Дипломная работа – это не просто логическая точка в процессе обучения в вузе. Это своеобразный рубеж, переходя через который вчерашний студент становится профессионалом. От выбора темы зависит многое:
- Насколько трудоемкими будут написание и последующая защита.
- Какого рода материал понадобится для практической части.
- Будут ли новыми и полезными предложения проектной части (если таковая имеется).
- Пригодится ли эта работа в будущем или будет выполнена, потому что так надо.
- Заложит ли она путь в исследовательский мир или, наоборот, навсегда закроет в нее дверь.
Поэтому не стоит тыкать пальцем в небо (точнее, в список потенциальных тем). Лучше продумать все заранее и принять взвешенное решение, ориентируясь на собственные выгоды.
Правила выбора направления
Как правило, дипломные работы пишутся по теме в рамках одной из профессиональных дисциплин. Изучают их на предпоследнем и последнем курсах. Так что с первых семестров вряд ли удастся принять решение. Но после «экватора» можно уже браться за подбор темы основательно.
Полезно раздобыть учебный план (попросить в деканате, позаимствовать у старшекурсников, скачать на сайте вуза), чтобы видеть все профессиональные дисциплины перед глазами. Предлагаем рассортировать их по квадратам такой матрицы.
Интересные и легко мне даются (1) | Интересные, но сложно мне даются (2) |
Легко мне даются, но неинтересные (3) | Неинтересные и сложные (4) |
Как в них ориентироваться:
- Стремимся к первому квадрату.
- Ко второму квадрату прибегнем, если найдется идеальный дипломный руководитель, но далекий от дисциплин первого квадрата.
- Третий квадрат оставим на всякий случай.
- Четвертый квадрат мы в рассмотрение не берем.
Вспоминая студенческие годы, я для себя распределила бы их так (у меня была специальность «Экономика и управление»). Для ровного счета возьмем по 5 дисциплин для каждого квадрата.
Интересные и легко мне даются | Интересные, но сложно мне даются |
|
|
Легко мне даются, но неинтересные | Неинтересные и сложные |
|
|
Возможность использовать имеющийся материал
После того как мы разобрались с личными приоритетами, следует подумать, как можно облегчить себе задачу в теоретической части. Курсовые работы по профессиональным дисциплинам, как правило, перекликаются с темами диплома.
Также рекомендуем: Как студенту написать первую научную статью. Инструкция
Сравните список тем дипломных работ, который представит вам кафедра, со списками тем курсовых работ. Вряд ли вы найдете что-то принципиально новое – то, что не предлагал ни один преподаватель ранее. Возможность использовать готовый материал подразумевается изначально.
Имеющиеся наработки можно оценить по следующим критериям:
- Интерес лично для вас. Писать приходилось и по ненавистным дисциплинам, и по вполне занимательным. Вторые откладываем в отдельную стопочку.
- Полученная оценка. Допустим, защитить работу как следует не удалось на более низком уровне (перед одним преподавателем). Пытаться вытащить ее на более высокий уровень – государственной аттестационной комиссии – нет смысла.
- Качество материала. Вспомните, писали вы работу сами, компоновали из нескольких чужих или вовсе сдавали готовую. Для диплома подойдет только первый вариант. Проверка на Антиплагиат сейчас обязательна.
Вот и еще одна причина заняться выбором темы выпускной работы заранее. К примеру, на третьем курсе вы обнаружили, что ваши «курсовики» непригодны для дальнейшего использования. У вас еще будет время взяться за ум и написать качественные работы в оставшееся время.
Выбор дипломного руководителя
Успешность защиты зависит не только от стараний самого студента, но и от качества помощи наставника. Отличнику он даст ценные советы, хорошиста направит в нужное русло, а троечника дотянет до финиша.
При анализе преподавателей стоит обратить внимание на такие характеристики:
- Личные взаимоотношения. Вам с этим человеком работать сообща. Вы надеетесь на помощь от него, а ему предстоит вложить в вашу работу время, интеллектуальную энергию, а, возможно, и душу. Поэтому отметаем и тех, кто недолюбливает вас, и тех, кого не переносите на дух вы.
- Владение интересующими вас дисциплинами. Если самый лучший, на ваш взгляд, преподаватель читает общеобразовательные дисциплины, вашему диплому это никак не поможет.
- Опыт работы с вами. Обратите внимание на тех, с кем вы уже готовили какие-то материалы. Так вы будете иметь представление о том, какой вклад готов внести руководитель в вашу работу, что его больше интересует – содержание или оформление. Да и вообще лучше пройти небольшой «тест-драйв», чтобы понять, сработаетесь ли вы в принципе.
- Занятость. Узнайте заранее, готов ли симпатичный вам педагог заниматься дипломниками в принципе. Возможно, у него есть работа по совместительству, маленький ребенок или защита докторской на подходе.
- Количество дипломников. Одни преподаватели рады любому количеству подопечных, другие ставят лимит на их число.
- Популярность. Если не только вы стремитесь попасть к конкретному доценту или профессору, есть риск просто не успеть «застолбить место». Поэтому договоритесь с ним как можно раньше.
Не забудьте и о своих личных пунктиках. И студенты, и педагоги – это, прежде всего, люди. И у них могут быть свои особенности, способствующие или мешающие совместному труду.
Когда я выбирала дипломного руководителя, у меня на примете было 4 кандидатуры. Они мне нравились и как люди, и как преподаватели, а по дисциплинам попадали во все квадраты, кроме четвертого.
С двумя из них у меня был удачный опыт подготовки научно-практических статей. Это сузило круг. В итоге я выбрала ту, чей предмет попал в первый квадрат. Парадокс: работала она в университете только один день в неделю, но дипломников из года в год набирала больше всех. Вот такой талантливый ученый.
Связь с практикой
Эта часть рекомендаций адресована тем студентам, кто проходит практику честно и добросовестно. Особенно стоит обратить внимание на то, что вы собрали на производственно-профессиональной и преддипломной практиках.
На преддипломную практику многие отправляются уже с утвержденной на кафедре темой выпускной работы. Поэтому основная надежда – на производственную. Единицам удается почерпнуть что-то полезное на ознакомительной, но попробовать стоит.
Как связать результаты практик с будущей темой диплома:
- Проанализируйте всю документацию, которую вам удалось получить.
- Перечитайте инструкции, которые давали вам наставники.
- Подумайте, какие материалы отчетов можно использовать в качестве расчетной части дипломной работы (или хотя бы ее параграфа).
- Вспомните, чем конкретно вы занимались. Возможно, что-то не вошло в отчет, но сможет придать вес практической части дипломной работы.
Собственно, на выбор темы существенно влияют итоги ваших исканий по третьему и четвертому вопросу.
Если к полноценному рабочему процессу вас не допускали, не отчаивайтесь. Удалось добыть хотя бы какие-то документы – основа уже есть. Но в таком случае вас ждут усиленные размышления о том, что из имеющихся бумаг можно вытянуть.
Во избежание пустых раздумий рекомендуем поискать примерное содержание расчетных глав дипломов на заинтересовавшие темы. Посмотрите как сами тексты, так и списки использованных источников. Так вы сориентируетесь в документах, на которые опирались ваши предшественники, и поймете, в каком направлении двигаться вам.
Связь с будущей профессией или местом работы
Эта часть адресована тем, кто за годы учебы не разочаровался в выбранной специальности. Вы поняли, что это действительно то, чем вам хочется заниматься в жизни? Нужно использовать такой шанс. Ваш диплом будет написан не для галочки, а для использования в будущей работе.
Начните с организации, где проходили практику. Наберитесь смелости и заведите разговор с кем-нибудь из руководства (хотя бы с начальником отдела). Поинтересуйтесь такими вопросами:
- чего ожидают от молодых специалистов в целом;
- какие пробелы видны сегодня и необходимы к устранению в ближайшем будущем;
- какие нововведения в работе планируются;
- какие направления деятельности нуждаются в усовершенствовании;
- интересуют ли руководство исследования молодых специалистов;
- если да, то какие проблемы – в приоритете.
По ответам на эти вопросы вы сформируете довольно определенную картину. Станут понятны потребности организации и ваши перспективы в ней. Если вы готовы решать имеющиеся проблемы, вас будут рады видеть в штате.
Поэтому решите хотя бы одну проблему в своем дипломном проекте:
- проанализируйте ситуацию;
- предложите пути улучшения или даже спасения;
- просчитайте выгоду в краткосрочной и долгосрочной перспективе (если это возможно);
- советуйтесь с руководителем, который пошел с вами на контакт, в процессе написания работы.
Не забудьте потом презентовать результаты исследования в организации. Тогда дипломный проект станет не просто выпускной писаниной, а первой ступенькой к карьерному росту.
От курсовой до диссертации
Наконец, советы для тех, кто намерен посвятить себя исследовательской деятельности. Известны случаи, когда на успешной защите диплома звучали комплименты, вроде «Вот начало будущей диссертации». И это не просто красивые слова.
Также рекомендуем: Зачем поступать в аспирантуру
В науке приветствуется преемственность:
- качественная курсовая ложится в основу дипломного проекта (об этом мы уже говорили выше);
- диплом, в свою очередь, становится основой для магистерской диссертации ;
- магистерская обогащается новизной и расширяется до кандидатской;
- по материалам кандидатской формируется новое направление – здравствуй, докторская!
Конечно, так бывает не всегда и не у всех. Но попробовать стоит, особенно если вы сможете найти такую тему, которой будете готовы посвятить не пару ночей, а годы своей сознательной жизни.
Учитывать стоит такие различия:
Вид работы | Курсовые работы / проекты | Дипломная работа / проект | Диссертация |
Новизна | Не нужна | В самостоятельном подходе к практической части | Необходимое условие |
Нарабатываемые навыки |
|
|
|
Вывод о теме | Фактически писать можно о чем угодно | Пишем о том, с чем можем работать |
1. Пишем о том, о чем еще не
писали другие.
2. Пишем о том, о чем уже сказано много, но с принципиально новой точки зрения. |
Диплом – это своеобразный промежуточный этап. И если вы планируете использовать его материал в дальнейшем, ориентируйтесь на новизну сразу. Советуйтесь с дипломным руководителем – он ведь практикующий ученый. Вам повезет, если он относится к какой-либо научной школе и будет готов вести вас дальше в конкретном проблемном поле.
Признаки идеальной темы диплома
Подводя итоги, представляем подробный чек-лист. Он поможет всесторонне оценить выбранную проблематику и принять окончательное решение – подавать заявление на утверждение или подумать еще. Вот наши критерии:
- Интерес лично для вас.
- Понятность в плане теории и практики.
- Наличие теоретических заготовок в виде курсовых работ.
- Наличие практических наработок в виде отчетов по практике.
- Соответствие профилю желаемого дипломного руководителя.
- Возможность использовать в профессиональной деятельности.
- Востребованность специалистами-практиками.
- Научная новизна (хотя бы в зачатке), позволяющая проводить дальнейшие – более глубокие – исследования.
Если вы обнаружили совпадения по 7-8 пунктам , считайте, что вы нашли и свое место в жизни. Вы точно знаете, чем хотите заниматься, и готовы работать в этом направлении. Смело принимайтесь за труд.
Соблюдено 5-6 условий? Можете не сомневаться, что диплом вы защитите. Но стоит взвесить еще раз, готовы ли вы трудиться над тем, что вряд ли пригодится в жизни.
Ну а если совпало менее 4 пунктов , вероятно, с темой вы промахнулись. От ее разработки не только не будет пользы. Вы можете нажить себе проблем как в процессе написания, так и на защите. Так что лучше попробуйте другие варианты.