Механизм самоорганизации внутреннего мира одаренного человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Климонтова, Т. А. Механизм самоорганизации внутреннего мира одаренного человека / Т. А. Климонтова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 357-360. — URL: https://moluch.ru/archive/10/643/ (дата обращения: 26.04.2024).

Происходящее в науке изменение методологии связано, прежде всего, с усилившейся дистанцией между психологической наукой и практикой, в то время как в рамках последней работа осуществляется именно с человеком как психологической системой.

Особенно остро сложившиеся противоречие ощущается в области психологии одаренности, в которой хотя и существуют попытки построения психологического портрета одаренного человека, между тем одаренность рассматривается как некая оторванная от целостного человека реальность. Вместе с тем, реальных достижений продолжают ожидать не от смоделированной одаренности, а от конкретного человека.

Психология одаренности призвана, прежде всего, способствовать реализации имеющегося  интеллектуального потенциала одаренного человека.  И хотя современное общество осознало, что одаренные люди являются резервом человеческой цивилизации, очевидно - не все интеллектуально одаренные индивиды реализуют себя. В таких случаях говорят о скрытой одаренности и обращаются к раскрытию мотивационных, средовых и иных факторов, фрустрирующих одаренность, однако проблема была бы решена с большим успехом при целостном взгляде на одаренного человека и обращении к состоянию его внутреннего мира как психологической системы.

Мы считаем, что установление особенностей внутреннего мира одаренного человека не может быть сведено только к констатации различий в отдельных структурных компонентах или составляющих внутреннего мира. Для этого, необходимо рассмотреть внутренний мир как открытую и самоорганизующуюся психологическую систему.  С позиции системного подхода речь должна идти о специфике внутреннего мира одаренного человека  как системы, и поиске  свойств, определяющих специфику функционирования этой системы. При этом отдельные психологические образования должны быть рассмотрены через анализ их участия в мире внутренней жизни  одаренного человека.

 Рассмотрение внутреннего мира интеллектуально одаренного человека ставит вопрос об определении психологических процессов, свойств и состояний, обеспечивающих системе открытость и самоорганизацию.  Очевидна необходимость прояснения тех психологических реальностей, работа которых обеспечивает психологическую систему разным уровням открытости и особенностями самоорганизации. В противном случае понятия «самоорганизация» и «открытость» повисают в пространстве психологического знания как, несомненно, перспективные, однако мифологизированные, и имеющие судьбу использования только на уровне интерпретаций и описательных категорий.

Самоорганизация в самом общем смысле, понимается как совокупность процессов, порождаемых вхождением в целое и выражающееся в тенденции к совмещению компонентов целостности. Таким образом, самоорганизующиеся системы это такие системы, которые способны производить новообразования и опираться на них в последующем развитии.

Описывая законы функционирования внутреннего мира, В.Д. Шадриков [5] определяет внутренний мир как самоорганизующуюся, неустойчивую  систему.  Исходя из вышеизложенных позиций  мы посчитали возможным выделить устойчивость - неустойчивость внутреннего мира как системы, в определенный дискретный момент времени. Для обозначения данных динамических характеристик внутреннего мира мы используем понятие «психологический гетеростаз» и «психологический гомеостаз». Под «психологическим гетеростазом» понимается такое состояние системы внутреннего мира, при котором происходит изменение содержания различных элементов системы, а также связей между ними, элементы системы находятся в противоречии, что угрожает целостности. Данное состояние внутреннего мира характеризуется как неустойчивое. «Психологический гомеостаз» представляет собой такое устойчивое состояние системы внутреннего мира, при котором содержание различных элементов системы и связи между ними остаются константными, содержание отдельных элементов не противоречат друг другу, система относительно стабильна.

«Психологический гетеростаз» проявляется в наличии противоречий между когнитивными, аффективными и поведенческими составляющими любых элементов внутреннего мира и его подсистем, самовосприятии субъектом противоречий в системе внутреннего мира, самовосприятии «внутренней» дисгармонии. «Психологический гомеостаз»  проявляется в отсутствии выраженных противоречий между когнитивными, аффективными и поведенческими составляющими элементов внутреннего мира, самовосприятием субъектом внутренней гармоничности, оптимальных межкомпонентных соотношениях.

Мы полагаем, что возможна дифференциация людей по степени их склонности к гомеостатическому или гетеростатическому бытию и такой же более гетеростатичной или гомеостатичной организации внутренних миров. Таким образом, частота нахождения системы внутреннего мира в состоянии психологического гетеростаза характеризует гетеростатичность - гомеостатичность организации внутреннего мира человека.

Нами была разработана анкета, которая содержит в себе 15 утверждений, описывающих наличие противоречий на уровне чувств, мыслей и поведения человека, а самовосприятие субъектом дисгармонии собственного внутреннего мира. К каждому утверждению прилагается три варианта ответа: «часто», «иногда», «редко». Испытуемому предлагается выбрать для каждого утверждения только один из вариантов ответа, наиболее точно характеризующий его внутренний мир по данному утверждению.

О наличии гетеростатичности внутреннего мира может свидетельствовать доминирование варианта ответа «часто», отмеченного испытуемым в большинстве утверждений; о наличии состояния гомеостатичности внутреннего мира – доминирование варианта ответа «редко». Анкета позволяет выявить испытуемых с доминированием  гомеостатичности, отсутствием явного доминирования гомеостатичности или гетеростатичности, а также доминированием гетеростатичности внутреннего мира.

Образование психологического гетеростаза в системе внутреннего мира возникает в виде внезапного функционального ответа системы на изменение внешних условий. Мы полагаем, что важнейшая функция психологического гетеростаза состоит в том, что она обусловливают процесс возникновения новообразований в системе внутреннего мира человека, что объясняется механизмом, который И. Пригожин [3] называет «возникновение порядка через флуктуацию».

Проведенные нами исследования позволяют утверждать, что внутренний мир интеллектуально одаренного человека как психологическую систему отличает высокий уровень открытости [1]. Увеличение уровня открытости системы, обеспечивает ее большими информационными потоками, следовательно выше вероятность того, что система утратит устойчивость и перейдет в неравновесное состояние гетеростаза. Выход из состояния гетеростаза как энергетически затратного и переход к минимально затратному для системы внутреннего мира состоянию гомеостаза осуществляется через упорядочивание ценностей и продуцирование смыслов как факторов порядка системы [2].

Исходя из вышеизложенного мы предприняли попытку рассмотреть жизненные ценности у лиц с гетеростатичным и гомеостатичным внутренним миром. Сравнительный анализ жизненных ценностей выделенных групп представлен в таблице 1.

Таблица 1

Особенности жизненных ценностей у испытуемых с гетеростатичным и гомеостатичным  внутренним миром

Лица с гетеростатичным внутренним миром

Лица с гомеостатичным  внутренним миром

1. Противоречивая направленность личности

1. Прагматическая направленность личности.

2. Креативность

 

2. Нетерпимость к взглядам и мнениям других

3. Стремление к духовному удовлетворению в сфере общественной активности

 

3. Стремление создавать вокруг себя атмосферу внешней стабильности и благополучия практически во всех жизненных сферах.

4. Стремление к проявлению твёрдой воли и уверенности в себе.

4. Стремление к достижениям и повышению своего уровня образования

5. Нуждаются в близких доверительных отношениях

5. Потребность духовного удовлетворения в образовательной и профессиональной сферах

6. Потребность полноты и эмоциональной насыщенности жизни.

6. Значимость оценки  личных особенностей в семейном кругу, ценность физической активности и здорового образа жизни.

7. При достижении целей руководствуются воспитанностью и образованностью, однако, вместе с тем, отличаются сниженной дисциплинированностью.

7. При достижении целей опираются на хорошие манеры и широту знаний, при этом аккуратны, ответственны и честны.

 

Из таблицы  видно, что характерными особенностями лиц с гетеростатичным внутренним миром являются противоречивая направленность и креативность  личности, стремление к духовному удовлетворению в сфере общественной активности, а также к проявлению твёрдой воли и уверенности в себе. Эти испытуемые нуждаются в близких доверительных отношениях, испытывают потребность полноты и эмоциональной насыщенности жизни, а при достижении целей руководствуются воспитанностью и образованностью, однако, при этом отличаются сниженной дисциплинированностью. Полученные данные согласуются с представлениями о внутреннем мире  В.Н. Шадрикова [5], который отмечает, что неустойчивость системы внутреннего мира не только имеет следствием непредсказуемость поведения человека, но и объясняет такое явление, как творчество и новации. Именно отсутствие жесткой детерминации порождает новые состояния и мысли.

Испытуемые с гомеостатичным внутренним миром  характеризуются прагматической направленностью, проявляют нетерпимость к взглядам и мнениям других, стремятся создавать вокруг себя атмосферу внешней стабильности и благополучия, испытывают потребность духовного удовлетворения в образовательной и профессиональной сферах, для них значима оценка  личных особенностей в семейном кругу, ценность физической активности и здорового образа жизни. Проведенное пилотажное исследование показало, что предложенное нами понятие «психологический гетеростаз» и стоящая за ним психологическая реальность имеет внешнюю валидность, при  этом гетеростатичность как неустойчивое состояние системы внутреннего мира сопряжено с ценностями творчества и духовными ценностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Схема этапов самоорганизации внутреннего мира

Примечание:       -    равновесное психическое состояние,        - новообразование не интегрированное во внутренний мир,              - психический гетеростаз,              - новообразование интегрированное во внутренний мир.

 

На рисунке 1 показана этапность процесса самоорганизации внутреннего мира.  На первом этапе информация, проникающая во внутренний мир, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, приводит к изменению равновесного психического состояния на неравновесное или усиления (актуализацию) имеющегося неравновесного состояния. Энергия психического состояния может быть диссипировать посредством поступков, действий, высказываний и различных поведенческих проявлений или приводить к новообразованию [4]. На первом этапе система внутреннего мира устойчива и находится в психологическом гомеостазе. На втором этапе новообразование должно быть интегрировано, принято в систему внутреннего мира и с нашей точки зрения, прежде всего на уровне бессознательных структур. Если это происходит, то новообразование интегрируется, но его содержание минимально осознается, следовательно, имеет не высший, ментальный уровень. В случае, если новообразование не интегрировано на бессознательном уровне, то  оно переходит на уровень осознания, что является причиной нарушения гетеростаза внутреннего мира. На третьем этапе, перейдя к гетеростазу система внутреннего мира начинает интенсивную работу, направленную на минимизацию энергетических затрат за счет принятия или пересмотра системы имеющихся  ценностных ореинтаций и порождение смысловых образований, что позволяет вернуться к психологическому гомеостазу. Принятие человеком общечеловеческих ценностей и смысловые образования высокого экзистенциального уровня позволяют системе внутреннего мира человека с минимальными затратами вернуться в  состояние гомеостаза.

 С увеличением плотности информационного потока, возрастает вероятности перехода системы внутреннего мира  от гомеостаза  к гетеростазу. Тем интенсивнее происходит порождение новообразований и обогащение внутреннего мира человека. Интеллектуальная  одаренность обеспечивает большую открытость внутреннего мира к поступающей информации. Открытость приводит к гетеростатичности внутреннего мира, а переход от гетеростаза к гомеостазу происходит через продуцирование  новообразований высшего ценностно-смыслового порядка.  Смыслы существования обобщены и простроены с позиций уровневой организации: их динамика осуществляется переходом от  эгоцентрического уровня к  группоцентрическому, просоциальному  и, наконец, духовному.

Интеллектуально одаренные люди быстрее проходят в процессе своего онтогенетического развития путь, который прошло человечество в познании мира, они быстрее и с меньшими «отклонениями в пути» осуществляют восхождение по духовной вертикали развития.

Литература

1.Климонтова Т.А. Открытость внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков // Вестник Бурятского университета. Психология.– Улан-Удэ, № 5, 2009. – С.94-99.

2.Клочко Е.В. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. –Томск: Изд-во Томского университета, 2005. – 189с.

3.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. –М.:Прогресс, 1966. – 432с.

4.Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. – 152с.

5.Шадриков В.Н. Мир внутренней жизни человека. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. – 392с.

 



[1] выполнено при поддержке гранта РГНФ №08-06-00343а

 

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний мир, одаренный человек, система, внутренний мир человека, духовное удовлетворение, психологическая система, достижение целей, новообразование, самовосприятие субъектом, бессознательный уровень.


Похожие статьи

Открытость как свойство внутреннего мира интеллектуально...

внутренний мир, внутренний мир человека, субъективное одиночество, подросток, внешний мир, одаренный человек, картин мира, уровень выраженности, защита, мир.

Самоорганизация внутреннего мира интеллектуально...

внутренний мир, система, конфликтное самоотношение, одаренный человек, подросток, внутренний мир человека, аффективный компонент, бессознательный уровень, конфликтный характер самоотношения...

Самосознание и самопознание как основные компоненты...

Оно состоит из отношения к себе, самоощущения и мыслей человека о себе.

Рефлексия - это процесс самопознания, самопонимания самого себя, своего внутреннего мира, анализ

2. Назовите самых духовно близких вам людей. 3. В чем Вы видите свою уникальность?

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Психологически здоровая личность представляет собой самоактуализирующегося человека [5, с. 356], адекватно воспринимающего реальность, умеющего принимать самого

Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром.

Психологическая составляющая успеха человека

Человек существует как психическая система, которая направлена на осознание

Следует отметить, что многие ограничения человек создает неосознанно или они

Абашкина Е. В., Новочадов В. В. Одаренный первокурсник: социальная и психологическая адаптация в вузе.

К вопросу о развитии самосознания подростков | Молодой ученый

Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру [4].

При этом проявляются такие составляющие самосознания как самооценка, самовосприятие, самокритичность и самонаблюдение.

Проблематика изучения образа партнера в добрачных отношениях...

Становление устойчивого самосознания и стабильного «Образа Я» — центральное психологическое новообразование юношеского возраста [6, c. 119]. В юности практически окончательно создается и дополняется система представлений человека о самом себе...

Экзистенциальный, моральный, ментальный аспект духовного...

Во взглядах В. Франкла мы отмечаем выделение нескольких уровней функционирования человека: телесный, психический, социальный и духовный.

Задача последнего уровня состоит в строительстве системы смысловой ориентировки в мире, стержнем которой...

Исторический анализ становления творческого мировоззрения...

У любого человека есть внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству.

По терминологии Р. Мэя это называется встречей, интенсивной встречей с миром, людьми, самим собой [14].

Юнг К.Г. О становлении личности/Юнг К.Г. Бог и бессознательное: − М., 1998.

Похожие статьи

Открытость как свойство внутреннего мира интеллектуально...

внутренний мир, внутренний мир человека, субъективное одиночество, подросток, внешний мир, одаренный человек, картин мира, уровень выраженности, защита, мир.

Самоорганизация внутреннего мира интеллектуально...

внутренний мир, система, конфликтное самоотношение, одаренный человек, подросток, внутренний мир человека, аффективный компонент, бессознательный уровень, конфликтный характер самоотношения...

Самосознание и самопознание как основные компоненты...

Оно состоит из отношения к себе, самоощущения и мыслей человека о себе.

Рефлексия - это процесс самопознания, самопонимания самого себя, своего внутреннего мира, анализ

2. Назовите самых духовно близких вам людей. 3. В чем Вы видите свою уникальность?

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Психологически здоровая личность представляет собой самоактуализирующегося человека [5, с. 356], адекватно воспринимающего реальность, умеющего принимать самого

Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром.

Психологическая составляющая успеха человека

Человек существует как психическая система, которая направлена на осознание

Следует отметить, что многие ограничения человек создает неосознанно или они

Абашкина Е. В., Новочадов В. В. Одаренный первокурсник: социальная и психологическая адаптация в вузе.

К вопросу о развитии самосознания подростков | Молодой ученый

Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру [4].

При этом проявляются такие составляющие самосознания как самооценка, самовосприятие, самокритичность и самонаблюдение.

Проблематика изучения образа партнера в добрачных отношениях...

Становление устойчивого самосознания и стабильного «Образа Я» — центральное психологическое новообразование юношеского возраста [6, c. 119]. В юности практически окончательно создается и дополняется система представлений человека о самом себе...

Экзистенциальный, моральный, ментальный аспект духовного...

Во взглядах В. Франкла мы отмечаем выделение нескольких уровней функционирования человека: телесный, психический, социальный и духовный.

Задача последнего уровня состоит в строительстве системы смысловой ориентировки в мире, стержнем которой...

Исторический анализ становления творческого мировоззрения...

У любого человека есть внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству.

По терминологии Р. Мэя это называется встречей, интенсивной встречей с миром, людьми, самим собой [14].

Юнг К.Г. О становлении личности/Юнг К.Г. Бог и бессознательное: − М., 1998.

Задать вопрос