Библиографическое описание:

Матковская Э. С., Мануйло Н. М., Жарикова О. А. Внедрение ЕГАИС: проблемы и пути их решения для организаций розничной торговли алкогольной продукцией // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4.1. — С. 24-26.



В данной статье раскрываются организационные вопросывнедрения единой государственной автоматизированной информационной системы в розничную торговлю алкогольной продукцией. Выявляются преимущества и недостатки данной системы. Предлагаются пути решения проблем, связанных с внедрением информационной системы на практике.

Ключевые слова:единая государственная автоматизированная информационная система, розничная торговля, алкогольная продукция.

Согласно Федеральному закону № 171-ФЗ, с 1 января 2016 года все магазины и предприятия общественного питания должны подтверждать факт закупки алкогольной продукции с помощью системы единая государственная автоматизированная информационная система (далее — ЕГАИС), а с 1 июля 2016 года — факт продажи [1]. Для Республики Крым и Севастополя сроки сдвинули: подтверждение факта закупки с 1 июля 2016 года, факта продажи — с 1 января.

ЕГАИС предназначена для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции [2].

Множество авторов осветили проблемы внедрения ЕГАИС: Дробиз В., Черниговский М., Кузьменко В., Степанов В., Петров Д. и др.

Основная цель нововведения — сократить долю нелегального крепкого алкоголя, которая сегодня в России достигает 40–50 %. Так после оплаты товара на руках у клиента не только продукция, но и чек. С помощью которого любой покупатель, используя код и телефон, сможет убедиться в законности покупки и качестве продукции. Как результат, магазину будут больше доверять, ведь он на законных основаниях подтверждает качество и надежность своей продукции.

Впервые систему госрегулирования алкогольной продукции пытались внедрить в 2006 году. Однако тогда в силу слабой продуманности и реализации в сфере продажи спиртных напитков систему не смогли адаптировать. В 2013 году на крупных предприятиях вновь запустили работу ЕГАИС тестовом режиме. Однако и на данный момент существует множество проблем, как для предприятий-производителей, оптовых и розничных предприятий [3].

Приведем стандартный набор для ЕГАИС, если нет автоматизации или ваше оборудование не подходит к требованиям для ЕГАИС. Давайте посмотрим, что придется покупать всем, начиная от крупных оптовых сетей и заканчивая мелкими магазинчиками:

– Сканер 2D-кодов PDF417;

– Установленный программный модуль ЕГАИС;

– Кассовое ПО, совместимое с софтом ЕГАИС;

– Интернет соединение со скоростью не менее 256 кбит/с;

– Крипто-ключ со встроенным криптопровайдером PKI/ГОСТ;

– Усиленная квалифицированная электронная подпись.

Данный набор устанавливается на каждое подразделение. В среднем стоимость комплекта на одну торговую точку составляет 80000 рублей.

Таким образом, подключение довольно затратно. Многие мелкие магазины будут вынуждены отказаться от продажи спиртного. В структуре их доходов алкоголь занимает 30–40 %. Отказавшись от него, малый бизнес будет вынужден поднимать цены на продукты питания, цены на которые не регулируются государством.

Также проблема кроется в том, что для установки ЕГАИС необходим проводной интернет. У нас есть территории, где нет возможности подключения проводного интернета. А для ЕГАИС наличие интернета обязательно, причем именно проводного.

Для приема товара следует нанять отдельного сотрудника, который будет сканировать каждую закупленную бутылку, так как в случае, если мы примем товар, а в последствии, одна из бутылок окажется нелегальной, ответственность будет нести руководство магазина.

ЕГАИС является универсальной системой, работать с которой пользователь может через любую бухгалтерскую программу — «1С», «Axapta», «Сакура» и другие. Преимущество такого подхода в том, что налогоплательщикам не пришлось приобретать специальный программный продукт и вносить изменения в отработанный процесс ведения бухгалтерии.

Однако с этим связан и ряд сложностей, на которые жалуются сами организации. Проблема часто заключается в неправильных настройках систем учета пользователей, не проявлявшихся ранее, либо в неработоспособности некоторых модулей, которые прежде не были задействованы. Недостатки удалось обнаружить только после подключения к ЕГАИС.

Один из распространенных вопросов, с которым обращаются пользователи на горячую линию ЕГАИС — отсутствие в системе сформированных накладных.

На практике может возникнуть ситуация, когда у продавца акцизная марка с проданного товара (алкогольной продукции) считывается, а у покупателя она не распознается. Такое происходит из-за того, что сканеры штрихкодов у контрагентов могут быть из разных ценовых категорий. В дорогостоящих моделях имеется функция распознавания поврежденных кодов, а в дешевых аналогах она отсутствует.

Также проблема в том, что на момент подключения необходимо будет внести остатки в магазине алкогольной продукции. Это достаточно трудоемкий процесс: каждую бутылку необходимо зафиксировать в системе вручную с помощью сканирования. [3].

Чтобы оценить предстоящую пользу от этого нововведения, давайте посмотрим на успехи уже внедрённых информационных программ по борьбе с нелегальным оборотом алкоголя.

Повышение акцизов, внедрение ЕГАИС для производителей — оптовиков, декларации, дублирующие друг друга от оптовиков и розницы, административная и уголовная ответственность за нелегальный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции и т. д. Вроде бы все шаги продуманы и взвешены. Тогда задаем себе вопросы: А почему ничего не получается? Почему Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка вынуждена разрабатывать все новые и новые законы, а толку как не было, так и нет? Почему увеличивается продажа контрафактной продукции? Почему резко возросла продажа сахара в стране?

На наш взгляд, ответ лежит на поверхности — Росалкогольрегулирование не может организовать работу на территории всей страны и предлагает только ужесточить работу легального бизнеса, делает ее более затратной, увеличивает количество надстройки над этим бизнесом, проводит замену легальных продавцов на нелегальных [4].

Практически вся Российская Федерация уже подключена к ЕГАИС в течение полугода, однако все еще возникают вопросы и сложности.

Таким образом, предприятиям следует детально изучить особенности внедрения информационной системы ЕГАИС, выбрать наиболее подходящие варианты подключения. К примеру, если на предприятии внедрена программа «1С», то и подключение к ЕГАИС будет удобно с использованием этой программы или программ, в которых используется электронная подпись для оформления деклараций на алкогольную продукцию и других отчетов, таких как, «СБИС», «Контур».

Литература:

  1. О ЕГАИС // ЕГАИС. URL: http://egais.com/oegais.html
  2. Торговля не готова подключиться к ЕГАИС // iP nalog. URL: http://ipnalog.ru/art/62830-torgovlya-ne-gotova-podklyuchitsya-k-egais
  3. ЕГАИС: первый опыт и первые трудности. // Контур.Алко. URL: http://konturalco.ru/stati/egais-pervyj-opyt-i-pervye-trudnosti
  4. ЕГАИС: что это такое и как работает? // FB.ru. URL: http://fb.ru/article/210265/egais-chto-eto-takoe-i-kak-rabotaet

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов