Библиографическое описание:

Матковская Э. С., Мануйло Н. М., Жарикова О. А. Внедрение ЕГАИС: проблемы и пути их решения для организаций розничной торговли алкогольной продукцией // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4.1. — С. 24-26.



В данной статье раскрываются организационные вопросывнедрения единой государственной автоматизированной информационной системы в розничную торговлю алкогольной продукцией. Выявляются преимущества и недостатки данной системы. Предлагаются пути решения проблем, связанных с внедрением информационной системы на практике.

Ключевые слова:единая государственная автоматизированная информационная система, розничная торговля, алкогольная продукция.

Согласно Федеральному закону № 171-ФЗ, с 1 января 2016 года все магазины и предприятия общественного питания должны подтверждать факт закупки алкогольной продукции с помощью системы единая государственная автоматизированная информационная система (далее — ЕГАИС), а с 1 июля 2016 года — факт продажи [1]. Для Республики Крым и Севастополя сроки сдвинули: подтверждение факта закупки с 1 июля 2016 года, факта продажи — с 1 января.

ЕГАИС предназначена для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции [2].

Множество авторов осветили проблемы внедрения ЕГАИС: Дробиз В., Черниговский М., Кузьменко В., Степанов В., Петров Д. и др.

Основная цель нововведения — сократить долю нелегального крепкого алкоголя, которая сегодня в России достигает 40–50 %. Так после оплаты товара на руках у клиента не только продукция, но и чек. С помощью которого любой покупатель, используя код и телефон, сможет убедиться в законности покупки и качестве продукции. Как результат, магазину будут больше доверять, ведь он на законных основаниях подтверждает качество и надежность своей продукции.

Впервые систему госрегулирования алкогольной продукции пытались внедрить в 2006 году. Однако тогда в силу слабой продуманности и реализации в сфере продажи спиртных напитков систему не смогли адаптировать. В 2013 году на крупных предприятиях вновь запустили работу ЕГАИС тестовом режиме. Однако и на данный момент существует множество проблем, как для предприятий-производителей, оптовых и розничных предприятий [3].

Приведем стандартный набор для ЕГАИС, если нет автоматизации или ваше оборудование не подходит к требованиям для ЕГАИС. Давайте посмотрим, что придется покупать всем, начиная от крупных оптовых сетей и заканчивая мелкими магазинчиками:

– Сканер 2D-кодов PDF417;

– Установленный программный модуль ЕГАИС;

– Кассовое ПО, совместимое с софтом ЕГАИС;

– Интернет соединение со скоростью не менее 256 кбит/с;

– Крипто-ключ со встроенным криптопровайдером PKI/ГОСТ;

– Усиленная квалифицированная электронная подпись.

Данный набор устанавливается на каждое подразделение. В среднем стоимость комплекта на одну торговую точку составляет 80000 рублей.

Таким образом, подключение довольно затратно. Многие мелкие магазины будут вынуждены отказаться от продажи спиртного. В структуре их доходов алкоголь занимает 30–40 %. Отказавшись от него, малый бизнес будет вынужден поднимать цены на продукты питания, цены на которые не регулируются государством.

Также проблема кроется в том, что для установки ЕГАИС необходим проводной интернет. У нас есть территории, где нет возможности подключения проводного интернета. А для ЕГАИС наличие интернета обязательно, причем именно проводного.

Для приема товара следует нанять отдельного сотрудника, который будет сканировать каждую закупленную бутылку, так как в случае, если мы примем товар, а в последствии, одна из бутылок окажется нелегальной, ответственность будет нести руководство магазина.

ЕГАИС является универсальной системой, работать с которой пользователь может через любую бухгалтерскую программу — «1С», «Axapta», «Сакура» и другие. Преимущество такого подхода в том, что налогоплательщикам не пришлось приобретать специальный программный продукт и вносить изменения в отработанный процесс ведения бухгалтерии.

Однако с этим связан и ряд сложностей, на которые жалуются сами организации. Проблема часто заключается в неправильных настройках систем учета пользователей, не проявлявшихся ранее, либо в неработоспособности некоторых модулей, которые прежде не были задействованы. Недостатки удалось обнаружить только после подключения к ЕГАИС.

Один из распространенных вопросов, с которым обращаются пользователи на горячую линию ЕГАИС — отсутствие в системе сформированных накладных.

На практике может возникнуть ситуация, когда у продавца акцизная марка с проданного товара (алкогольной продукции) считывается, а у покупателя она не распознается. Такое происходит из-за того, что сканеры штрихкодов у контрагентов могут быть из разных ценовых категорий. В дорогостоящих моделях имеется функция распознавания поврежденных кодов, а в дешевых аналогах она отсутствует.

Также проблема в том, что на момент подключения необходимо будет внести остатки в магазине алкогольной продукции. Это достаточно трудоемкий процесс: каждую бутылку необходимо зафиксировать в системе вручную с помощью сканирования. [3].

Чтобы оценить предстоящую пользу от этого нововведения, давайте посмотрим на успехи уже внедрённых информационных программ по борьбе с нелегальным оборотом алкоголя.

Повышение акцизов, внедрение ЕГАИС для производителей — оптовиков, декларации, дублирующие друг друга от оптовиков и розницы, административная и уголовная ответственность за нелегальный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции и т. д. Вроде бы все шаги продуманы и взвешены. Тогда задаем себе вопросы: А почему ничего не получается? Почему Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка вынуждена разрабатывать все новые и новые законы, а толку как не было, так и нет? Почему увеличивается продажа контрафактной продукции? Почему резко возросла продажа сахара в стране?

На наш взгляд, ответ лежит на поверхности — Росалкогольрегулирование не может организовать работу на территории всей страны и предлагает только ужесточить работу легального бизнеса, делает ее более затратной, увеличивает количество надстройки над этим бизнесом, проводит замену легальных продавцов на нелегальных [4].

Практически вся Российская Федерация уже подключена к ЕГАИС в течение полугода, однако все еще возникают вопросы и сложности.

Таким образом, предприятиям следует детально изучить особенности внедрения информационной системы ЕГАИС, выбрать наиболее подходящие варианты подключения. К примеру, если на предприятии внедрена программа «1С», то и подключение к ЕГАИС будет удобно с использованием этой программы или программ, в которых используется электронная подпись для оформления деклараций на алкогольную продукцию и других отчетов, таких как, «СБИС», «Контур».

Литература:

  1. О ЕГАИС // ЕГАИС. URL: http://egais.com/oegais.html
  2. Торговля не готова подключиться к ЕГАИС // iP nalog. URL: http://ipnalog.ru/art/62830-torgovlya-ne-gotova-podklyuchitsya-k-egais
  3. ЕГАИС: первый опыт и первые трудности. // Контур.Алко. URL: http://konturalco.ru/stati/egais-pervyj-opyt-i-pervye-trudnosti
  4. ЕГАИС: что это такое и как работает? // FB.ru. URL: http://fb.ru/article/210265/egais-chto-eto-takoe-i-kak-rabotaet
Основные термины: алкогольной продукции, государственная автоматизированная информационная, алкогольной продукцией, автоматизированная информационная система, информационной системы, закупки алкогольной продукции, торговлю алкогольной продукцией, госрегулирования алкогольной продукции, торговли алкогольной продукцией, магазине алкогольной продукции, работу ЕГАИС тестовом, проблемы внедрения ЕГАИС, спиртосодержащей продукции, ЕГАИС наличие интернета, ЕГАИС необходим проводной, информационной системы ЕГАИС, горячую линию ЕГАИС, нелегальный оборот алкогольной, Внедрение ЕГАИС, софтом ЕГАИС

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов