Автор: Захарова Марина Вадимовна

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (3) март 2016 г.

Библиографическое описание:

Захарова М. В. Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества // Филология и лингвистика. — 2016. — №1. — С. 46-49.



В статье рассматриваются основные направления формирования диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Подчеркивается важность роли СМИ в процессе образования подрастающего поколения и обосновывается необходимость системно и грамотно выстроить отношения юных потребителей информации с огромными ресурсами газет, журналов, кино, сети Интернет.

Ключевые слова: медиакультура, медиаобразование, медийное содержание.

Век XXI характеризуется формированием принципиально новой глобальной информационной среды. Появление новых средств массовой информации позволило соединить между собой самые разные виды человеческой деятельности, разделенные пространством и временем. в потоке разнообразной информации, объем и количество источников которой в наши дни все увеличиваются, мы находимся непрерывно и не представляем уже жизни без компьютерной сети, сотовой связи, газет и журналов, радио, телевидения и кино.

В этой связи особое значение в социокультурном развитии общества приобретают такие понятия как медиакультура и медиаобразование. «Медиа» (от латинского «medium» — средство, посредник) — достаточно широкое, неоднозначное понятие, суть которого еще в 1950-е — 1960-е годы попробовал передать знаменитый канадский ученый и публицист Герберт Маршалл Маклюэн в его книге «Понимание медиа: внешние расширения человека».

В последние десять лет именно проблемы «медиа» находятся в центре внимания российской общественности, науки и образования. В качестве синонима слова «медиа» широко используются термины «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК) или«масс-медиа», в которых содержится идея связи между разными структурами общества и мира в целом. Существует множество точек зрения относительно проблемы медиа — одни в нем видят источник знаний, другие — серьезную помеху в образовании и воспитании, ведь именно медиа является и средством всестороннего развития личности, и фактором разрушительным.

Одно из главных условий становления гражданского общества, конечно же, это формирование диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Без этого диалога не может быть согласия, не может быть успешного развития государства. Ведущая роль в успешном осуществлении такого диалога принадлежит именно масс-медиа, которые выступают посредником между обществом и властью. Именно они генерируют и направляют основные потоки информации и способны наиболее эффективно удовлетворять информационные потребности граждан, согласовывать интересы личности, общества и государства. Успех же такого диалога возможен только при условии готовности к нему каждой из сторон. Вот почему сегодня на первый план выходит как медиакультура общества, так и медиакультура каждой отдельной личности.

В материалах ЮНЕСКО за 1984 г. этому направлению в педагогике дается следующее определение: «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

 анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

 определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

 интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

 отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

 получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

То есть в основе «медиаобразования» лежит: «Обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. Его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний».

«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, ТВ, радио, кино, видео и др.).

Основные задачи медиаобразования:

 подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;

 научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику;

 овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

В наши дни также распространено более широкое понимание медиаобразования — не только как определенного компонента школьного или вузовского образования, но и как долговременной общественно-просветительской деятельности, распространяемой на детей и взрослых. Его сторонники понимают под медиаобразованием прежде всего непрерывное развитие личности в обществе. Важность воспитания активных и информированных граждан, формирования новой культуры общения со СМИ, которая способствовала бы органичному вхождению россиян в «информационное общество», возрастает по мере распространения новейших компьютерно-сетевых коммуникаций.

В современных трактовках медиаобразования упор делается на формирование у аудитории СМИ способности к активному, осмысленному потреблению и усвоению содержания масс-медиа, основанной на знаниях сущности, специфики и понимании целеймассовых коммуникаций. Помимо этого, необходимо также способствовать устойчивому развитию самостоятельного критического мышления по отношению к средствам массовой информации, приобретению практических навыков в выявлении ложных сведений и искажений в получаемой информации. Обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной продукцией сформирует выработку стойкого иммунитета против манипулятивного влияния СМИ.

Необходимо широкое и повсеместное ознакомление широкой молодежной аудитории с социальной ролью и механизмами функционирования масс-медиа, с нормами и правилами профессиональной этики журналистов и других творческих работников СМИ, жанрами журналистики, со спецификой редакционной «кухни». В выработке новой информационной культуры россиян, то есть медиакультуры, должны участвовать не только государственные институты образования и просвещения, но и общественные структуры, СМИ, располагающие большим потенциалом распространения знаний. Так, особая область журналистики — медиакритикапризвана органично дополнять усилия образовательных и просветительских институтов в формировании общественной культуры рационально-критического анализа и адекватного восприятия содержания СМИ, в развитии гражданской активности по отношению к печатной и электронной прессе. Во многом родственная медиаобразованию и способная участвовать в реализации его целей, медиакритика в то же время не сводится к выполнению задач «интеллектуальной самообороны» общественности, лежащих в основе наиболее радикальных идей медиаобразования.

Признавая важную роль СМИ в процессе образования подрастающего поколения, необходимо системно и грамотно выстроить отношения юных потребителей информации с огромными ресурсами газет, журналов, кино, сети Интернет. Потреблению информации надо учить так же терпеливо и продуманно, как музыке и живописи. Остро стоит необходимость разработки комплексной Программы медиаобразования, которая охватывала бы разные категории детей, подростков, студенческой молодежи, учитывающая разные условия их обучения и воспитания. В ряде европейских стран есть центры по работе со СМИ при Министерствах национального образования.

Эта проблема сегодня возведена в ранг государственной образовательной политики. В соответствии с проектом Закона об образовании Российской Федерации к компетенции образовательного учреждения отнесено и «обеспечение создания и ведение официального сайта образовательной организации в Интернете, обеспечивающего информационную открытость образовательной организации». Так создание и ведение собственных сайтов в каждом образовательном учреждении — сегодня это эффективное средство, как продвижения образовательных услуг, так и постепенное и повсеместное внедрение медиаобразовательных технологий.

Можно привести немало примеров успешной реализации педагогических технологий, связанных с использованием, анализом и производством медиа в различных регионах России, в том числе и в Краснодарском крае. В качестве примера можно привести деятельность студентов факультета журналистики КУБГУ в рамках специальных образовательных программ. Так, изучение и использование современных технических и программных возможностей учебной лаборатории редакционно-издательских технологий помогает студентам развивать свои практические навыки в сфере любых редакционно-издательских процессов: от обработки текста до верстки, дизайна и проектирования собственного издания. Студенты готовят прототипы макетов полос, предлагают свои идеи, ищут образцы дизайна. На базе лаборатории проходят все практические модули учебных курсов по цифровой допечатной подготовке изданий, технике и технологии печатных СМИ, разработке и выпуску печатных изданий, искусству бизнес-презентации, визуальной журналистике, дизайну мультимедийных изданий. Студенты имеют возможность развивать свои навыки владения программным обеспечением, разрабатывать самостоятельные визуальные материалы, печатные издания, веб-проекты.

Здесь разрабатывается, совершенствуется и апробируется в конкретных экспериментах методика комплексного моделирования периодических издания. Эта методика поэтапно описывает, как должна разрабатываться, анализироваться или корректироваться модель газеты или журнала. Она предполагает участие молодых исследователей в четырех уровнях подготовки изданий: определение типологического статуса издания, его тематического разнообразия, жанровой структуры и композиционно-графической модели.

Интересен издательский проект студентов факультета журналистики, осуществляемый на протяжении последних двух лет — научно-популярный журнал «INFOBOX». Журнал «INFOBOX» — это серия специализированных выпусков, в печатной и электронной форме содержащих систематизированные актуальные материалы, которые целесообразно применять в процессе изучения различных специальных учебных дисциплин факультета. Этот проект можно рассмотреть в качестве наглядного примера применения современных медиа-образовательных технологий в высшем учебном заведении и разработки нового образовательного ресурса.

Одной из важных и актуальных общественных задач является сегодня преодоление сугубо потребительского отношения публики к средствам массовой информации, формирующегося в условиях информационного рынка. Восприятие аудиторией информации непосредственно зависит от способности к активному творческому освоению содержания СМИ, его логической переработке. Потребление медийного содержания, лишенное активного интеллектуально-творческого начала, существенно сужает познавательные возможности аудитории, обедняет ее восприятие.

В конечном счете, медиаобразование призвано расширить число людей, обладающих качествами сознательных участников коммуникационных процессов, способных оказывать реальное влияние на СМИ, активно и творчески участвовать в формировании гражданского общества в России.

Литература:

  1. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М. «КАНОН-пресс-Ц» 2003
  2. Реснянская Л. Двусторонняя — коммуникация: общественный диалог. М. 2001.
  3. Федоров А. В. Медиапедагогика Ю. Н. Усова//Искусство и образование. 2003. — № № 3, 4.
  4. Федоров А. В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. — 2000. — № 2. — С. 33–38.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов