Автор: Мунам Замиль Салям

Рубрика: Мировая биоэкономика и экополитика

Опубликовано в Биоэкономика и экобиополитика №1 (2) сентябрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Мунам З. С. Повышение качества упаковки молочной продукции Ирака // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 44-48.



Повышение качества упаковки молочной продукции Ирака

Замиль Салям Мунам

Васитский Университет (Эль-Кут, провинция Васит, Ирак)

Исследуются основные функции потребительской упаковки и проблемы ее производства на предприятиях молочной промышленности Ирака. Рассмотрены различные виды потребительской упаковки молочной продукции и выбрана оптимальная для использования в молочной промышленности Ирака.

Ключевые слова: функции потребительской упаковки, предприятий молочной промышленности

Improving the quality of dairy products packaging in Iraq

Zamil Salam Mounam

Wasit University, Wasit, Republic of Iraq

This study concerns the main problems of the function of consumer packaging in the dairy industry in Iraq. It were considered the types of consumer packaging of dairy products and the best choice for the dairy industry in Iraq.

Keywords: function of consumer packaging,dairy industry

На сегодняшний день невозможно представить торговлю большинством товаров без использования потребительской упаковки, в особенности для молока и молочной продукции.

Упаковка выполняет множество функций самого различного свойства и назначения, это и маркетинг, и производство, и транспортировка. Основные функции, придающиеся упаковке в Ираке, мы отразили на схеме (рис.1):

Рис.1. Функции потребительской упаковки

Упаковка – это, прежде всего тара под продукт, далее она обеспечивает возможность транспортировки товара, обеспечивает его сохранность, и свежесть в течение относительно долгого времени, также она делает товар более удобным в потреблении. Потребительская упаковка также является важной частью маркетинга предприятия и используется как средство продвижения товара на рынок. В этом случае она выполняет сразу две функции:

  1. Рекламную или презентативную функцию

Данная функция упаковки ответственна за повышение конкурентоспособности товара на рынке. То есть чем упаковка ярче, привлекательнее и интереснее, тем больше шансов, что товар будет куплен. Потребительская упаковка должна отражать фирменный стиль предприятия. Реализацию данной функции легко можно увидеть при покупке конфет: 80% потребителей обращают внимание на внешний вид коробки и цену.

  1. Идентифицирующую функцию

Её суть заключается в том, что внешний вид упаковки (цвет, форма) ассоциируются в сознании потребителя с определенной фирмой и определенным товаром, что даёт возможность приобрести предприятию постоянных покупателей.

Но наша задача найти оптимальное решение в вопросе упаковывания молока и молочной продукции. Важным элементом в выборе упаковки является определение её экономической эффективности, то есть необходимо рассчитать затраты на всех этапах её производства и экономию продукции, благодаря данной упаковке. Важен и вес тары, так как чем больше вес потребительской упаковки, тем больше расходы на транспортировку, с этой точки зрения невыгодно использовать для молока стеклянные бутылки. Потребительская упаковка не должна иметь большую массу и высокую стоимость, в соотношении со стоимостью с единицей товара. Стоимость упаковки для молока и молочной продукции как товаров повседневного спроса не должна быть больше 5% от стоимости упакованного товара. Ниже в таблице 1 мы рассчитали стоимость потребительской упаковки для основных молочных продуктов в Ираке.

Таблица 1

Рекомендуемая стоимость упаковки основных молочных продуктов в Ираке на 2012 г.

Название продукта

Стоимость,

иракский динар

Стоимость упаковки, % от общей цены

Питьевое молоко

200

10

Сметана

815

18

Творог

285

9

Сливочное масло

225

8

Сыр

315

13

Сливки

185

12

Необходимо также отметить, что Ирак в настоящее время в значительной степени зависит от импорта в обеспечении упаковочных материалов. Таблица 2 показывает зависимость от импорта по сравнению с внутренним производством упаковочных материалов.

Таблица 2

Источники упаковочных материалов молочной промышленности предприятий Ирака в 2010 г.

№ груп-пы

Вид предприятий

Упаковочные материалы

Местные,

млн.динар

в % китогу

Импорти-рованные,

млн.динар

в % китогу

Итого

1

Малые

5,611

0,44

122,485

6,95

-

2

Средние

0

0

346,610

19,65

-

3

Крупные

1262,239

99,56

1294,479

73,40

-

Итого

-

1267,850

41,82%

1763,574

58,18%

3,031,424

Как видно из таблицы, Ирак полагается на импорт упаковочных материалов, отмечается высокая доля внешней зависимости – 58,18 %.

Упаковка также отвечает за результативность и оптимизацию процесса товародвижения от поставщика до потребителя, повышая эффективность использования транспортных средств и складских помещений, а также улучшая учёт и организацию сбыта продукции.

Приоритетным в выборе потребительской упаковки является материал, из которого она изготавливается, изучением последнего занимается материаловедение. Если говорить точнее, то материаловедение исследует закономерности процессов формирования свойств материала, особенности его эксплуатации и хранения, а также возможности вторичной переработки.

Таблица 3

Виды потребительской упаковки молочной продукции

Главной функцией упаковки продуктов питания, в частности молочной продукции, является защита товара от воздействий внешней среды и сохранение качества и свежести содержимого. Для этого необходимо создание материала, который обладал бы соответствующим комплексом физико-механических свойств, химической стойкостью и соответствовал санитарно-гигиеническим показателям.

Важным также является технология упаковывания, она должна обеспечивать наиболее экономное расходование потребительской упаковки. Производство упаковочных материалов должно быть технологичным – это будет являться залогом их оптимального и экономически выгодного создания. Со стороны экологии упаковке также предъявляются определённые требования, в основе которых лежит рациональное использование упаковки по отношению к окружающей среде, что выражается в следующем:

  1. При производстве и утилизации упаковочных материалов не должна загрязняться окружающая среда;
  2. Желательно использование упаковки, подвергаемой вторичной переработке.

Упаковка также должна иметь грамотное цветовое и стилевое решение, что повысит её эстетические свойства.

Итак, идеальная упаковка для молока и молочной продукции, должна отвечать следующим требованиям:

  1. Быть качественной тарой для продукции;
  2. Обеспечивать сохранение качества и свежести продукции;
  3. Облегчать транспортировку и складской учёт;
  4. Быть экономически эффективной, то есть по стоимости не превышать 5% от цены за единицу товара;
  5. Иметь небольшую массу;
  6. Выполнять рекламную функцию;
  7. Выполнять идентифицирующую функцию;
  8. Быть экологически безопасной;
  9. Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам;
  10. Облегчать употребление товара;
  11. Обладать химической стойкостью;

Подвергаться вторичной переработке.

Далее мы в виде таблицы рассмотрим виды потребительской упаковки молочной продукции и выберем оптимальную для молочной промышленности Ирака (таблица 3), оценивая их пригодность по 10 бальной шкале.

Оценка

Недостатки

Достоинства

Изображение

Название вида

4

Не удобен в употреблении и транспортировке (рвётся, падает). Небольшой срок хранения молока

Экономически эффективен (самый дешёвый вид упаковки), имеет небольшую массу

Полиэтилено-вый пакет

5

Не сохраняет качество молока

Имеет небольшую массу. Удобна в употреблении

Пластиковая бутылка

1

Не сохраняет качество молока, имеет большую массу, экономически не эффективна, имеет непривлекательный внешний вид, неудобна в транспортировке. Не подвергается вторичной переработке, затруднён процесс утилизации

Удобна в употреблении

Стеклянная бутылка

10

Удобен в употреблении. Высокоэкологичен. Надолго сохранят качество и свежесть молока, экономически эффективен, имеет небольшую массу, удобен в транспортировке

Картонный пакет

Итак, наиболее оптимальной упаковкой для молочной продукции является картонная упаковка, отвечающая всем заявленным требованиям.

  1. Быть качественной тарой для продукции

Картонная упаковка является качественной тарой для молочной продукции. Её нельзя разбить, что часто бывает при использовании стеклянной тары, не так просто порвать, так как части упаковки крепко склеены, редко наблюдается брак в отличие от полиэтиленовых пакетов.

  1. Обеспечивать сохранение качества и свежести продукции

Картонная упаковка способна долгое время сохранять продукцию свежей, благодаря экологичности самой упаковки.

  1. Облегчать транспортировку и складской учёт

Картонная упаковка имеет небольшую массу и при этом не склонна к деформации, так как картон, по сути, жесткий материал, способный сохранять форму, таким образом, картонная упаковка совмещает: постоянство формы стеклянной тары и лёгкость полиэтиленового пакета, что делает её удобной для транспортировки и складского учёта.

  1. Быть экономически эффективной, то есть по стоимости не превышать 10% от цены за единицу товара

Так как картон является натуральным материалом, цена картонной упаковки ощутимо выше, чем цена полиэтиленового пакета, но, разумеется, ниже цены стеклянной тары и пластиковой бутылки. Но в последнее время всё чаще и чаще мы можем услышать мнения о том, что картон наиболее экономически эффективный материал. Например, сырье, из которого изготавливается картон, в ближайшем времени может стать материалом, более дешевым по отношению к полимерному. У данной тенденции несколько причин, во-первых, цены на картон стабильны, в то время как цены на полимеры зависят от ситуации на рынке нефти. Целлюлоза, из которой изготавливается картон легковозобновляемый ресурс. Кроме того, многие производители уверяют, что и само производство картона значительно дешевле, чем производство любого другого упаковочного материала. В сравнении, на изготовление 500 г картонной упаковки затрачивается на половину меньше энергии, чем изготовление аналогичной по весу упаковки из жести или ПЭТ.

  1. Иметь небольшую массу

По сути, картон – это спрессованная бумага, почти невесомая, благодаря чему картонная упаковка имеет небольшую массу.

  1. Выполнять рекламную функцию

Картонная упаковка легко поддается гофрированию, покраске, изменению текстуры. Ей можно придать такой вид, какой необходим производителю. Кроме того, упаковка устойчива, таким образом её можно выгодно расположить в магазине, делая заметной для покупателя, а продукция в полиэтиленовых пакетах таким свойством не обладает.

  1. Выполнять идентифицирующую функцию

С данной функцией картонная упаковка справляется также легко, как и с рекламной.

  1. Быть экологически безопасной и подвергаться вторичной переработке

Утилизация и вторичная переработка картона и картонной упаковки – простой, экологичный, и что немаловажно, низкозатратный процесс. Данное свойство картонной упаковки особенно актуально в сложившейся ситуации глобального загрязнения окружающей среды. На сегодняшний день во многих странах этот момент является решающим при выборе упаковочной тары. Картонная упаковка сама по себе не содержит вредных веществ и может подвергаться вторичной переработке. Так как это натуральный материал, переработка более чем выгодна. В основном из использованной картонной упаковки изготавливают макулатурный картон, волокнистые плиты и определённый строительный материал.

  1. Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам

Картонная упаковка разрешена к использованию в качестве упаковочной тары для пищевых продуктов, так как соответствует следующим нормам:

 «в состав упаковочного материала не должны входить высокотоксичные вещества, обладающие кумулятивными свойствами и специфическим действием на организм (канцерогенность, мутагенность, аллергенность и др.);

 упаковочный материал не должен изменять органолептические и физиологические свойства продукции, а также выделять вредные вещества в количествах, превышающих допустимые, с гигиенической точки зрения, уровни миграции» [186].

  1. Облегчать употребление товара

Картонная упаковка очень удобна в использовании, это приоритетный фактор для многих покупателей. Она не бьётся, устойчива, то есть её легко поставить на стол в холодильник и так далее. Картонная упаковка практически не деформируется при переносе, кроме того, оснащена удобной системой открывания, что делает процесс употребления молочной продукции более удобным и гигиеничным.

  1. Обладать химической стойкостью

Картонная упаковка – это натуральный материал, не вступающий в реакции с молочной продукцией и абсолютно безопасна для использования в качестве упаковки.

Литература:

  1. Салям Мунам Замиль. Направления повышения эффективности функционирования промышленных предприятий Ирака: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Салям Мунам Замиль. – Москва, 2013. – с. 48-50.
  1. Леонова Т.Н. Российский рынок молочных продуктов // Молочная промышленность. 2000. № 1. С. 21-23.
  2. Магомедов М.Д., Уколова Н.Ю. Развитие форм интеграции промышленных предприятий на рынке замороженных продуктов РФ: Монография / М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – С. 56.
  3. Поздняков В. Экономика предприятия / М.: Инфа-М. – 2010.
  4. Рахман Хасан Али. Сельскохозяйственная экономика/ Ирак, Багдад2007 .С. 160.
  5. Центральное бюро статистики и информационных технологий: Геодезия агропромышленного уничтожения. 2007.

References:

  1. Salam Munam Zamil. Directions of increase of efficiency of functioning of industrial enterprises in Iraq: dis. cand. ehkon. Sciences: 08.00.05 / Salam Munam Zamil. - Moscow, 2013. - p. 48-50.
  2. Leonov TN The Russian market of dairy products // Dairy Industry. 2000. № 1. рр. 21-23.
  3. Magomedov MD, NY Ukolov The development of forms of integration of industrial enterprises in the market of frozen RF products: Monograph / M.: Publishing and trading corp radio "Dashkov & Co", 2007. р. 56.
  4. Pozdnyakov B. Business Economics / M.: Infa-M. - 2010.
  5. Rahman Hassan Ali. Agricultural Economics / Iraq, Baghdad, 2007. - р. 160.
  6. The Central Bureau of Statistics and Information Technology Surveying agro destruction. 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов