Библиографическое описание:

Голубович Е. В. Проблемы развития туристического сектора в современных геополитических условиях на примере Республики Беларусь // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 79-81.



В статье рассмотрены основные проблемы развития туристического сектора в современных геополитических условиях на примере Республики Беларусь – недостаточное финансирование; низкая финансовая устойчивость туристических компаний; снижение спроса на туристические услуги и рентабельности компаний вследствие валютных ограничений, а также уменьшение уровня заработной платы в сфере туризма.

Ключевые слова: туризм, туристический сектор, финансовая устойчивость.

Туристический сектор играет большую роль в экономике многих регионов и стран в целом. В этой связи очень важны исследования проблем развития туристического сектора, учитывающие последние изменения геополитической, экономической и социальной ситуации. Цель проведенного исследования состояла в выявлении проблем развития туристического сектора в современных геополитических условиях на примере Республики Беларусь.

В Республике Беларусь все последние годы сохранялась тенденция к росту вклада сектора туризма в ВВП страны. К 2014 году она достигла 1,9%. Дальнейшее развитие туризма требует инвестиций, которые должны быть направлены на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию зданий, создание других объектов туризма, внедрение информационных технологий. В 2014 году капитальные вложения в сектор туризма составили всего 2,1% от общего объема инвестиций в стране, что является низким показателем по сравнению с соседними государствами [3, с. 110].

Одним из важнейших индикаторов благополучия в секторе туризма является финансовая устойчивость туристических компаний [1, с. 53]. При этом под финансовой устойчивостью понимается способность компании обеспечить поступление стабильных финансовых ресурсов, позволяющих расширяться и обновляться, применяя новые технологии, а также своевременно рассчитываться с контрагентами (поставщиками услуг).

Остроту наблюдавшейся в последние годы проблемы финансовой устойчивости белорусских туристических компаний удалось значительно снизить благодаря уменьшению налоговой нагрузки. Во-первых, туроператоры – резиденты Республики Беларусь исчисляют налог на добавленную стоимость только от суммы вознаграждения, а не от всей стоимости тура. Во-вторых, от налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации на территории республики туристических услуг по организации экскурсионного обслуживания, туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах страны. В-третьих, от налога прибыль освобождается прибыль организаций, получаемая от услуг, оказываемых гостиницами, физкультурно-оздоровительными, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами в течение трех лет с начала осуществления ими деятельности. Такая налоговая система оказывает значительное положительное влияние набелорусский туристический сектор. Следует отметить, однако, что полностью проблема финансовой устойчивости предприятий туристической сферы до сих пор не решена.

Вторая важная проблема связана с тем, что белорусский туристический бизнес ориентирован на экспорт туристических услуг. При этом по стоимостному объему он уступает импорту туристических услуг, однако демонстрирует тенденцию к росту (рис. 1).

Рис. 1. Белорусский экспорт и импорт туристических услуг, млн евро [3]

Важнейшим направлением экспорта белорусских туристических услуг традиционно является Российская Федерация, на втором месте – Украина, далее по степени важности следуют Польша и Германия [5, с. 427].

С 1 марта 2015 года Национальный Банк Республики Беларусь запретил туристическим фирмам принимать иностранную валюту от клиентов, что значительно снизило доходы белорусских компаний. В настоящее время им приходится вкладывать в стоимость путевки дополнительные издержки, связанные с конвертацией валюты, поскольку все расчеты с партнерами осуществляются в иностранной валюте. Это происходит потому, что многие люди хранят деньги в евро или долларах, и чтобы оплатить путевку, они должны поменять их в обменном пункте на белорусские рубли, а затем белорусскими рублями оплатить стоимость услуг. Туристическая компания, в свою очередь, должна купить валюту на бирже, чтобы рассчитаться с поставщиками. В результате двойного пересчета стоимость тура существенно возрастает, что приводит к снижению спроса на туристические услуги. Такие многоходовые валютные операции оказывают негативное влияние на прибыль туристических компаний, которая уменьшается и из-за сокращения спроса на услуги, и из-за колебаний курса валют [4, с. 245].

Из второй проблемы вытекает третья. Недостаток средств оказывает негативное влияние на оплату труда сотрудников туристических компаний. В последние годы существенно уменьшился уровень заработной платы в сфере туризма, в 2014 году он стал ниже по сравнению с 2013 годом на 7%. Особенно сложная ситуация в сегменте делового (корпоративного) туризма, где зарплата сотрудников сократилась почти на четверть.

В январе-июле 2016 года по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь номинальная среднемесячная начисленная заработная плата в сфере туризма была на 23,9% ниже, чем в среднем по всем видам деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Номинальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в Республике Беларусь (в белорусских рублях)

По сравнению с июлем 2015 года в июле 2016 года реальная заработная плата в сфере туризма снизилась на 4,5%, что меньше, чем в среднем по всем видам деятельности. Если сравнивать среднюю заработную плату за январь-июль, то она даже несколько подросла (рис. 3).

Рис. 3. Реальная заработная плата, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Снизить остроту проблемы финансовой устойчивости туристических компаний и связанных с ней других проблем в непростых современных условиях позволит установление оптимальных цен, которые были бы приемлемы для потребителя и одновременно позволяли туристическим компаниям работать без убытков. Мало какие из туристических компаний могут сейчас рассчитывать на высокую рентабельность, главной задачей стало удержаться на плаву и не уступить свой рыночный сегмент [2, с. 64]. Поскольку в настоящее время цены на туристические услуги остаются для белорусских потребителей достаточно высокими, а конкуренция продолжает расти, удержаться на рынке и сохранить своих клиентов для компаний даже в краткосрочном периоде становится крайне сложной задачей.

Выходом из сложившейся ситуации для многих туристических компаний может оказаться переориентация на внутренний туризм, поскольку здесь валютный курс не играет столь значительной роли. Такая переориентация позволила бы не только увеличить популярность Республики Беларусь как туристического направления среди ее жителей, но и повысить финансовую устойчивость туристических фирм, способствуя дальнейшему развитию данного сектора экономики.

Литература:

  1. Ганский В. А., Шульженко-Суханова И. Н. Государственная региональная политика в сфере туризма в Республике Беларусь // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. – 2008. – №10. – С. 52-54.
  2. Королев Н. Н., Рябова Е. В. Реализация туристического потенциала историко-культурного наследия Беларуси // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – №3 (32). – С. 64-70.
  3. Тарасенок А. И. Туристический комплекс Республики Беларусь: Современные проблемы и новый механизм развития // Белорусский экономический журнал. – 2016. – № 1 (74). – С. 109-127.
  4. Федоляк Е. И. Оценка современного состояния туризма и туристической инфраструктуры в Республике Беларусь // Актуальные проблемы гражданского права. – 2014. – №1 (4). – С. 242-250.
  5. Черченко Н. В., Медведева Н. С. Индустрия гостеприимства – перспективная отрасль национальной экономики Республики Беларусь // Управленческие науки в современном мире. – 2015. – № 1.Т. 1. – С. 427-429.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов