Информация о том, что получить степень доктора наук можно будет без написания диссертации, курсировала давно. В начале 2021 года Минобрнауки сообщило, что готовится законопроект, предусматривающий альтернативную возможность для защиты, а именно – научный доклад.
И вот, наконец, изменения подготовлены. Постановление Правительства №426 вышло еще 20 марта, но в силу вступит только 1 августа. Затрагивает оно не только получение докторской степени, но и другие важные процедуры научной среды. Рассмотрим их все подробнее.
От докторской диссертации — к научному докладу
Одно из самых ожидаемых нововведений – это форма представления диссертации соискателя степени доктора наук. Теперь необязательно писать работу объемом 300-400 страниц. Разрешено составить научный доклад по совокупности опубликованных ранее научных работ.
От термина «диссертация» в данном случае законодатель не отказывается, а использует формулировку «диссертация, оформленная в виде научного доклада».
Автореферат к научному докладу печатать не нужно. В нем самом (докладе) излагаются результаты исследований соискателя в обобщенном виде. Еще одно отличие – повышенное количество статей, которые необходимо опубликовать в рецензируемых журналах для выхода на защиту.
Требования к научным публикациям
Если потенциальный доктор наук собирается писать классическую диссертацию, от него потребуют 15 (для гуманитариев) или 10 (для всех остальных) научных статей. Если же он выбирает доклад, их число увеличивается до 50 и 30 соответственно.
При этом указанное количество статей необходимо опубликовать за последние 10 лет (для традиционных диссертантов таких ограничений не предусмотрено). Есть также особое требование к наукометрическим базам, где эти публикации индексируются.
От соискателей, пишущих диссертацию, ждут статьи, опубликованные в рецензируемых журналах. То есть достаточно, чтобы журнал был рекомендован ВАК (а это обеспечивает ему вхождение в РИНЦ).
Авторы научных докладов по гуманитарным наукам должны публиковаться в журналах, входящих в первые три квартиля международных баз . Очевидно, имеются в виду Scopus и Web of Science, хотя никакой конкретики пока нет Тем, кто специализируется на прочих науках, хотя статей и предстоит написать меньше, но опубликовать их нужно в изданиях из первых двух квартилей.
Зачем это нужно
В ВАК приводят два основных аргумента в пользу введения научного доклада как альтернативы классической диссертации. Во-первых, такая форма предпочтительнее для ученых-практиков. Публикационная активность у них высока, но все материалы оформлены в соответствии с требованиями конкретных журналах. Приведение их к общему знаменателю (проще говоря, оформление диссертации как единой рукописи) – работа чересчур трудоемкая. У многих соискателей просто нет на это времени, и они не выходят на защиту из-за формальностей.
ВАК не считает освобождение от написания рукописи послаблением для соискателей, ведь требования к публикациям – более строгие.
Во-вторых, защита научного доклада уже подтвердила свою эффективность. Она использовалась в СССР и до 2013 года в РФ, да и сейчас встречается в странах, где получают степень PhD.
В-третьих, подобная форма защиты будет стимулировать научный мир к ознакомлению именно с публикациями соискателя. Обычно с самой диссертацией знакомятся только председатель диссертационного совета, три официальных оппонента и рецензент от ведущей организации. Остальные довольствуются выжимкой. Научный доклад же привлечет внимание к конкретным исследованиям, подталкивая к чтению их полных текстов.
Удаленная защита диссертаций
Другое нововведение, отраженное в Постановлении №426, – это проведение заседаний диссертационного совета по защите диссертаций в удаленном режиме. Прошедший год с пандемией коронавируса и самоизоляцией показал, что из-за обязательности личного присутствия участников данного мероприятия процесс защит едва не оказался парализован.
Тогда и были проведены первые попытки дистанционных защит. Эффективность такого решения была подтверждена, и теперь оно закреплено на законодательном уровне.
Поправки к порядку защиты диссертаций регулируют возможности удаленного участия:
- Члены диссертационного совета могут участвовать в заседании с применением видеоконференцсвязи. С участниками должен быть аудиовизуальный контакт.
- Официальные оппоненты могут присутствовать на заседании дистанционно, если диссовет признает причины этому уважительными.
- Тайное голосование проводится с использованием ИКТ.
На данный момент не вполне понятно, может ли дистанционно участвовать сам диссертант. Вероятно, этот нюанс прояснится позднее. Тогда мы напишем отдельную заметку.
Что меняется в процедуре лишения степени
Постановление вносит изменения и в порядок лишения ученых степеней. Скорректирован перечень оснований. Нарушения пунктов 2 и 3 Положения о присуждении (касаемо публичной защиты, сдачи кандидатских минимумов, аспирантуры или соискательства) остались нетронутыми.
А вот перечень критериев диссертации, нарушение которых ведет к лишению степени, сокращен: раньше это были пункты 9-14 Положения, теперь остались только 13 и 14. Таким образом, больше не имеют принципиального значения:
- ценность диссертации для науки и общества;
- самостоятельность, новизна и внутреннее единство этой работы;
- публикация ее основных результатов в рецензируемых журналах.
Важное новшество – лишение степени теперь возможно по заявлению ее обладателя. Сложно представить, что должно толкнуть ученого на такой шаг, но не упомянуть о возможности нельзя.
Законодатель добавил пункт 66.1 в Положение, где перечислил основания для подачи заявления о лишении ученой степени:
- использование соискателем при выходе на защиту поддельных документов (факт должен быть подтвержден решением суда или госоргана);
- факты, доказывающие недостоверность сведений об опубликованных научных статьях;
- факты, указывающие на некорректное заимствование материала.
В последнем случае к заявлению нужно приложить страницы диссертации, где выявлен плагиат, и предположительный источник некорректного заимствования. В отсутствие доказательств Минобрнауки рассматривать заявление не станет. Срок давности для лишения степени остался прежним – 10 лет. Решение же принимается в течение полугода со дня поступления сигнала.
Что нового в работе ВАК и экспертных советов
Постановление №426 вносит изменения также в Положение о ВАК, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 №237. Теперь у ВАК появилось новое полномочие – определять международные базы, в которых должны индексироваться журналы, подходящие для публикации работ диссертантов.
Соответственно, добавилась еще одна функция для экспертных советов. Они будут составлять заключения о соответствии или несоответствии журналов установленным требованиям.
Мы будем внимательно следить за тем, как внедряются эти изменения. В наших будущих статьях вы получите разъяснения по всем непонятным вопросам.