Важнейшей задачей развития России последних лет является кардинальное изменение сырьевой модели экономического развития на модель современной инновационной экономики [1].
Одним из методов достижения данной задачи является применение кластерного подхода, который рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных методов развития территорий в развитых странах.
Главным преимуществом кластерной системы развития является создание эффекта синергии между участниками кластера. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности, мер государственной поддержки на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры. Такое объединение усилий в развитых странах показало высокую эффективность.
Достижение высокого уровня конкурентоспособности невозможно без использования новейших технологий. Основным из таких технологий является кластерный подход, позволяющий более соразмеренно изучить особенности различных спектров экономики, находящихся в постоянно изменяющемся взаимодействии, и найти их конкурентные достоинства [2]. Под производственными кластерами понимается группа сосредоточенных на определенном сегменте компаний и организаций, взаимосвязанных и/или взаимодополняющих друг друга, взаимодействие которых основано на базе внедрения специальных организационных структур, регулирующих их деятельность, усиливает конкурентные преимущества отдельных компаний и группы в целом. Участники кластера, как правило, связаны договорами о стратегическом сотрудничестве, что не исключает сохранение конкурентной среды внутри кластера, что является основным средством достижения активного экономического развития РФ, повышения конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций, внедрение инноваций.
Потребность повышения конкурентоспособности углеводородного сырья — месторождений Арктического шельфа является важной национальной задачей. Для этого в Западной Арктике имеются все необходимые условия: наличие устойчивого спроса на нефть и СПГ, конкуренция среди производителей внутри отрасли на национальном и международном уровнях, предприятия родственных и поддерживающих отраслей.
Достаточно активно в последнее время в научном сообществе и органах власти обсуждаются вопросы кластеризации нефтегазовых отраслей промышленности. В настоящее время уже имеются успешные примеры, такие как: нефтегазовый кластер в Западной Сибири, Томской области, Воронежской области (объединяет 28 предприятий региона, специализирующихся на производстве химического и нефтегазового оборудования), на Дальнем Востоке и др. Кластер является своего рода площадкой для трансферта передовых технологий и эффективного партнерства с властью и бизнесом. Для успешного создания и развития кластеров существуют определенные условия: наличие полной цепочки создания добавленной стоимости, развитое состояние инфраструктуры, в том числе инновационной и финансовой, благоприятный инвестиционный и налоговый климат, высокая степень развития научно-исследовательского потенциала и высококвалифицированного персонала и др.
Кластер может оказать стимулирующее воздействие на предприятия машиностроения, металлообработки, оборонно-промышленный, судостроительный и транспортный комплексы, т. е. стать передовиком развития высокотехнологичных отраслей в российской экономике. Это должно обеспечиваться направлением в высокотехнологичные отрасли части финансовых потоков, создаваемых в топливно-энергетическом комплексе и сырьевых отраслях, обеспечивая мультипликативный эффект [1].
Важных технологических решений потребуют сам отбор, и транспортировка газа со Штокманского месторождения, что создает условия для развития крупных инновационных центров. Освоение Штокмановского газоконденсатного и нефтяного Приразломного месторождений формируетм реальные условия для образования на Северо-Западе России конкурентоспособного и перспективного нефтегазового кластера, который уже в период до 2020 г. может перерасти в мегакластер.
Анализ существующих нефтегазовых кластеров показывает, что при их функционировании существуют определенные трудности, а именно: недостаточно развитая энергетическая, финансовая и инновационная инфраструктура в нефтегазовых районах Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока; генерируются противоречия между участниками кластера; отсутствие высококвалифицированного персонала; устаревшая материально-техническая база; недостаточный опыт в продвижении научно-технический и инновационных разработок и др. [2].
Тем не менее, создание и развитие нефтегазовых кластеров в России: придаст импульс развитию отраслевой науки, проектных организаций; будет стимулировать работу предприятий строительной отрасли, нефтяного и химического машиностроения, транспортных предприятий; создаст ряд каскадных макроэкономических эффектов, связанных, прежде всего, с развитием малого и среднего бизнеса за счет создания широкой сети предприятий по переработке углеводородного сырья и производству малотоннажной химии при переработке нефтехимического сырья в конечную продукцию.
Достижение позитивных результатов кластеризации нефтегазового сектора экономики требует научно-обоснованного программирования и комплексного подхода к его развитию.
Смысл кластерного подхода в использовании принципа многообразии форм собственности. Именно поэтому стремления к безграничной приватизации является одной из фундаментальных причин, мешающих развитию кластеризации в нефтегазовых регионах страны.
Создание кластеров повышает эффективность экономической политики, также, в рамках кластеров делается упор на вопросах стимулирования конкурентоспособности не только отдельных предприятий, а всей производственной цепочки, включая поставщиков, смежников, исследовательские и образовательные организации (кластерный подход стимулирует поддержку коллективных проектов) [2,3].
Кластерный подход подразумевает эффективное использование механизмов государственного партнерства, делая ставку на помощь со стороны государства коллективных проектов, исходя из потребностей самого бизнеса, что значительно повышает эффективность расходования бюджетных средств.
По сути, на основе кластерного подхода создаются региональные центры развития, которые нацелены стать локомотивами местного социально-экономического роста [2,3].
В последние несколько лет, структура государственной власти предпринимает усилия по развитию в Российской Федерации кластерной политики, однако, несмотря на всю важность проекта, работа над созданием региональных кластеров в стране проходит недостаточно активно.
По оценкам экспертов, на данный момент, в России существует около десятка развитых кластеров и около сотни менее развитых.
Нефтегазовые кластеры в Российской Федерации имеют высокий потенциал инновационного развития. Треть ВВП страны обеспечивает топливно-энергетический комплекс и около 38 % всех налоговых средств в государственный бюджет.
Сохранение конкурентоспособности как базиса инновационного развития нефтегазовых кластеров в условиях создания новой технологической системы для РФ практически равнозначно национальной стратегической конкурентоспособности. Именно поэтому изучение вопроса управления инновационным развитием на основе повышения конкурентоспособности нефтегазовых кластеров, особенно в ситуации технологического спада, наблюдаемой сейчас в энергетической отрасли, является важной научно-практической задачей.
Литература:
- Гохберг Л. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. 2010. № 2. С. 50–59.
- Крюков В., Шмат В. Инновационный процесс в нефтедобыче и народнохозяйственные интересы: гармонизирующий потенциал институционального подхода в госрегулировании отрасли // Рос. экон. журн. 2013. № 3. С. 33–34.
- Михайлов В. О. Оценка необходимого уровня технологической диверсификации проектного портфеля нефтегазовых корпораций // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2013. № 3.