Автор: Добрынина Анна Константиновна

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Добрынина А. К. Кодекс корпоративной этики как превентивный механизм противодействия корпоративному мошенничеству // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 144-147.



Статья посвящена анализу Кодекса корпоративной этики в качестве превентивного механизма противодействия корпоративному мошенничеству. В статье проанализировано современное состояние экономической преступности в России, определен типовой портрет внутреннего мошенника, выделены ключевые факторы, способствующие совершению противоправных деяний. Автором сформулированы основные принципы создания Кодекса корпоративной этики, а также обоснована целесообразность его применения для противодействия мошенничеству.

Ключевые слова: кодекс корпоративной этики, корпоративное мошенничество, экономические преступления, корпоративная культура, корпоративные ценности

Современный этап развития экономики характеризуется высоким уровнем неопределенности со стороны внутренней и внешней среды и требует от компаний особого внимания при решении вопросов обеспечения стабильности развития бизнеса.

В этих условиях проблема выбора и реализации механизмов противодействия корпоративному мошенничеству является приоритетной для собственников и руководителей компании, а также неотъемлемой частью современного корпоративного управления.

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, мошенничество определяется как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. [1]

С экономической точки зрения, корпоративное мошенничество может быть рассмотрено как любое умышленное действие персонала, топ-менеджера или третьих лиц, связанное с обманом или злоупотреблением доверием собственника компании, которое нацелено на удовлетворение личных корыстных интересов с причинением ущерба компании.

Согласно Российскому обзору экономических преступлений за 2016 год, почти половина респондентов (48 %) отметили, что их компания столкнулась с экономическими преступлениями за последние 2 года. При этом в 46 % случаев виновником мошенничества становились лица, действующие внутри организации, то есть сотрудники компании. [2]

Трудно переоценить отрицательные последствия мошенничества, которые заключаются не только в прямом финансовом ущербе, составляющем для 25 % респондентов от 100 тысяч до 1 миллиона долларов США, но и в долгосрочном косвенном ущербе, который включает ухудшение морального состояния сотрудников, ослабление деловых отношений и взаимоотношений с регулирующими органами, разрушение репутации или имиджа компании. [2]

Рис. 1. Источник: Российский обзор экономических преступлений за 2016 год, PwC

Необходимость борьбы с корпоративным мошенничеством признается на уровне среднего и высшего руководства практически во всех компаниях. Однако разрабатываемые ими механизмы противодействия в большинстве случаев, являются постаприорными, то есть направленными на выявление и реакцию на мошенничество, минимизацию негативных последствий от уже совершенного преступления, и используют контрольные, ограничительные меры воздействия.

Важно отметить, что данная работа основана на априорном, превентивном подходе к противодействию корпоративному мошенничеству, который направлен на ослабление мотивов совершения мошеннических действий.

Также при разработке механизмов противодействия корпоративному мошенничеству всегда важно помнить, что в основе каждого экономического преступления лежит решение, принятое человеком. Поэтому именно сотрудник компании с его целями, культурой и мотивами поведения должен находится в центре внимания при проведении работ по борьбе с корпоративным мошенничеством.

Типичный портрет внутреннего мошенника за последние несколько лет практически не изменился. В большинстве случаев мошенник из числа сотрудников компании представляет собой мужчину в возрасте от 31 года до 40 лет, имеющего высшее образование и работающего в компании на протяжении 3–5 лет.

Современные мотивы совершения экономических преступлений достаточно разнообразны, однако тремя наиболее распространенными факторами, обуславливающими совершение мошенничества, по-прежнему остаются факторы, включаемые в «треугольник мошенничества»:

 возможность или способность совершить экономическое преступление;

 определенная мотивация или внешнее давление;

 возможность обосновать совершенное экономическое преступление. [3]

Более того, по моему мнению, важными факторами, способствующими совершению мошенничества, являются следующие:

 несправедливость системы стимулирования;

 непоследовательность применения дисциплинарных процедур и взысканий;

 отсутствие доверия к менеджменту компании;

 отсутствие четкой, признанной сотрудниками, системы корпоративных ценностей;

 низкая степень взаимосвязи между корпоративными ценностями и процессом принятия решений;

 нереалистичные бизнес-цели и прочее.

Одним из механизмов, позволяющих устранить вышеперечисленные факторы или минимизировать их влияние, является кодекс корпоративной этики.

Кодекс корпоративной этики — внутренний документ, отражающий принятые в компании стандарты этичного поведения, основанные на ценностях компании, гарантирующие честные и справедливые отношения к сотрудникам, клиентам, партнерам, а также соблюдение законов и внутренних политик.

Действие Кодекса корпоративной этики как превентивного механизма противодействия мошенничеству заключается в формировании у сотрудников позиции нетерпимости к мошенничеству, культуры этического поведения и высокой честности.

Согласно Отчету 2016 года по противодействию корпоративному мошенничеству и злоупотреблениям, в 81 % организаций по всему миру существует Кодекс корпоративной этики, причем данный показатель увеличился с 2010 года на 6,3 %. [4] В то же время в России аналогичный показатель даже превышает общемировой и составляет 83 %.

Однако для того, чтобы Кодекс функционировал в качестве действенного механизма борьбы с мошенничеством, его наличие не является достаточным условием.

На основании анализа лучших российских и мировых практик можно выделить ключевые принципы разработки и использования Кодекса корпоративной этики в качестве превентивного механизма противодействия корпоративному мошенничеству.

  1. Принцип «тона сверху»: высшее руководство и менеджеры своими действиями должны показывать сотрудникам пример этичного поведения и важность следования нормам Кодекса корпоративной этики. Они не должны давать сотрудникам поручений, нарушающих требования законодательства или принципов деловой этики. Более того, руководители должны создавать среду открытого общения в коллективе, способствующую обсуждению сотрудниками любых этических проблем, и прислушиваться к их мнению.
  2. Принцип «нулевой толерантности». В своей деятельности компания в целом и ее сотрудники, в частности, должны придерживаться принципа неприятия мошенничества и злоупотреблений в любых их формах и проявлениях. Данный принцип является ключевым в действии механизма по противодействию корпоративному мошенничеству, поскольку способствует созданию атмосферы, в которой преступные мотивы ослабляются естественным образом под воздействием внутренней, корпоративной культуры и коллективного осуждения.
  3. Принцип справедливости. Кодекс корпоративной этики должен содержать этические нормы поведения сотрудников, основываясь на едином подходе, независимо от их уровня, роли, департамента или местонахождения. Более того, системы стимулирования и дисциплинарные процедуры также должны быть основаны на справедливости. Данный принцип осуществляет воздействие на такой фактор «треугольника мошенничества», как обоснование или рационализация преступного поведения.
  4. Принцип сопричастности. В создании Кодекса корпоративной этики должны участвовать не только представители высшего менеджмента, но и сотрудники компании. Данный принцип позволит сотрудникам почувствовать себя причастными к формированию внутренних ценностей и правил поведения в компании и, соответственно, будет способствовать лучшему соблюдению норм Кодекса.
  5. Принцип информированности. Каждый сотрудник должен быть ознакомлен с содержание принятого в компании Кодекса корпоративной этики. Данный принцип достигается при наличии двух условий: во-первых, нормы Кодекса должны быть сформулированы на простом и понятном для сотрудников языке. Во-вторых, в компании должны регулярно проводится обучение персонала по вопросам Кодекса. Согласно статистике, подобное обучение не проводится, и вопросы, связанные с Кодексом корпоративной этики, не доводятся до сведения всех сотрудников почти в трети российских компаний.
  6. Принцип эффективности. Кодекс корпоративной этики должен содержать инструменты для обеспечения эффективности работы функций по соблюдению этических норм. В 60 % российских компаний в качестве подобного инструмента используется «горячая линия» — способ коммуникации, позволяющий сотрудникам сообщать о совершении или подозрении в совершении неправомерных действий в конфиденциальной форме. Необходимо отметить, что «горячая линия» является важным элементом в системе извещения о фактах мошенничества и используется в 42,2 % компаний по всему миру. [4]

При условии соблюдения вышеперечисленных принципов Кодекс корпоративной этики позволяет блокировать факторы, приводящие к мошенничеству.

Во-первых, снижение такого мотива совершения мошенничества, как возможность, осуществляется благодаря развитию высокой этики в организации, созданию атмосферы честности и следования правовым и этическим нормам, урегулированию конфликта интересов. Таким образом, если в компании существует сильная корпоративная культура, ценности которой призывают к этическому поведению и нулевой толерантности к мошенничеству, и все действия, принимаемые сотрудниками компании, пропускаются через призму корпоративных ценностей, то количество и тяжесть ситуаций, способствующих возникновению мошенничества значительно снижается.

Другие факторы, составляющие «треугольник мошенничества», — мотивация и обоснование — блокируются благодаря созданию справедливой системы стимулирования и последовательной системы дисциплинарных процедур и взысканий, постановке реализуемых и соответствующих правовым и этическим нормам целей.

Более того, наличие эффективно функционирующего Кодекса позволяет снизить средние потери от мошенничества на 40 % и на 45,8 % сократить среднюю продолжительность процесса проведения мошеннических действий. [4]

Таким образом, Кодекс корпоративной этики выступает мощным превентивным механизмом противодействия корпоративному мошенничеству, особенностью которого является его внутренний, направленный на ослабление преступных мотивов, характер действия и эффективные инструменты обнаружения мошенничества и защиты от него.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
  2. Российский обзор экономических преступлений за 2016 год «Взгляд в будущее с умеренным оптимизмом», PwC
  3. Обзор KPMG «Мошенничество: определения, портрет типичного мошенника, как бороться с последствиями», 2014
  4. Association of Certified Fraud Examiners Report to the Nations 2016 Global Fraud Study
  5. Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент: учебное пособие / С. Г. Буянский, Ю. В. Трунцевский. — Москва: Русайнс, 2016. — 342 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов