Библиографическое описание:

Варшавская Л. Н. Особенности оформления платежных поручений по переводу денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 143-145.

 

В статье рассмотрены сложные вопросы указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации и контроля банками значений реквизитов распоряжений, их допустимости и соответствия.

Ключевые слова: ГИС ГМП, уникальный идентификатор начисления, идентификатор сведений о физическом лице, статус составителя распоряжения о переводе.

 

Современные компьютерные технологии позволяют обрабатывать значительные объемы информации, затрачивая на это минимум времени. Однако при этом происходит существенное усложнение всех процессов подготовки данных и их проверки. Данное утверждение можно проиллюстрировать, рассмотрев особенности оформления платежных поручений по переводу денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Перечень и описание реквизитов платежного поручения представлены в Приложении 1 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств № 383-П., утвержденному Банком России 19.06.2012 г. Каждому из реквизитов присвоен определенный номер и указано его значение, за исключением реквизитов 101–109. Особенности указания информация в данных реквизитах определены Министерством финансов РФ в Приказе от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ». Одновременно нужно упомянуть еще один документ, который необходимо учитывать плательщикам при оформлении распоряжений по переводу денежных средств в бюджетную систему — Приказ Казначейства России от 30.11.2012 № 19н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах». Данный Приказ был издан во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (далее ГИС ГМП) предназначена для размещения и получения информации об уплате физическим и юридическими лицами платежей, которые являются источниками формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации. Предполагалось, что развитие ГИС ГМП позволит реализовать принцип «одного окна», при котором плательщики налогов, сборов таможенных и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации могут быть уверены, что получатели денежных средств не только получат перечисленные в их адрес денежные средства, но и будут располагать информацией, позволяющей идентифицировать их как плательщиков. На банки возложена двойная обязанность при приеме к исполнению распоряжений (платежных поручений) на осуществление перевода денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации: перечислить денежные средства по реквизитам, указанным в распоряжениях клиентов; направить информацию о перечисленных денежных средствах в ГИС ГМП.

До перевода денежных средств банк должен убедиться, что значения реквизитов, указанных в распоряжении, являются допустимыми и соответствуют требованиям Банка России и Министерства финансов. Из-за несогласованности действий и требований разных ведомств на практике у плательщиков бюджетных платежей возникают сложности при оформлении платежных поручений. Причем, при правильном заполнении реквизитов, предусмотренных Положением Банка России № 383-П, денежные средства будут зачислены на счета получателей, но в ГИС ГМП информация об этих платежах может не поступить. В результате, некоторые ведомства, например, ГИБДД, получив денежные средства на свой расчетный счет, не засчитывают их в счет выполнения плательщиком своих обязательств до момента отражения информации в ГИС ГМП.

Одним из наиболее непонятных для плательщика реквизитов является уникальный идентификатор начисления (далее УИН). Именно отсутствие УИН или сведений о плательщике в информации, передаваемой в ГИС ГМП банками и иными кредитными организациями, является одной из причин, по которой получатели денежных средств не могут идентифицировать отправителя платежа. С 28 марта 2016 года вступили в силу изменения в Приказ Министерства финансов 107н. В частности, требования о необходимости указания в платежном поручении сведений, идентифицирующих плательщика — физическое лицо, сформулированы следующим образом:

«Значение ИНН плательщика — физического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, может не указываться при условии указания в реквизите "108" распоряжения о переводе денежных средств идентификатора сведений о физическом лице или указания в реквизите «Код» распоряжения о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления в соответствии с установленными настоящим приказом Правилами. При отсутствии уникального идентификатора начисления составитель указывает в распоряжении о переводе денежных средств адрес регистрации по месту жительства плательщика — физического лица или адреса регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства). В случае отсутствия у плательщика — физического лица ИНН и уникального идентификатора начисления, указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физическом лице является обязательным» [3, c. 5].

С целью автоматизации контроля правильности указания реквизитов в платежных поручениях многие банки ввели с 28 марта требование об обязательности указания УИН в распоряжениях на уплату административных штрафов (платежи в адрес ГИБДД относятся именно к этой категории бюджетных платежей). Но как оказалось, не все ведомства указывают УИН в своих решениях и постановлениях об оплате штрафов за административные правонарушения, поэтому плательщики во многих случаях не имеют данных о значении данного реквизита. В результате уже 08 апреля 2016 г. Федеральная налоговая служба выпустила письмо № ЗН-4–1/6133@ «О нарушениях кредитными организациями положений приказа Минфина России», в котором напомнила, что указание уникального идентификатора начисления при заполнении реквизита «ИНН плательщика» — необязательно.

При платежах за оказание государственных и муниципальных услуг вызывает затруднение заполнение реквизита в поле платежного поручения 101 «Статус составителя». Дело в том, что статусы составителя, представленные в Приложении 5 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации, ориентированы на уплату налоговых, таможенных, страховых платежей и сборов и плохо подходят для плательщиков, которые вносят, к примеру, родительскую плату за детский сад или плату за обучение в учебном заведении. Между тем, указание статуса составителя влияет на указание в платежном поручении информации в других реквизитах.

Еще одна трудность связана с приемом банками бюджетных платежей через банкоматы и платежные терминалы. Как уже было сказано выше, для того, чтобы информация о платеже в бюджетную систему была передана в ГИС ГМП и позволила получателю денежных средств идентифицировать плательщика в платежном поручении физического лица обязательно должен быть указан хотя бы один из реквизитов — ИНН плательщика, уникальный идентификатор начисления или идентификатор сведений о физическом лице (в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей такая проблема не возникает, т. к. для них указание ИНН является обязательным). Идентификатор сведений о физическом лице указывается в зависимости от идентифицирующего это лицо документа. Министерство финансов выделяет 18 таких документов, в числе которых есть паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, справка об освобождении из мест лишения свободы, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС) и другие документы. Поскольку не все физические имеют ИНН, не все получатели бюджетных платежей указывают в своих требованиях уникальный идентификатор начисления, указание данных идентифицирующего документа является обязательным. Поэтому для отправки бюджетного платежа через банкомат или платежный терминал при себе тоже нужно иметь паспорт или иной документ, входящий в перечень документов, перечисленных в Приказе Министерства финансов № 107н.

Как видно из приведенных выше примеров, оформление обычного платежного поручения в случае, если получателем денежных средств является бюджетная организация, превращается в непростую задачу. Неслучайно сегодня в сети Интернет можно встретить много предложений по оказанию помощи в заполнении платежных поручений. Может, специалистам Банка России и Министерства финансов стоило бы проанализировать ситуацию и упростить правила заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации?

 

Литература:

 

  1. Письмо Федеральной налоговой службы от 08.04.2016 г. № ЗН-4–1/6133@ «О нарушениях кредитными организациями положений приказа Минфина России». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.2012 г. № 383-П. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Приказ Казначейства России от 30.11.2012 N 19н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов