Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Добрынина А. К. Антикоррупционный комплаенс как необходимое условие развития российского бизнеса // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 350-353. — URL https://moluch.ru/archive/148/41521/ (дата обращения: 23.05.2018).



В последние годы как в международном праве, так и в национальном законодательстве государств, в том числе и России наблюдается четко выраженная тенденция усиления борьбы с коррупцией. Глобальное осознание данной тенденции проявилось в активизации законодательной деятельности различных международных организаций и органов с целью установления общих глобальных стандартов по борьбе с коррупцией путем обеспечения соблюдения антикоррупционных законов, введения уголовной ответственности за коррупционные преступления и предупреждения нарушения антикоррупционного законодательства на национальном уровне.

Необходимость усиления борьбы с коррупцией в России вызвано наличием достаточно неблагоприятной ситуации в данной области: известно, что согласно индексу восприятия коррупции 2016 года Россия занимает 131 место из 176 стран, набрав 29 баллов из 100 возможных наряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной. В тоже время, среднее значение индекса для Восточной Европы и Средней Азии составляет 33, а средний глобальный балл — 43, что наглядно демонстрирует невысокую степень коррупционной защищенности российского государства. [1]

Для понимания сущности и необходимости внедрения антикоррупционного комплаенса определим правовые основы антикоррупционного комплаенса в России. К ним можно отнести как иностранное законодательство, имеющее экстерриториальный характер, международное законодательство, а именно: конвенции, которые ратифицированы Россией, так и законодательство Российской Федерации, включая законы и подзаконные нормативные акты.

С точки зрения интересов бизнеса российских компаний и финансовых институтов, важнейшими транснациональными законами в сфере противодействия коррупции являются Закон США «О коррупции за рубежом» (FCPA) и Закон Великобритании «О взяточничестве» (UKBA).

Более того, Россией ратифицированы Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17.12.1997, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003.

В России регламентация вопросов о коррупции основывается на следующих нормативно-правовых актах:

1) Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

2) Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3) Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

4) Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

5) «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАП);

6) «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ;

7) Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

8) ИСО 19600 «Системы комплаенс-менеджмента — Руководящие указания» и другие нормативные акты.

На основе анализа вышеперечисленных правовых норм антикоррупционного законодательства, можно сделать вывод, что российское законодательство основано на широком подходе к пониманию коррупции, охватывающем как публичный, так и частный сектор. В ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция определяется как:

а. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б. совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. [2]

Важно отметить, что роль законодателя в стимулировании внедрения компаниями антикоррупционных мер впервые отразилась статье 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в которой закреплена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, включая разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, что является составной частью комплаенса. [2]

Антикоррупционный комплаенс получил дальнейшее развитие в 2013 году, когда Методическими рекомендациями Министерства труда РФ были установлены основные принципы противодействия коррупции в организации:

− Принцип соответствия деятельности организации действующему законодательству и общепринятым нормам.

− Принцип личного примера руководства.

− Принцип вовлеченности работника.

− Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.

− Принцип эффективности антикоррупционных процедур.

− Принцип ответственности и неотвратимости наказания.

− Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

− Принцип открытости бизнеса.

Данные рекомендации призваны содействовать исполнению обязанности, предусмотренной ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции. Также в документе обозначены основные аспекты антикоррупционной политики в компаниях, в том числе подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики, оценки коррупционных рисков и перечислены основные формы сотрудничества организаций с правоохранительными органами.

В марте 2016 года были приняты Методические рекомендации Росимущества, которые установили основные требования к организации комплаенс-системы, включая разработку и утверждение внутренних нормативных документов по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе Антикоррупционной политики и Этического Кодекса, создание Комплаенс-департамента и назначение комплаенс-менеджера, разработку, утверждение и реализацию плана мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, а также проведение внутренних и внешних проверок эффективности комплаенс-системы и внутренних контролей в области предотвращения и противодействия коррупции. [3]

Таким образом, можно утверждать, что правовая основа противодействия коррупции является достаточно развитой для внедрения в российских компаниях системы внутреннего антикоррупционного комплаенса. Более того, в современных условиях наличие данной системы является необходимой для успешного ведения деятельности, что связано не только с негативными последствиями ее отсутствия, но и с преимуществами, которые компания получает при внедрении и успешном функционировании системы антикоррупционного комплаенса:

− минимизация репутационных рисков;

− предотвращение и минимизация финансовых потерь, банкротства и санкций применительно к компаниям со стороны российских и зарубежных регуляторов;

− заблаговременный мониторинг, распознавание и предупреждение рисков коррупции;

− повышение эффективности деятельности компании и увеличение ее конкурентоспособности и капитализации;

− сохранение и развитие деловой репутации компаний как в России, так и за рубежом. [4]

Отметим, что общепринятый подход к формированию системы антикоррупционного комплаенса до сих пор не разработан, однако представляется необходимым, чтобы формирование данной системы включало в себя следующие этапы:

1) оценка существующих рисков, связанных с коррупцией;

2) анализ существующих контрольных процедур и бизнес-процессов;

3) разработка и внедрение новых антикоррупционных процедур;

4) мониторинг эффективности контрольных процедур.

Причем каждый из данных этапов должен быть документально регламентирован и методологически обоснован.

Стоит отметить, что первоначально возникает необходимость обеспечить минимальную основу для формирования системы антикоррупционного комплаенса, а именно:

1) создать подразделения или назначение лица, на которого возложена функция по контролю и мониторингу соблюдения антикоррупционного законодательства;

2) установить процедуры взаимодействия с правоохранительными органами при выявлении коррупционных преступлений;

3) определить документальное обеспечение процесса управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции.

Представляется необходимым особое внимание уделить документальному обеспечению системы, имея ввиду разработку Антикоррупционной политики и Кодекса корпоративной этики, поскольку именно данные внутренние документы организационного уровня обеспечивают формирование контрольной среды, создают в хозяйствующем субъекте негативное отношение к коррупционному поведению и устанавливают управленческие механизмы «корпоративного» уровня, которые определяют цели, правила, нормы и принципы деятельности Общества.

На первом этапе формирования системы антикоррупционного комплаенса происходит оценка существующих рисков, связанных с коррупцией. Отметим, что данная оценка проводится на регулярной основе и касается не только внутренней, но и внешней среды организации и основывается на определении тех бизнес-процессов в деятельности хозяйствующего субъекта, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных нарушений, например, в закупочной деятельности.

На основе проведенной оценки происходит анализ выявленных процессов на предмет наличия и эффективного функционирования антикоррупционных процедур в соответствии с рекомендациями ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».

В случае отсутствия данных процедур или их некорректного исполнения происходит разработка и внедрение новых антикоррупционных процедур, которыми могут быть следующие:

1) Процедуры, регулирующие дарение и получение подарков и выражение гостеприимства;

2) Процедуры, обеспечивающие надлежащий процесс закупок и проведения тендеров для отбора крупных поставщиков;

3) Процедуры анонимного сообщения о фактах совершения коррупционных правонарушений;

4) Процедуры постоянного обучения сотрудников и другие.

Заключительный этап формирования комплаенс-системы заключается в мониторинге данной системы, осуществляемой как в рамках внутреннего аудита, так и в процессе прохождения внешней, независимой проверки или сертификации. Отметим, что объектами мониторинга выступают как процедуры и процессы, так и внутренние антикоррупционные политики, кодексы и другие корпоративные документы.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно утверждать, что в современных условиях существуют все необходимые предпосылки для развития и внедрения антикоррупционного комплаенса в деятельность хозяйствующих субъектов, а именно:

− Необходимость внедрения антикоррупционного комплаенса, которая сформулирована законодателем в виде норм федерального закона и других правовых актах;

− Возможность создания данной системы, выражающаяся в достаточном уровне развития правовой базы, возможности применения накопленного зарубежного опыта;

− Мотивация, которая заключается в том, что российские бизнесмены все чаще осознают преимущества, получаемые от системы антикоррупционного комплаенса, что стимулирует их к разработке и внедрению данной системы в хозяйствующем субъекте.

Ввиду вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время антикоррупционный комплаенс выступает необходимым условием существования и успешного развития российского бизнеса.

Литература:

  1. Индекс восприятия коррупции // Центр Антикоррупционных исследований и инициатии. — URL: http://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2016 (дата обращения: 24.02.2017).
  2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс = URL:]http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 24.02.2017).
  3. Приказ Росимущества от 02.03.2016 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции».
  4. Что такое комплаенс // Национальная Ассоциация Комплаенс — URL: http://compliance.su/novosti/chto-takoe-komplaens-voprosi-i-otveti (дата обращения: 25.02.2017).
  5. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 // Министерство труда и социальной защиты РФ — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/26 (дата обращения: 22.03.17).
  6. Добрынина А. К. Кодекс корпоративной этики как превентивных механизм противодействия корпоративному мошенничеству // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 144–147.
Основные термины (генерируются автоматически): противодействия коррупции, антикоррупционного комплаенса, «О противодействии коррупции», внедрения антикоррупционного комплаенса, системы антикоррупционного комплаенса, 273-ФЗ «О противодействии, закона «О противодействии, противодействию коррупции, Федеральный закон, сфере противодействия коррупции, принципы противодействия коррупции, основа противодействия коррупции, «О коррупции, Федерального закона «О, индексу восприятия коррупции, процедур риску коррупции, антикоррупционных процедур, предупреждению коррупции, пониманию коррупции, развития российского бизнеса.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос