Перспективы развития регионального рынка мяса птицы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 1884 раза

Библиографическое описание:

Гавва, М. А. Перспективы развития регионального рынка мяса птицы / М. А. Гавва, И. Н. Гавва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 118-122. — URL: https://moluch.ru/archive/10/644/ (дата обращения: 29.11.2024).

Значение производства и переработки мяса птицы для мировой экономики, да и просто для жизни современного общества трудно переоценить. В связи с увеличением численности населения обостряется проблема обеспечения его продуктами питания, особенно в развивающихся странах. И именно птицеводство способно быстро «накормить» человечество продуктами питания, содержащими белок животного происхождения. Для жителей цивилизованных стран стало характерным стремление к сохранению своего здоровья, а, следовательно, к снижению содержания жирных ненасыщенных кислот и холестерина в рационе.

Мясо птицы здоровый и полезный для человека продукт питания, что обуславливает высокий и стабильный спрос на него как в России, так и во всём мире.

Продукция птицеводства популярна на всех континентах мира. Потреблению мяса птицы не препятствуют религиозные или обрядовые барьеры. Помимо чисто экономических факторов (как самое дешевое), мясо птицы является полезным для здоровья продуктом, питательным, безопасным и наиболее доступным среди других мясных продуктов.

Не случайно соотношение годового потребления мяса на душу населения смещается в сторону роста потребления мяса птицы. В Германии за три последних года потребление мяса птицы возросло на 2,2 кг. При снижении потребления свинины, традиционного национального продукта. И это оправданно, так как мясо птицы является диетическим животным продуктом, содержит в 2 раза меньше холестерина, чем свинина, и в 2,7 раза меньше, чем говядина. Витаминный состав мяса птицы значительно выше, чем в говядине и свинине. Например, витамина «А» в мясе кптицы в 25 раз больше, чем в свинине. И в то же время продукция птицеводства является наиболее дешевой для потребителей по сравнению с другими видами мяса, так как расходы протеина корма на производство 1 кг. белка мяса птицы в 2 раза ниже, чем свинины, и в 5 раз ниже, чем говядины. В условиях ограниченных зерновых ресурсов в птицеводстве, как наиболее «скороспелой» отрасли животноводства достигается наибольшая отдача мясом в расчете на единицу затраченного корма.[4]

Среднегодовое производство, торговля и потребление мяса птицы в мире растет высокими темпами. По прогнозам экспертов, к 2020 году мясо птицы выйдет на первое место среди общего объема потребления мяса в мире.

В настоящее время в мировом производстве мяса птицы основная масса приходится на мясо бройлеров – 62,5 %, индейки – 7,5 %, утки – 4,2 %, гуся – 2,8 %, на мясо прочей птицы (куры, перепела, цесарки, фазаны) приходятся оставшиеся 23,0 %.

Среднегодовой прирост производства куриного мяса в мире за последние 20 лет составляет 5,2%, и достигнут объем производства 68,5 млн. тонн в 2007 году. Эксперты прогнозируют, что в 2012 году будет произведено 85 млн. тонн мяса птицы. [4]

Быстрый рост производства мяса птицы в мире определяется целым рядом факторов. Назовем основные: интенсивные методы производства, централизация и вертикальная интеграция промышленного производства, рентабельность, наличие и доступность кормовых компонентов, высокий уровень механизации, производство удобной для потребителя продукции, быстрое развитие сети общественного питания, широкое использование морозильного оборудования и специализированного транспорта, рост международной торговли и, что наиболее важно, – постоянно растущий потребительский спрос.

Лидерами по производству мяса птицы являются, убойный вес (данные на 2007 г.):

• США 14,505 млн. тонн;

• Китай 9,844 млн. тонн;

• Бразилия 7,700 млн. тонн;

• ЕС 6,720 млн. тонн.

Иллюстрация 1. Лидеры по производству мяса птицы в мире

Показатели собственного производства мяса птицы на душу населения в год (живой вес) выглядят следующим образом:

• США 58,8 кг.;

• Нидерланды 46,6 кг.;

• Венгрия 39,8 кг.;

• Бразилия 35,4 кг.;

• Россия 10,6 кг.

Согласно данных Министерства Сельского хозяйства и продовольствия России, в 2006 г. в России произведено около 1,380 млн. тонн, а в 2007 году -1,550 млн. тонн мяса птицы, в том числе промышленным способом 1,270 млн. тонн, а ввезено в Россию в 2007 г. примерно 1,150 млн. тонн мяса птицы.[1]                 

Таким образом, существующую потребность рынка местные производители удовлетворяли только на 54%, а 46% потребности было завезено из-за рубежа, на что потрачено примерно 1,5 млрд. долларов.

За последние 3 - 4 года, по мнению экспертов, рост спроса на мясо птицы в России составляет до 15% в год, что вызвано следующими причинами:

• Увеличение доходов населения и, как следствие, повышение покупательной способности.

• Рост объёмов промышленной переработки мяса птицы (сосиски, колбасы, деликатесы, полуфабрикаты).

• Ограничение импорта говядины и свинины по требованию органов ветеринарного надзора (из-за эпидемий ящура, коровьего бешенства и т.п.).

• Квотирование импорта птичьего мяса, как в целях защиты собственного производителя, так и по требованию органов ветеринарного надзора.

• Сокращение покупки населением продуктов импортного или сомнительного происхождения.

• Общемировая тенденция увеличения доли «белого мяса» в общем объёме потребления мясных продуктов.

По оценкам экспертов, в среднесрочной перспективе до 2012 года, потенциал российского рынка мяса птицы составляет 3,5 - 4 миллиона тонн в год, в том числе порядка 1,5 миллионов тонн в год будет импортироваться из-за рубежа и среднедушевое потребление составит 22-25 кг в год, в том числе собственного производства 14-16 кг в год.

Промышленное птицеводство в Республике Башкортостан за последние годы имеет устойчивые темпы роста.

Поголовье птиц на 1 октября 2008 года в сельхозпредприятиях составило 5609,5 тыс. голов, что больше уровня 2007 года на 3,3 %. За 9 месяцев произведено 18,9 тыс. тонн мяса птицы в живом весе, что больше уровня 2007 года на 58,3%.

В настоящее время благодаря господдержке в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственных продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также поддержке со стороны руководства республики отрасль птицеводства имеет хорошие возможности для дальнейшего развития. А также в связи с этим привлекаются крупные инвестиции.

В республике реализуется инвестиционный проект по строительству крупного птицеводческого комплекса - племенного репродуктора ЗАО «Агрика. БПП» в Альшеевском районе, по разведению мясных кур (бройлеров), проектной мощностью 3,5 млн. голов птицы родительского стада в год, производству мяса птицы 25 тыс. тонн и 75 млн. штук яиц в год.[2]

Ведется строительство Башкирского птицеводческого комплекса им. М.Гафури в Мелеузовском районе, проектной мощностью по убою и переработке мяса индейки 15 тыс. тонн в год.

За последние 5 лет на поддержку сельскохозяйственного производства и социальной инфраструктуры села государством направлено около 37 млрд. 500 млн. руб. В том числе в прошедшем году - более 10 млрд. руб. Удельный вес расходов на поддержку АПК в бюджете республики превышает 11%, тогда как в федеральном бюджете этот показатель составляет менее 1%.[2]

В то же время, состояние производства и потребления мяса индейки выглядит следующим образом: на основании открытых данных, в 2007 году в мире произведено 5,241 млн. тонн мяса индейки, что составляет 7,5% от ежегодного производства всего мяса птицы в мире.

Существенный рост производства, экспорта и импорта мяса индейки наблюдался с 1994 по 2007год. Мировое производство мяса индейки в 2007 году составило 5 241 414 тонн, что на 976 428 тонн больше уровня 1994 года (+22,9%).

В настоящее время США являются лидерами мирового производства мяса индейки - 48,3%, что составляет - 15% мяса птицы, производимого в США. За США по производству мяса индейки следуют Франция, Германия, Италия, Великобритания и Бразилия.

Лидерами по процентному соотношению производства мяса индейки к общему производству мяса птицы являются Словакия (56,6%), Германия (37,5%), Италия (33,2%), Франция (31,6%) и Израиль (24,6%).[4]

Мировой импорт и экспорт мяса индейки также претерпел изменения с 1994 по 2007 гг. Импорт мяса индейки в мире составил в 2007 году 918 784 тонн, что на 468 831 тонн выше показателей 1994 года (+102%). В 2007 году ведущим импортером мяса индейки была Мексика – 149 934 тонн, что составило 16,3% мирового импорта мяса индейки. Большая часть импорта мяса индейки в Мексику поступила из США и состояла большей частью из разделанного мяса и продукции переработки.

Вслед за Мексикой по количеству импортируемого мяса индейки следуют Российская Федерация, Германия, Китай и Бельгия. По процентному соотношению импорта мяса индейки к общему импорту мяса птицы лидируют Бенин (42,2%), Мексика (30,8%), Испания (26,2%), Бельгия (22,0%) и ЮАР (22,0%).

В 2007 году ведущим экспортером мяса индейки была Франция - 149,934 тонн, что составило 26,2% мирового экспорта мяса индейки. Вслед за Францией шли США, Бразилия, Италия и Голландия.[3]

Лидеры производства мяса индейки представлены в таблице 1.

Таблица 1. Лидеры производства мяса индейки в 2007 году

Страна

Мясо индейки,

1000 тонн

% мяса индейки от общего количества мяса птицы

Мировое   пр-во

5,241

7,5

США

2,529

14,5

Франция

635

31,6

Германия

361

37,5

Италия

340

33,2

Великобритания

229

14,6

Бразилия

200

2,5

Канада

145

13,3

Израиль 

113

24,6

Венгрия

90

20,5

Словакия

72

56,6

 

  По прогнозам, экспорт мяса индейки из Бразилии вырастет до 155,000 тонн, что на 21 % больше по сравнению с 2007 годом. По процентному соотношению экспорта мяса индейки к общему экспорту мяса птицы лидируют Италия (44,9%), Франция (30,8%), Испания (33,6%), Венгрия (24,7%), Польша (20,9%) и Германия (14,1 %).

В настоящее время в России производство индейки промышленным способом осуществляется в небольших объёмах, работает одна фабрика в Подмосковье (выпуск 3 тысячи тонн), в 2006 году построен, и начал функционировать Птицекомплекс в Ростовской области (проектная мощность 11,2 тысячи тонн), начато производство мяса индейки в Красноярском крае.[1]

В то же время Россия, только по официальным данным, импортировала в 2007 году почти 130 тысяч тонн мяса индейки, а потребление мяса индейки на одного человека составляет порядка 100 грамм в год, в то время как в США порядка 10 кг. в год.

В 2004 году доля мяса индейки в общей емкости российского мясного рынка составила 1,5%. На рынке присутствует импортное мясо индейки, а также продукция, произведенная в России в промышленных условиях и в частном секторе. За счет импорта удовлетворяется 88% потребностей рынка, при этом 54% ввозимого продукта поступает в промпереработку.

Доля импортного продукта на розничном рынке составляет 75%, российский рынок промпереработки полностью зависит от импорта.

Таблица 2. Структура российского рынка мяса индейки в 2007 году

Сегменты

Доли по объему, %

Мясо импортное на промпереработку

47,5

Части тушек импортного производства

25 ,0

Фарш импортного производства

14,7

Полуфабрикаты импортного производства

0,4

Тушки импортного производства

0,3

Тушки от частных российских производителей

6,6

Части тушек российского производства

4,3

Фарш российского производства

0,5

Тушки российского производства

0,4

Полуфабрикаты российского производства

0,3

Всего

100,0

 

Как указано выше, в среднесрочной перспективе до 2012 года ёмкость российского рынка мяса птицы составит 3,5 - 4 миллиона тонн в год и среднедушевое потребление составит 22 - 25 кг в год.

С учётом усреднённого потребления мяса индейки в мире порядка 7,5% от всего мяса птицы, предполагаемая ёмкость российского рынка мяса индейки составит 260 - 300 тысяч тонн в год.

Перечисленные данные характеризуют рынок мяса индейки, как сегмент общего рынка мяса птицы, имеющий потенциал развития более высокими темпами, чем в целом рынок мяса птицы в России.

Мясо птицы является традиционным продуктом питания для жителей России и входит в большое число блюд национальной кухни, что наряду с другими факторами, способствует формированию высокого потребительского спроса на мясо птицы. Это мясо легко усваивается организмом человека, поскольку содержит больше полноценных белков, чем мясо крупного и мелкого рогатого скота, в нём меньше соединительной ткани. В мясе птицы содержится до 20% жиров, которые являются необходимой составной частью пищи и одним из важнейших источников энергии, использующейся организмом в процессе его жизнедеятельности. Жиры содержат такие витамины как «А», «О», «Е», «К». При малых массе и объёме, в организм поступает значительное количество энергии. Кроме этого мясо птицы практически не содержит холестерина.[6, с.4]

Мясо птицы здоровый и полезный для человека продукт питания, что обуславливает достаточно высокий и стабильный спрос на него как в России, так и во всём мире.

Существующий российский рынок мяса птицы характеризуется следующими тенденциями:

• Ежегодное увеличение потребления на душу населения.

• Население отдает предпочтение продукции местных производителей в привлекательной и удобной упаковке со знакомым брендом.

• Увеличение доли охлаждённого мяса, как разделкой, так и тушкой, над замороженным;

• Рост доли выращиваемого мяса специально для глубокой переработки, то есть для производства полуфабрикатов, сосисок, колбас, копчёностей и т.п.

Рынок продаж мяса птицы (бройлер) на различных территориях характеризуется следующим:

• Москва, Санкт-Петербург охлаждённое мясо 70%, замороженное мясо 30%.

• Города-миллионники охлаждённое мясо 30-40%, замороженное мясо 70-60%.

• Остальные территории - охлаждённое мясо 20%, замороженное мясо 80%.

При этом:

• Охлаждённое мясо реализуется в виде: тушки - 35%, разделки - 65%.

• Замороженное мясо реализуется в виде: тушки - 40%, разделки - 60%.

Общепризнанными достоинствами и преимуществами мяса индейки, подтверждающими целесообразность его выращивания, являются:[5]

• Среднедневной привес, составляющий - 145 гр. на индюка и - 90 гр. на индейку.

• Меньшие энергозатраты, в сравнении с бройлером, на подогрев помещений.

• Большая устойчивость (по сравнению с другой птицей) к болезням, следовательно, проще и дешевле ветеринарное обслуживание.

• Соотношение убойного веса к живому составляет 81% (для бройлеров этот показатель 72%, для КРС - 60%).

• Достаточно низкие затраты на производство одного килограмма мяса.

• Отличные вкусовые и питательные качества при низком содержании холестерина, низком содержании жиров и высоком содержанием протеина (относительно говядины, свинины, мяса бройлера).

• Индейка, как самая большая из распространенных домашних видов птицы, отлично подходит для глубокой переработки мяса, причем если у современных кроссов бройлеров выход наиболее ценных грудных мышц составляет до 20%, то у индейки он достигает 28%. Глубокая переработка существенно повышает рентабельность производства.

• Мясо индейки обладает уникальными возможностями при реализации: его можно реализовать в виде целых тушек, в виде разделки (филе, грудка, бедро и т.п.), в виде готовой продукции (колбасы, пастрамы, сосиски, копчености), в виде полуфабрикатов (шницели, гамбургеры, кебабы), в виде консервов, в том числе для детского питания, и другое.

В целом розничный рынок мяса индейки в настоящее время характеризуется низким уровнем конкуренции между российскими производителями. Российская индейка относится к высокоценовому сегменту и сегменту «премиум». Импортная замороженная индейка представлена в среднеценовом и низкоценовом сегментах. Рынок имеет потенциал роста за счет увеличения числа покупателей и уровня знания продукта. В числе условий роста потребления индейки является увеличение представленности этой продукции на рынке.

Приведенные показатели характеризуют рынок мяса птицы в России как развивающийся и имеющий громадный потенциал, как экономический: востребованное высокорентабельное импортозаменяющее производство, так и социальный: возрождение деревень, создание рабочих мест, качественные продукты питания, повышение жизненного уровня населения.

В то же время, промышленное производство мяса индейки, как часть общего производства мяса птицы, в настоящее время в Приволжском Федеральном округе практически отсутствует.

Республика Башкортостан, вследствие климатических и географических особенностей, наличия кормовой базы, квалифицированной рабочей силы и инфраструктуры, способна полностью обеспечить как собственные потребности мясом индейки, так и обеспечить продукцией развивающиеся и платёжеспособные рынки других регионов.

Существуют все необходимые предпосылки для создания предприятия, которое будет первым современным Птицекомплексом по выращиванию, убою и переработке мяса индейки как в Республике Башкортостан, так и во всём Приволжском Федеральном округе, и имеющем уникальную возможность быть первыми на региональных рынках с новым востребованным товаром.

При определении ёмкости регионального рынка мяса, исходя из подушевого потребления - 22 кг мяса птицы в год и численности населения региона порядка - 20 млн. человек, составит - 440 тысяч тонн в год, что даёт право предположить ёмкость только регионально рынка мяса индейки составит - 33 тысячи тонн в год (7,5% от общего производства). Это значит, что продукция Птицекомплекса 6,345 тонн в год займет - 19% от ёмкости регионального рынка мяса индейки и – 1,4% от общего рынка мяса птицы; и в то же время послужит базой и надёжным индикатором конкурентоспособности продукции для принятия решения по перспективному развитию.

 

Литература

1. www.mcx.ru

2. www.mcxrb.ru

3. www.yarmarka.net

4. www.meatmarket.info

5. www.cri.mcx.ru

6. Бобылева Г. Птицеводство России // Птицеводство – 2005. - №4. – 69 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, тонна, США, Бразилия, Мясо, мясо птицы, Италия, Охлажденное мясо, импортное производство, российское производство.


Задать вопрос