Автор: Сироштан Людмила Александровна

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.

Библиографическое описание:

Сироштан Л. А. Взаимодействие школы и семьи в выборе профессионального пути подростка // Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 32-33.

Отсутствие осмысленной цели в жизни является одной из причин проявления в подростковом возрасте скуки, апатии, во внутренней пустоте. Этот феномен в последнее время усиливается и распространяется. То, что подросток стоит на пороге взрослой жизни, что он обращен в будущее, не требует доказательств. Однако общепризнанность этих утверждений сама по себе не решает чрезвычайно острой сегодня практической проблемы помощи нашим подросткам в поиске себя, определения своего места в мире, в той сложной ситуации, в которой мы все оказались. Минимальные знания подростков о мире профессий и не всегда объективная оценка своих возможностей и способностей может спровоцировать многие проблемы в будущем (профессиональные, личностные и т. д.). В связи с этим педагогам, воспитателям необходимо уделять особое внимание проблемам самопознанию, профориентации. Это особенно актуально на возрастном этапе 13–14 лет, так как в этом возрасте происходит активное становление личности.

Педагогу необходимо

-          расширять представление подростка о мире профессий,

-          помочь соотнести индивидуальные возможности ребенка с его предпочтениями,

-          изучить формирующуюся личность учащихся с целью выявления специальных способностей, склонностей, интересов и других качеств, важных для выбора профессий.

В отличие от многих других профессионалов (журналистов, TV комментаторов) педагоги и психологи работают как бы в двух временных планах:

-          план настоящего времени (реальные дети с их сегодняшними бедами и радостями)

-          план будущего времени (дети — как будущие граждане страны, как будущие жители Земли)

Известный психолог Давыдов В. В. не раз отмечал в своих выступлениях, что «педагоги должны быть впереди общества, поскольку дети — это будущее». Иными словами, пока еще политики, журналисты, экономисты не разобрались, как жить дальше, педагог-воспитатель уже реально должен что-то делать для ближайшего и отдаленного будущего.

Выбор профессионального пути. Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Взрослые люди — родители, педагоги, воспитатели, психологи много делают для того, чтобы помочь школьникам в выборе дела по душе, предостеречь их от возможных ошибок. При этом наиболее опытные взрослые понимают, что подрастающему поколению мало просто знать мир профессий. Необходимо знать себя, особенности своего характера и способности.

Первая психологическая теория профессионального выбора с позиции теории черт и факторов была разработана в 1909году Ф.Персонсом. Были сформулированы следующие положения:

-          каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;

-          профессиональная успешность и удовлетворенность профессий обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессий;

-          профессиональный выбор является, в сущности сознательным и рациональным процессом, в котором индивид определяет индивидуальные психологические или физиологические особенности и соотносит их с уже имеющимися требованиями различных профессий.

Главным основанием данного подхода является то, что проблемы профессионального выбора решаются «встречей» личностной структуры и структуры профессиональных требований, а задача профконсультации на основе тестирования осуществлять прогноз того, какая профессия принесет большую удовлетворенность и успешность.

Проблема профессиональной ориентации учащихся нашла широкое отражение в трудах А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого. В лекции «Методы воспитания» А. С. Макаренко решительно отстаивая права педагога активно вмешиваться «в движение характера» воспитуемого и постоянно корректировать его профессиональные устремления. Для каждого школьника неправильный выбор профессии, не соответствующий его психофизическим особенностям, интересам и склонностям, приводит к моральной неудовлетворенности, потере активности. Назрела необходимость совместной работы воспитателя, педагогов, психологов.

Сущность любого воспитания (эстетического, нравственного, трудового) составляет возможность сознательно формировать психику человека, его отношения, установки, поведение. В процессе трудового обучения у учащихся появилась возможность попробовать себя в общественно-значимом виде деятельности. В связи с этим изменяются содержание и формы взаимоотношений педагога с детьми.

Свобода профессионального самоопределения учащихся предполагает педагогическое руководство, выражающееся в непосредственном влиянии на выбор учащихся профессии на основе изучаемой личности. Какие же существуют принципы профессиональной ориентации школьников?

-          Принцип сознательности. Сознательность предопределяет хорошее знание профессии: что человек должен знать и уметь по данной профессии;

-          Принцип свободы выбора профессии с учетом потребностей своих индивидуально-психологических возможностей, а также состояния здоровья.

Соблюдение в профориентации данных принципов — способствует правильному выбору молодежи своей профессии. Диагностические и воспитательные аспекты в организации профориентации должны осуществляться в тесном единстве и взаимообусловленности.

После изучения профессиональных интересов, склонностей, особенностей, направленности, мотивов выбора профессии разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии.

Профориентация должна решать проблемы не только «кем быть», но и «каким быть». В школе организация профориентационной работы принадлежит особо важное место, ведь именно она обладает возможностью длительного систематического воздействия на учащихся в нужном направлении.

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами проведения ее — встречи с представителями разных профессий, тематические вечера «Защита профессий», экскурсии на предприятия, ВУЗы. Значительное место в этой работе занимают беседы. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с одной какой-то профессией, вопросам значимости правильного выбора их для человека. Под профессиональным отбором понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого — выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социальной пригодности претендентов на обучение и последующую работу.

Выбор подростков будущей профессии в значительной степени зависит от позиции родителей. Как показывает практика, многие родители не могут дать детям информацию, относительно той профессии, которую выбрал их ребенок. В этом вопросе важно сотрудничество семьи и школы. Основными направлениями сотрудничества являются расширение кругозора по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения, привлечению родителей к активному участию в профориентационной работе.

Развертывание массовой работы среди родителей по оказанию помощи в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии способствует более глубокому пониманию ими своей ответственности за судьбу детей, формированию более внимательного отношения к интересам, склонностям, способностям подростков, укреплению контактов между семьей и школой, выработке единой линии в воспитании.

Правильный выбор профессии — необходимое условие профессионального и социального роста личности. Важнейшей задачей школы и семьи является подготовка учащихся к жизни, правильному, осознанному выбору жизненного пути.

 

Литература:

 

1.                  Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников М., 1988.

2.                  Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников. М, 1990.

3.                  Киреев В. И. Профессиональная ориентация учащихся.М.1990.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов