Библиографическое описание:

Кузнецова Л. П. Проблема утилизации отработанных моторных масел // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 60-63.


По данным УГИБДД ГУВД г. Курска, на 01.01.2009 г. количество автотранспорта в регионе увеличивается с каждым годом и уже сейчас эта цифра составляет 317993 единиц транспортных средств. Прирост общего количества транспортных средств в Курской области за последние несколько лет представлен на рисунке 1.

Поэтому естественно проблема возрастания отходов нефтепродуктов автомобильного транспорта и отработанного моторного масла актуальна и для нашего региона.

Утилизация и переработка нефтеотходов – это не только уменьшение загрязнения окружающей среды, но и снижение потребления первичных ресурсов и энергии. С одной стороны необходимы определенные затраты на добычу и переработку сырой нефти, а на практике имеется факт накопления отработки (отработанного моторного масла) на автотранспортных предприятиях и у частных лиц, которые необходимо собирать и повторно, а то и многократно использовать. Например, для производства 1 л нового высококачественно смазочного масла требуется 67,2 л сырой нефти и только 1,6 л отработанного масла [1].

Современные моторные масла - это легированные смазочные материалы. Они обязательно содержат несколько легирующих добавок - присадок, значительно улучшающих свойства основы масла или придающие ей совершенно новые, крайне необходимые свойства. Основу моторного масла составляет базовое масло. В зависимости от происхождения базового масла различают три типа моторных масел: минеральные, синтетические и частично синтетические (полусинтетика) [2].

При работе двигателя происходят качественные изменения моторного масла - старение, обусловленное его работой, которая происходит в условиях высоких термических и динамических нагрузок и сопровождается такими факторами, которые вызывают глубокие физико-химические изменения свойств материала и ухудшение их эксплуатационных показателей. К этим факторам относится: использование наддува; форсирование скоростных и нагрузочных режимов работы двигателя; уменьшение удельной емкости смазочной системы, приводящее к увеличению интенсивности работы масла и повышению температуры основных деталей. В результате в определенный момент времени качественные показатели масла выходят за пределы допусков, происходит загрязнение пылью, продуктами износа, сгорания топлива, а в зависимости от температуры образуются шламы, лаки и нагар приводящие к полной замене масла в маслосистеме.

Большая часть отработанных масел, образующаяся от автотранспорта физических лиц, трудно контролируема и может утилизироваться незаконными, экологически опасными методами. Только при создании законодательной базы в области сбора и переработки отработанных масел можно организовать эффективный сбор, как от физических, так и от юридических лиц.

Проведенные исследования показали, что на крупных автотранспортных предприятиях г. Курска, ОАО «ПАТП г. Курска», ОАО «ПАТП-3», ООО «ПОГА-1», техцентрах: ОАО «Курск-Лада», ООО «Автоцентр «Черноземье» занимающихся гарантийным и после гарантийным техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, а также предприятиях, имеющих на балансе значительное количество автотранспорта и самостоятельно осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, возникает проблема обращения с отходами, в частности, с нефтеотходами. Первая проблема возникает с местами временного хранения нефтеотходов, к которым предъявляются определенные жесткие требования. Вторая, как и куда утилизировать отработку. Большая часть отработанного масла «теряется» или отправляется на полигоны промышленных отходов, а не на переработку. И как известно такая ситуация не только в нашем регионе.

На практике нормативный расчет количества отработанного моторного масла проводиться по двум вариантам [3]:

1) через расход топлива по формуле (1):

М =  Ni ∙ qi Li ni H r 10-4,                                           (1)

где: М – количество отработанного масла, (т/год);

Ni - количество автомашин i-той марки, шт,

qi - норма расхода топлива на 100 км пробега, л/100 км [4];

Li  - средний годовой пробег автомобиля i-ой марки, тыс.км/год,

ni - норма расхода масла на 100 л топлива, л/100 л;

норма расхода моторного масла для карбюраторного двигателя nмк =  2,4 л / 100 л;

норма расхода моторного масла для дизельного двигателя nмд =  3,2 л / 100 л;

H - норма сбора отработанных нефтепродуктов, доли от 1;  Н = 0,12 - 0,15;

r - плотность отработанного масла, кг/л, r=0,9 кг/л.

2) через объем систем смазки отдельно по виду масла по формуле (2):

М =  (Ni Vi Li ) / (Lнi k r 10-3 ),                        (2)

где: М – количество отработанного масла, (т/год);

Ni - количество автомашин i-той марки, шт,

Vi - объем масла, заливаемого в автомашину i-той марки при ТО, л [4],

Li  - средний годовой пробег автомобиля i-ой марки, тыс.км/год,

Lнi - норма пробега подвижного состава i-ой марки до замены масла, тыс.км,

k - коэффициент полноты слива масла, k=0,9 [4],

r - плотность отработанного масла, кг/л, r=0,9 кг/л.

Сбор отработанных масел в Курске, да и в стране практически неорганизован. В процессе исследования установили, что лишь два предприятия города Курска: ООО «Курскоблнефтепродукт», улица Можаевская, 20, и ООО «Масла и смазки», улица Еремина, 5/1 занимаются приемом отработанных масел. За рубежом вторичное сырье работает, предприятие еще доплачивает переработчику, чтобы сдать на переработку отработанные нефтепродукты, жизненный цикл масла может достигать нескольких (до 5 - 7) раз.

Применяются следующие способы переработки и утилизации отработанных масел:

Ø    утилизация путем сжигания;

Ø    оборудование (печи), работающие на отработке;

Ø    переработка с целью получения дизельного топлива или печного топлива;

Ø    регенерация в новые товарные масла.

Естественно, что простое сжигание – самый неэффективный способ утилизации. А вот предложений оборудования по использованию отработанных масел непосредственно в качестве топлива для отопления промышленных зданий, гаражей, автомастерских, теплиц, подсобных помещений и т.д. существенно больше. Сегодня, огромное количество российских и зарубежных фирм предлагают приобрести печи и котлы, работающие на отработанном моторном масле. Масло сгорает без копоти и дыма, за счет оригинальной конструкции печи. Отопитель на отработанном масле окупается уже в первый год эксплуатации за счет низкой стоимости и использования в качестве топлива отработанного масла – топлива, стоимость которого для автосервиса, производящего работы по замене масла, равна нулю [5,6].

Современные печи на отработанном масле потребляют порядка 48 – 80 литров отработки в сутки, в зависимости от мощности печи. Если учесть, что в среднем пункт смены автомобильного масла имеет выход порядка 75 – 100 литров за рабочий день, то явно виден эколого-экономический эффект [6].

На крупных автомобильных предприятиях применяют установки, которые преобразует отработанное масло в продукт, который позволяет полностью использовать его в качестве дизельного или печного топлива. Установка подмешивает высокоочищенные масла в соответствующее топливо, в точно заданной пропорции, с образованием навсегда стабильной, неразделяемой топливной смеси. Полученная смесь имеет более высокие параметры по чистоте, обезвоживанию и теплотворной способности, чем топливо до его модификации в установке. Эта установка называется Waste-Oil-To-Energy Converter т.е. преобразователь отработанного масла в энергию. В качестве базовой модели выпускают машины (~220V) производительностью 57 литров в минуту. Выпускаются модели возможностью подмешивания масла: до 5%- в дизельное топливо и до 10% - в печное топливо [6,7].

Важным источником сокращения расхода масел являются регенерация отработанных масел. Для восстановления первоначальных свойств его следует удалить механические примеси, топливные фракции, воду, органические кислоты, нейтральные и кислые смолы, асфальтены и т. д. Сам технологический процесс регенерации автомобильных масел с комплексными присадками состоит из обработки масла поверхностно-активными веществами (коагулянтами), отстаивания, перемешивания масла с отбеливающей глиной и водой, отгонки топлива и воды, фильтрации [5,7].

Отечественный рынок на ряду с множеством зарубежных компаний предлагают широкий спектр различных установок, мини-заводов с различными технологиями по регенерации масел. При необходимости они могут быть развернуты и введены в эксплуатацию в самое короткое время практически на любом автотранспортном предприятии, причем являются рентабельными и безотходными. Известно, что требуется только 1 час для того, чтобы из 100 литров загрязненного масла получить 95-98 литров продукта [8]. В очищенном масле не только содержание загрязнений в десятки раз ниже, чем в масле, работающем без такой очистки при рядовой эксплуатации, но и отсутствует вода, что приводит к осветлению. Примеры образцов приведены на рисунке 2.


Поэтому вариант организации участков на автотранспортных предприятиях г. Курска, мини-комплексов по регенерации масел для удовлетворения собственных потребностей позволит снизить транспортные расходы, а также получить определенный доход по приему отработанного масла от физических лиц и других организаций, не имеющих собственные пункты переработки, решая при этом и экологические составляющие проблемы.

 

 

 

Библиографический список

1. Луканин В. Н. Промышленно-транспортная экология М.: Высш. шк., 2001. - 273 с.

2. Корнилов С.Н. Автомобильные эксплуатационные материалы. [Учебн. пособие]/ С.Н. Корнилов; М-во образования РФ, Магнитог. Гос. Техн. Ун-т им. Г.И. Носова,- Магнитогорск: МГТУ, 2001.-91с.

3. Коплан-Дикс В.А., Иванова С.Е.. Обращение с отходами на автотранспортных предприятиях. http://www.atmosfera-npk.ru/page11.htm

4. Автомобильный справочник / Б.В. Васильев, М.С. Высоцкий, К.Л. Гаврилов и др. Под общ. Ред. В.М. Приходько. М.: ОАО «Издательство «Машиностроение», 2004. 704 с.

5. Шашкин П.И., Брай И.В. Регенерация отработанных нефтяных масел М.: Химия, 1980. – 303 с.

6. http://www.master.units.ru/otrabotka. htm.

7. http://www.texnolog.net

8. http://www.hydrodynamictechnology.com.ua/index.html

Основные термины (генерируются автоматически): моторного масла, расхода моторного масла, замене масла, моторных масел, моторного масла актуальна, Основу моторного масла, изменения моторного масла, параметров моторного масла, смазочного масла, свойства основы масла, Современные моторные масла, качественные показатели масла, полной замене масла, происхождения базового масла, интенсивности работы масла, полноты слива масла, масла «теряется», объем масла, виду масла, жизненный цикл масла.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос