Библиографическое описание:

Круговцова Е. В., Сапрыкина Т. В. Влияние бухгалтерского и налогового законодательства на развитие инвестиционного климата в России // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 3-5.



В статье рассмотрен вопрос о развитии инвестиционного климата в России, проведен анализ внешних и внутренних прямых инвестиций в Россию и за границу. Влияние бухгалтерского и налогового законодательства на развитие инвестиционного климата в России целесообразно рассматривать, анализируя ставки налогообложения для резидентов и нерезидентов, так как ставки налогообложения различны. Государственная политика Российской Федерации направлена на развитие инвестиционного климата в стране, чем обусловлено уменьшение налоговых ставок и льготный порядок налогообложения данной сферы экономических взаимоотношений.

Ключевые слова: бухгалтерское законодательство, налоговое законодательство, инвестиционный климат, инвестиции, меры налоговой политики.

Развитие инвестиционного климата России является на данной момент одной из первоочередных для организации внешнеэкономических связей России.

Целью исследования является изучение влияния бухгалтерского и налогового законодательства на развитие инвестиционного климата в России. Данной цели соответствует задача углубленного анализа законодательных актов Российской Федерации и международных стандартов, их влияния на формирование и улучшение инвестиционной среды нашей страны, определение направлений повышения привлекательности инвестиционного климата в России.

Инвестирование как отрасль деятельности хозяйствующих субъектов связана с высокими рисками частичной или полной потери вложенных материальных ценностей. Но, благодаря глубокому изучению особенностей и проблем данной отрасли есть возможность их определения. Данные особенности обуславливают бухгалтерская и налоговая законодательные базы и существующие положение России на мировом рынке. Инвестиционной климат России обусловлен многими факторами, к которым относятся эффективность экономики, уровень политического развития государства и его приоритетных направлений, доступность банковского кредитования, и, естественно влияние бухгалтерского и налогового законодательства.

В настоящее время в России проводится поддержания развития инвестиционного климата, изучаются способы привлечения инвестиций в экономику нашей страны, что само собой определяет актуальность работы.

Новизна данной работы состоит в определении особенностей налогообложение резидентов и нерезидентов РФ по направлениям инвестирования.

Основной методикой исследования является анализ налогового и бухгалтерского законодательства Российской Федерации и изучение международных стандартов учета в части инвестирования.

В минувшем 2015 году общий объем прямых иностранных инвестиций в мире вырос на 36 процентов по сравнению с предыдущим годом и составил 1, 7 триллионов долларов. В тоже время в России он сократился в 2,8 раза меньше, чем в 2014 году.Снизились в 2015 году и обязательства федеральных органов управления РФ перед нерезидентами по портфельным инвестициям — на $6,7 млрд — против снижения в 2014 году на $8,7 млрд.

В том числе в четвертом квартале 2015 года эти обязательства увеличились на $0,3 млрд после снижения в третьем квартале на $1,5 млрд. Во втором квартале они увеличились на $2,2 млрд после снижения в первом на $7,7 млрд. [4].

Причины такого снижения сумм инвестиций и увеличения обязательств, следующие:

Первая причина неблагоприятный инвестиционный климат, несмотря на предпринимаемые попытки его улучшить с помощью изменения бухгалтерского и налогового законодательства.

Вторая причина — медленное развитие российской промышленности. Зарубежные инвесторы не видят перспектив в этом секторе из-за высоких рисков потери вложенных активов.

Проанализируем динамику прямых инвестиций за 2012 — первые 3 квартала 2015 года за границу и в Россию (таблица).

Таблица 1

Динамика прямых внешних ивнутренних инвестиций России за 2012- первые 3 квартала 2015 года. [составлено по источнику5] (млн. долл. США)

Прямые инвестиции, в том числе:

Года

Относительное отклонение

2012

2013

2014

1–3 кв. 2015

2013г. к 2012г.

2014г.к 2013г.

2015г.к 2014г.

2015г.к 2012г.

За границу

48822

86507

56593

8117

177,19

65,19

14,39

16,63

В Россию

50588

69219

22891

52

136,83

33,07

0,23

0,10

Таким образом, государственная политика по поддержке инвестиционного климата находит свое отражение в 2013 году по отношению к 2012 году. Сумма прямых инвестиций в Россию увеличилась более чем на 36 процентов, но и увеличилась более чем на 77 процентов и сумма внешних инвестиций за границу. Далее наблюдается отрицательный прирост сумм прямых инвестиций и за рубеж и в Россию, что, по моему мнению, связано с понижением ценности нашей российской денежной единицы, а это дает инвестору сомнения в стабильности инвестиционных потоков России.

Конечная цель инвестирования — наращение капитала. Эту цель в первую очередь формируют критерии стабильности инвестиционных проектов и устойчивость бухгалтерского и налогового законодательства. Согласно анализу ряда иностранных специалистов налоговое законодательство России действует относительно недавно и нестабильно.

Инвестиционный климат представляет собой процесс создания положительных экономических, политических и социальных условий для привлечения капитала, определяющий степень привлекательности инвестиционного рынка.

Проанализируем налоговое законодательство России отношении налогообложения инвестиционных проектов.

Целесообразно исследовать налогообложение инвестиций по отраслям для резидентов и не резидентов России.

На данный момент в области инвестирования в недвижимость действует льготный порядок. Однако, не смотря на этот факт, объем иностранных инвестиций в недвижимость в России в 2015 году упал на 60 процентов по сравнению с 2014 годом. В 2015 году иностранные представители вложили в российскую недвижимость 540 миллионов долларов, примерно такая же сумма инвестиционных потоков в данную отрасль наблюдалась только в 2009 году.

Говоря об инвестициях в ценные бумаги, налоговая политика России также является привлекательной для инвесторов. Так, с 1 января 2015 года вступили в силу новые нормы федерального № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 закона «О рынке ценных бумаг» и Налогового кодекса, согласно которым в российское законодательство вводится понятие индивидуальный инвестиционный счет, по которому налогоплательщик сможет совершать операции с ценными бумагами и получать налоговые вычеты. Новые нормы предоставляют возможность управляющей компании открывать индивидуальный инвестиционный счет с максимальной суммой взноса от 400 тысяч рублей и минимальным сроком — три года. Однако налоговые нерезиденты лишены права получать налоговые вычеты.

Доход от продажи ценных бумаг облагается налоговой ставкой 13 %. Налоговая ставка 35 % устанавливается в отношении ряда доходов, в число которых входят процентные доходов по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 214.2 Налогового Кодекса России, суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ и прочих.

В отношении депозитов налоговое законодательство России предусматривает случаи уплаты налогов, если рублевая ставка по депозиту превышает ставку рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации более чем на 5 пунктов, то с этой разницы вкладчик обязан заплатить подоходный налог на депозит — 35 процентов — для резидентов РФ и 30 процентов — для нерезидентов, суммы дохода и по валютным вкладам, если процентная ставка по вкладу превышает 9 процентов годовых [2]

Правительство Российской федерации предпринимает меры по улучшению инвестиционного климата России, основные направления, которых:

1) упрощение миграционного режима;

2) сокращение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов;

3) оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре;

4) совершенствование таможенного администрирования, меры налоговой политики, направленной на стимулирование инвестиций в модернизацию и инновационное развитие экономики;

5) координация сопровождения инвестиций в российскую экономику и защиты прав инвесторов.

Таким образом, предпринимаются стимулирующие меры налоговой политики, такие как освобождение от налога на прибыль организаций при реализации ценных бумаг при сроке владения свыше 5 лет и размере владения не менее 10 процентов; освобождение от налога на прибыль организаций, оказывающих услуги в сфере образования и здравоохранения; освобождение от налога на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года.

Основными законами, регулирующие бухгалтерский учет в России являются Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету, гражданский кодекс РФ.

Для достижения цели развития инвестиционного климата в России необходимо устроить бухгалтерское законодательство в соответствии с нормами международных стандартов финансовой отчетности (далее МСФО). Согласно утвержденному приказу Министерства финансов от 25 ноября 2011 года № 160н нормы МСФО введены в действие международные стандарты финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации.

Понятие «Международных стандартов финансовой отчетности» обобщает несколько документов: концепция финансовой отчетности, стандарты (IFS,IFRS) и интерпретации стандартов (SIC,IFRIC). [1]

На пути адаптации норм МСФО в России сложились проблемы, связанные с тем, что международные стандарты составляются комитетом в Великобритании. Так как правовая база нашей страны меняется законодательством России, то с изменением международных стандартов — они должны будут приняты на территории Российской Федерации, что ставит России в полную зависимость от решений британского органа.

Еще одной проблема, связана с противоречиями бухгалтерского законодательства нормам МСФО: отчетность согласно МСФО отвечает интересам рыночной экономики, отчетность российских стандартов бухгалтерского учета четко определена и стандартизирована, а по международным стандартам финансовой отчетности — в каждом финансовом институте уникальна.

Но, не смотря на проблемы, связанные с внедрением норм МСФО, это позволит привлечь иностранный инвестиционный капитал на рынок России.

С 1 января 2015 года увеличился круг организаций, которые обязаны сдавать отчетность МСФО [3]. К таким организациям относятся кредитные организации, страховые организации, предприятия, ценные бумага которых допущены к организованным путем их включения в котировальный список. А с 2015 года включены негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, акционерные организации, перечень которых утвержден правительством, и акции которых находятся в федеральной собственности. Включение в список негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний призвано увеличить контроль над их деятельностью и усилить защиту неквалифицированных инвесторов.

Таким образом, в Российское бухгалтерское законодательство внедряются нормы МСФО, с помощью которых для иностранных инвесторов создается благоприятная почва для бизнеса.

Инвестиционный климат России определяется, прежде всего, экономическими условиями для капитала, но важное значение имеют социальные и политические условия, в которых действует инвестор. Безусловно, развитие инвестиционного климата страны это стратегическая задача, к решению которой Россия стремится, предпринимая меры стимулирующего характера для привлечения инвесторов.

Государство планирует развивать инвестиционную деятельность, совершенствуя экономику страны, принимая меры льготного характера налогообложения, совершенствуя бухгалтерское законодательство под международные стандарты финансовой отчетности. Влияние таких мер может определиться притоком инвестиций. Возможность такого притока высока, благодаря привлечению новых рынков, партнеров и инвесторов.

Литература:

  1. Международные стандарты финансовой отчетности и разъяснения к ним [Электронный ресурс]// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140000
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации: часть 2, статья 214, пункт 2 [Электронный ресурс]// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165
  3. Приказ Министерства финансов России от 08.06.2015 «О внесении изменений в указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н.
  4. Доклад о торговле и развитии ЮНКАРД от 6.10.2015:Приток инвестиций в страны с переходной экономикой резко сократился [Электронный ресурс]// — режим доступа: http://www.ictsd.org/bridges-news/мосты/news
  5. Динамика прямых инвестиций [Электронный ресурс]//Статистика банка России 2012–205 года. -Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов