Библиографическое описание:

Ефимов Д. Б., Солдатова С. Э. Использование имитационного моделирования в оценке и отборе альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 9-12.



В статье рассмотрены варианты использования имитационного моделирования в оценке альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК, рассматривающих возможность участия в ЦСС.

Ключевые слова: цепочка создания стоимости, ЦСС, имитационное моделированием, транспортная логистика, оптимизация, выбор альтернативы, бизнес-процессы.

Цепочка создания стоимости (ЦСС) - это, в соответствии с позицией Р. Каплински [2], способ участия предприятия в совместном с другими предприятиями процессе формирования и распределения экономической ренты, связанной с производством и доведением до конечного потребителя определенного товара или группы товаров. ЦСС представляет собой систему, защищенную входными барьерами и управляемую доминирующим участником. Наличие входных барьеров является обязательным условием производства ренты.

Создание входных барьеров в общем случае представляет собой исключение из доступа к какому-либо ресурсу, значимому в производстве соответствующего товара, внешних агентов. В отношении ЦСС таким особым ресурсом является уникальный системный эффект, формируемый оптимальным сочетанием компетенций, способов выполнения операций, материальных и нематериальных активов участников цепи. Содействовать возникновению такого системного эффекта – привлекательная перспектива для любого индивидуального участника рынка. Не являются исключением в этом отношении и предприятия агропромышленного комплекса.

Имея ввиду перспективу вхождения в ЦСС, каждый участник должен определить для себя ключевые компетенции как основу для специализации на тех или иных технологических операциях (если под последними подразумевать, вслед за Р. Каплински, «полный спектр видов деятельности, необходимых для обеспечения прохождения продуктом или услугой полного цикла с момента их создания … до доставки конечному потребителю и утилизации после использования» [2, с.14]). Не исключено, что будет принято решение о передаче части выполняемых операций на аутсорсинг партнерам по ЦСС.

На предприятиях АПК, рассматривающих возможность участия в ЦСС, ревизия компетенций затронет и сферу транспортной логистики. Предприятие должно сделать выбор между двумя альтернативами – осуществлять транспортировку собственными силами или отдать соответствующие операции на аутсорсинг. Для оценки и выбора лучшей из альтернатив можно использовать инструментарий имитационного моделирования. Имитационное моделирование представляет собой метод, который позволяет строить модели, которые могут описывать процессы так, как они проходили бы в действительности. Данный метод предоставляет стратегическое преимущество в процессе оценки и выбора альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК.

Принцип интеграции предприятия в ЦСС, в расчёте на управление транспортной логистикой цепей поставок, требует минимизации общих логистических издержек с учетом противоречивых целей участников цепей поставок, что приводит к необходимости решения многокритериальных оптимизационных задач, результаты решения которых задают целевые ориентиры, необходимые для привлечения эвристических методик.

Особенностью таких задач в транспортной логистике является наличие параметров, связанных со случайными продолжительностями логистических операций. Непредвиденные опоздания и опережения приводят к простоям транспортных средств в ожидании погрузки/разгрузки и к нежелательным издержкам.

Снижение неопределенности за счет соблюдения нормативных сроков выполнения операций функциональных циклов в транспортной логистике позволяет наладить бесперебойную, равномерную деятельность, синхронизировать работу перевозчиков и складов. Пути решения этой задачи известны: мониторинг перемещения груза, прогноз и приложение управляющих воздействий либо согласование параметров системы обслуживания в цепи поставок: грузоперерабатывающей способности пунктов назначения, времени доставки и т.д. - для нахождения компромиссного решения.

Найти компромиссные решения помогают методы построения имитационных моделей. Такими методами можно считать: агентное, если располагаются данные об индивидуальных объектах, моделирование; дискретно-событийное, если систему транспортной логистики можно описать как процесс, моделирование; системную динамику, если присутствует информация только о глобальных зависимостях.

Использование всех трех методов принято считать многоподходным имитационным моделированием. При рассмотрении участия предприятия АПК в ЦСС необходимо рассматривать вопрос, связанный со своевременным производством и со своевременной доставкой товаров для клиентов. Как писалось ранее – снижение издержек на транспортной составляющей является основой всего принципа. Исходя из этого необходимо построить модель, которая будет описывать возможные варианты решения поставленных задач. Практика показывает, что возможность участия в ЦСС в разрезе транспортной логистики рассматривают предприятия, которые испытывают проблемы с порожным использованием собственных транспортных средств, которые предназначаются для доставки товаров клиентам, в большинстве случаев – вагонов. Иными словами, затраты предприятий зависят от того, насколько хорошо оптимизирован процесс использования ресурсов для транспортировки грузов. Но, с другой стороны, необходимо разделять логистические сети на: внутренние сети, внутреннюю логистику предприятия; сети поставок, сети внешней логистики предприятия. При включении предприятия в ЦСС необходимо в первую очередь рассматривать вторую логистическую сеть – внешнюю. Данный выбор обосновывается тем, что предприятие в той или иной степени обеспечивает своими собственными ресурсами внутреннюю логистику.

Следуя концепции Майкла Портера о конкурентном преимуществе можно сделать заключение о том, что при вступлении в ЦСС предприятие должно для себя определить распределение своего присутствия по регионам [4]. При таком распределении имитационная модель может приобрести более понятный и наглядный вид, поскольку, как мы писали ранее внутреннюю логистику предприятие может осуществлять собственными силами и нет необходимости разделять ренту с другими участниками за счет вступления в ЦСС.

Поскольку к сети поставок, рассматриваемой внешней сети, мы относим клиентов, поставщиков, агро-логистические центры и регионы отгрузки транзитных грузов, а к внутренней сети производственно-логистический центр, то целесообразно будет разделить логистическую сеть на базовые регионы (включает ключевой и домашний регион) и регионы присутствия. Подобное соотношение понятий регионов представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение понятий регионов

(базовый, ключевой домашний, регион присутствия)

При таком распределении наша модель будет иметь меньше абстрактности, т.е. отдельные потоки работы предприятия станут более детальным, что в свою очередь позволит нам производить эксперименты, как по всей модели в целом, так и по отдельным регионам. Иными словами, у нас получатся наши альтернативы, которые будут заключаться в синтезе конфигурации при включении в ЦСС.

Создавая синтез различных вариантов цепочек, мы занимаемся сочетанием конфигураций и координаций бизнес-процессов. Майкл Портер предложил матрицу, которую можно использовать для выбора развития стратегии компании и классификации бизнес-процессов и моделирования деятельности компании. Благодаря матрице Майкла Портера, изображенной на рисунке 2, процесс построения имитационной модели для оценки и отбора альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК значительно упрощается [3]. Благодаря использованию такой матрицы мы можем определить, какие области транспортной логистики будет оставаться за предприятием, а какие можно передать на аутсорсинг партнерам по ЦСС.

Координация бизнес-процессов

Конфигурация бизнес-процессов

Территориально распределенная

Территориально сконцентрированная

Высокая

Высокая степень территориальной дисперсии видов деятельности с высокой степенью координации

Глобальная стратегия в чистом виде

Низкая

Национально-централизованная стратегия для компаний с несколькими территориальными представительствами

Стратегия, базирующаяся на экспорте товара с децентрализованным территориальным маркетингом

Рис. 2. Матрица сочетаний конфигурации и координации бизнес-процессов.

При моделировании бизнес-процессов среднестатистического предприятия агро-сектора, у которого имеется производственно-логистический центр, агро-логистические центры, регионы отгрузки транзитных грузов, свои поставщики и клиенты, то получится матрица, представленная на рисунке 3.

При анализе результатов, полученных на рис. 3. можно сделать вывод о том, что предприятие имеет стратегическое преимущество в любом случае, если будет вступать в ЦСС или, если, не будет. Более точные выводы мы можем получить при построении и анализе имитационной модели. Но эксперты утверждают, что среднестатистический порожный прогонный пробег вагонов составляет 3,5 суток и разделяют резерв вагонов на страховой и неликвидный [1]. При выборе наилучшего варианта использования транспорта следует опираться на данное мнение экспертов и определения, поскольку партнеры по ЦСС могут взять эти затраты и проблемы на себя.

Рис. 3. Моделирование бизнес-процессов предприятия агросектора

Литература:

  1. Елисеев С.Ю., Шатохин А.А. Логистические принципы эффективного взаимодействия операторов подвижного состава и грузовладельцев // Железнодорожный транспорт. - М. 2015. - №10. - с. 30-33.
  2. Каплински Р. Распространение положительного влияния глобализации. Какие выводы можно сделать на основании анализа цепочки накопления стоимости? : Пер. с англ.: Препринт WP5/2002/03. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 68 с.
  3. Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ.; - 2-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 454 с.
  4. Портер М.Е. Конкуренция между местами размещения бизнеса: глобальная стратегия как способ обеспечения конкурентного преимущества // Курс МВА по стратегическому менеджменту: пер. с англ.; 3-е изд., перераб. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 588 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов