективности. Под фондовыми аномалиями в данном случае подразумеваются обладающие устойчивостью изменения доходности акций в соответствии с определенными закономерностями.

В настоящей работе рассматривается один из типов фондовых аномалий — календарные (временные) аномалии, которые представляют собой эффекты, характеризуемые изменением цен финансовых активов в зависимости от календарных или временных составляющих. Примерами подобных аномалий являются «эффект дня недели», «эффект месяца года», «эффект предпраздничных дней», «эффект дня календарных выплат» и другие.

В данной работе ограничимся описанием лишь некоторых наиболее устойчивых временных аномалий. В качестве исходных данных для исследования календарных эффектов на российском финансовом рынке выступали цены на высоколиквидные российские акции [10] за период 01.01.2014–01.01.2015 гг., а также значения индексов ММВБ и РТС, по которым рассчитывались фактические доходности [10 -11].

В ходе исследования было выяснено, что на отечественном финансовом рынке наблюдается «эффект месяца года». С учетом российской специфики данный эффект проявляется в следующем: в январе и декабре доходность российских акций является аномально высокой по сравнению с другими месяцами. Принято выделять две гипотезы, описывающие причины существования «эффекта января». Одна из данных гипотез связана с желанием инвесторов продать перед началом нового года убыточные акции с целью уменьшения налогооблагаемой базы в текущем году [1, 2, 7]. В соответствии с другой гипотезой, «эффект января» связан с тем, что, как правило, в январе компании публикуют информации о результатах своей деятельности, которая выглядит более оптимистично, нежели прогнозируемая, вызывая тем самым рост доходности [1, 2, 7].

В таблице 1 в качестве примера представлена динамика средней ежемесячной доходности акций ОАО «Газпром» за 2014 год.

Таблица 1

Средняя доходность акций ОАО «Газпром» по месяцам за период 01.01.2014–01.01.2015 гг.

Порядковый номер месяца

Средняя доходность акций ОАО «Газпром» (%)

1

5,4

2

-1,1

3

0,6

4

0,2

5

-0,2

6

-7,7

7

0,9

8

-6,2

9

-1,9

10

-5,0

11

-4,3

12

9,8

 

Из табл. 1 видно, что за анализируемый период времени доходность акций ОАО «Газпром» в январе и декабре 2014 года достигала наибольших значений, чем в другие месяцы.

Анализ ежедневных доходностей российских высоколиквидных акций позволил выявить «эффект дня недели», в частности, «эффект понедельника». «Эффект понедельника» выражается в том, что в данный день недели наблюдается наименьшая доходность акций, чем в другие дни недели.

В таблице 2 в качестве примера представлены средняя доходность акций ОАО «Газпром», систематизированная по дням недели за исследуемый период времени.

Таблица 2

Средняя доходность акций ОАО «Газпром» по дням недели за 2014 год

День недели

Средняя доходность

Понедельник

0,0987

Вторник

0,1045

Среда

0,1505

Четверг

0,1173

Пятница

0,1181

 

Анализ данных в табл. 2 подтверждает наличие описанного выше «эффекта понедельника» для акций ОАО «Газпром». Так, понедельник был отмечен наименьшей доходностью.

В целом, анализ российского рынка акций показывает, что для него характерен низкий уровень доходности в начале недели и повышение значений доходности фондовых активов к концу недели.

Исследование календарных аномалий российского рынка акций позволило установить наличие «эффекта предпраздничных дней», проявляющегося в повышенной доходности акций в предпраздничные дни. При проведении исследования праздничными днями считались торговые дни в преддверии праздников или длительных выходных, обусловленных праздником. Причиной «эффекта предпраздничных дней» является желание инвесторов снизить риски, связанные с возможными изменениями или событиями, которые могут произойти во время закрытого рынка, поэтому инвесторы стараются перед праздниками закрыть свои позиции [1].

Однако исследование показало, что «сила» данного эффекта неоднозначна в различные предпраздничные дни. В этой связи, несмотря на присутствие на российском фондовом рынке «эффекта праздничного дня», его нельзя считать устойчивым.

В рамках настоящей работы также были проанализированы данные российского рынка акций для выявления «эффекта трети месяца». Данный эффект был обнаружен в 1999 году в отношении американских индексов S&P500 и NASDAQ [9]. «Эффект трети месяца» заключается в том, что в первой трети месяца, как правило, наблюдается максимальная доходность, во второй трети — средняя и для третьей трети характерна минимальная доходность.

С этой целью анализа данной календарной аномалии торговые дни каждого месяца были поделены на три трети, и за каждую треть была рассчитана средняя доходность фондовых активов, как и в работе [9].

В качестве примера в таблице 3 проиллюстрированы полученные результаты доходности российских индексов ММВБ и РТС за каждую треть января 2014 года.

Таблица 3

Доходность российских индексов ММВБ и РТС за каждую треть месяца в 2014 год

Треть месяца

Средняя доходность акций ММВБ (%)

Средняя доходность индекса РТС (%)

1

1,39

0,30

2

0,94

-0,81

3

-2,63

-4,63

 

Из табл. 3 видно, что средние доходности индексов ММВБ и РТС, наблюдаемые в первую треть месяца, являются самыми высокими, а в третью треть месяца, уровень доходности по рассматриваемым фондовым активам существенно ниже, чем в первую и вторую треть.

В связи с выявленной аномалией при разработке стратегии для инвестора можно дать следующие рекомендации:

          приобретение акций следует осуществлять в третью треть месяца (в конце третьей трети), поскольку в этот период обычно наблюдается низкий уровень доходности акций;

          продажу следует осуществлять в первую треть месяца (в конце первой трети), поскольку доходность на фондовом рынке в этот момент обычно достигает высоких значений.

В таблице 4 представлены результаты апробации предложенных рекомендаций инвестору, основанных на календарном «эффекте трети месяца», в отношении индексов ММВБ и РТС. Тестовый период включал в себя период 01.01.2014–01.01.2015 гг., в который фиксировались ежедневные значения данных индексов и рассчитывались по ним доходности за каждую треть каждого месяца [10–11].

Таблица 4

Доходность российских индексов ММВБ и РТС при использовании инвестиционной стратегии, основанной на «эффекте трети месяца» в сравнении с результатами применения пассивной стратегии «купи и держи»

Стратегия

Доходность индекса ММВБ (%)

Доходность индекса РТС (%)

Использование «эффекта трети месяца»

2,02

2,84

«Купи и держи»

-0,86

-6,83

 

Из табл. 4 видно, что стратегия управления портфельными инвестициями, построенная, основанная на «эффекте трети месяца» позволит инвестору получить положительную доходность, в то время как пассивная стратегия «купи и держи» демонстрирует отрицательные результаты.

Таким образом, диагностика описанных в настоящей работе временных аномалий наряду с другими ранее разработанными в работах авторов [4, 6] методиками дает широкие возможности для управления финансовыми активами и способствует повышению ценовой эффективности российского рынка ценных бумаг.

 

Литература:

 

  1. Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов / Р. Брейли, С. Майерс; пер. с англ. Н. Н. Барышниковой. — М.: Олимп-бизнес, 2008. — 1008 с.
  2. Кантолинский М. И. Аномалиинафондовыхрынках: определениеи классификация / М. И. Кантолинский // ВестникФинансовойакадемии. — 2010. — № 2. — С. 25–28.
  3. Кашина О. И. Влияние инноваций финансового рынка («айсберг-заявок», «темных пулов») на его ценовую эффективность / О. И. Кашина // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 289–292.
  4. Кашина О. И. Об использовании анализа дивидендной доходности с целью совершенствования инвестиционных стратегий на финансовом рынке / О. И. Кашина // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 332–335.
  5. Некрасова, И. В. Определение степени эффективности российского фондового рынка на современном этапе функционирования / И. В. Некрасова // Вопросы регулирования экономики. — 2010. — Т. 1, № 2. — С. 5–16.
  6. Петров С. С., Кашина О. И. О возможностях прогнозирования доходности финансовых активов на основе анализа биржевых котировок / С. С. Петров, О. И. Кашина // Аудит и финансовый анализ. — 2015. — № 2. — С. 135–140.
  7. Aggarwal, R. Institutional Allocation in Initial Public Offerings: Empirical Evidence / R. Aggarwal, N. R. Prabhala, М. Puri // The Journal of Finance. — 2002. — Vol. 57. — No. 3. — pp. 1421–1442.
  8. Fama, E. F. Efficient Capital Markets: A Review of Theory and Empirical Work / E. F. Fama // Тhe Journal of Finance. — 1970. — Vol. 25. — No. 2. — pp. 383–417.
  9. Kohers, T., Patel J. B. A New Time of the Month Anomaly in Stock Index Returns / T. Kohers, J. B. Patel // Applied Economics Letters. — 1999. — Vol. 6. — No. 2. — pp. 115–120.
  10. Investfunds: информационное агентство [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://www.investfunds.ru/, свободный.
  11. Московская биржа [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: 2011–2014. — Режим доступа: http:// moex.com/, свободный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 388-391):
Часть 4 (cтр. 329 - 429)
Расположение в файле:
стр. 329стр. 388-391стр. 429

Молодой учёный