Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Завражнов В. В., Романова Г. А. Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 590-592. — URL https://moluch.ru/archive/130/36252/ (дата обращения: 15.10.2018).



Проблема подготовки квалифицированных кадров всегда находилась в центре внимания психолого-педагогических исследований, однако, в условиях перехода к новым стандартам образования была поставлена задача обеспечить оптимальный уровень подготовленности выпускников школ к выбору профессиональной деятельности. При этом постоянное развитие рынка труда не позволяет отследить все изменения в мире профессий и учесть их при подготовке образовательных программ.

В связи с этим старшеклассники чаще всего вынуждены решать вопрос выбора профессии самостоятельно. Основную помощь в данном случае оказывает ближайшее окружение старшеклассника — его родители. Однако в этом случае нередко нельзя избежать проблем во взаимодействии старшеклассников и их родителей. Установка родителей на доминирование в отношениях с детьми приводит к конфликтам и ошибкам при выборе профессии.

Еще одна проблема при выборе профессии в старшем школьном возрасте заключается в том, что работа по развитию взаимодействия родителей и старшеклассников при выборе профессии проводится недостаточно. В центре внимания педагогического коллектива школы оказывается проблема итоговой аттестации старшеклассников и обеспечение преемственности между системой школьного и последующего образования.

Исследование проблем взаимодействия родителей и старшеклассников при выборе профессии осуществлялось в трудах Б. Г. Ананьева, Е. А. Климова, К. К. Платонова, М. Х. Титмы, Н. Р. Битяновой, И. В. Дубровиной, Д. И. Фельдштейна и мн. других.

Одна из основных проблем, возникающая у старшеклассников при совершении важных жизненных выборов, это проблема взаимоотношений с родителями, так как данный возраст — это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. По этой причине возникают многочисленные противоречия в отношения, а ранее скрытые проблемы обнаруживаются с особенной силой.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения со старшеклассниками, причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создавать весьма непростую, конфликтную ситуацию взаимодействия [1].

Можно выделить следующие условия неблагополучия во взаимодействии родителей и старшеклассников: разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Данные условия провоцируют следующие виды конфликтов: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего любой ценой) [2].

Взаимодействие родителей и старшеклассников на этапе выбора профессии определяется взрослением детей и ростом их самостоятельности. Основная проблема на данном этапе связана с нежеланием родителей признать это взросление и принять его. Это выражается в крайних вариантах, либо в стремлении полной регламентации всей жизни ребенка, либо в отстранении от него. Вместе с тем потребность старшеклассников во взаимодействии с родителями сохраняется на высоком уровне. Меняется только содержание такого взаимодействия — родители начинают приобретать статус близкого друга, а отношения с ними старшеклассники стремятся стоить на основе партнерства. Оптимальным является такой стиль взаимодействия, при котором родители прислушиваются к мнению ребенка и учитывают его самостоятельность в вопросах жизненного самоопределения [4].

В ходе выбора профессии родители и старшеклассники оказываются в равных условиях, что связано с недостаточной информированностью о профессиях и незнанием собственных возможностей. Данные исследований социологов и психологов, показывают, что родители влияют на выбор профессии ребенком как явным, так и неявным образом. Так, например, согласно опросам старшеклассников (учащихся 9–11-классов) 78 % городских и 84 % сельских ребят одним из источников информации о своей будущей профессии называют родителей, родственников, взрослых знакомых. Однако, как показывает практика, большинство родителей знает мир профессий ненамного лучше своих детей или имеет устаревшие представления о профессиях. Да и в профессиональных возможностях своих детей родители ориентируются довольно слабо.

Взаимодействие родителей и старшеклассников часто строится с точки зрения взрослых, поскольку родители стараются решить вопрос профессионального самоопределения вместо ребенка, так как считают его еще недостаточно опытным. Кроме ошибок связанных с излишней категоричностью родителей, выбор профессии нередко подменяется выбором престижного учебного заведения. Результатом противоречий во взаимодействии родителей и старшеклассников может стать конфликт интересов, иногда отложенный на длительное время, пока неудачи в выборе профессии не буду осознаны детьми. Но даже в том случае, если старшеклассники и родители достигают согласия, они могут совершать ошибки обусловленные представлениями о фатальности выбора, престижности профессии, ориентацией на мнение ближайшего окружения [4].

Оказание помощи старшеклассникам и их родителям происходит в ходе профессиональной консультации, которая направлена на оказание психологической помощи людям в профессиональном самоопределении [3]. Выделяют несколько типов профконсультирования: диагностический подход, воспитательная концепция, развивающая консультация. Направления организации профконсультационной помощи старшеклассникам: справочно-информационное направление и организационно-управленческий подход. Как организатор помощи самоопределяющейся личности педагог-психолог может рассматриваться как: посредник между старшеклассником и миром профессий; посредник между человеком и конкретной организацией; посредник между человеком и определенной социально-профессиональной группой; посредник между человеком и конкретной государственно-административной системой; посредник между человеком и всей культурой. Во взаимодействии педагога-психолога с семьей самоопределяющегося старшеклассника сразу важно обозначить, что вообще понимается под взаимодействием. Это не просто общие разговоры, а реальное решение конкретных задач, которое обеспечивает достижение намеченной цели, то есть профессионального выбора старшеклассника. Квалифицированная помощь заключается в том, что педагог-психолог помогает старшекласснику определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути [4].

Учитывая особенности изучаемой проблемы, было проведено исследование профессионального выбора старшеклассников. Диагностика показала, что большинство испытуемых имеет серьезные проблемы в выборе профессии. Основным мотивом выбора профессии было мнение ближайшего окружения или внешние, несущественные характеристики выбираемой профессии. Наиболее предпочтительными у старшеклассников оказывались профессии типа «человек-человек» и «человек-техника». Однако требования данных профессий учащимся были известны не всегда. Более всего среди испытуемых распространен тип личности, предполагающий работу с людьми. При этом профессии, требующие повышенного внимания, высокой ответственности и творческого подхода, не отвечают складу характера большинства испытуемых.

Разработка программы психолого-педагогической помощи родителям и старшеклассникам проводились с учетом результатов проведенной диагностики. Программа нацелена на переориентацию старшеклассников с внешних факторов профессионального выбора на собственную внутреннюю позицию. Данная программа предполагает ориентацию на целостное развитие личности старшеклассника, учет зоны его ближайшего развития, изменение системы значимых отношений и активность всех субъектов профессионального выбора. Мероприятия программы проводятся не только со старшеклассниками, находящимися в ситуации профессионального выбора, но и с их родителями. При проведении занятий со старшеклассниками особое внимание уделяется тем из них, которые показали низкие результаты при проведении диагностики.

Предложенная программа реализуется в 2 этапа. На первом этапе ее реализации проводится беседа с родителями, направленная на их ознакомление с результатами диагностики и обсуждение особенностей выбора профессии их детьми. В ходе этой беседы задача педагога-психолога заключается в том, что помочь родителям понять важность профессионального выбора для будущей жизни их детей. Вторая часть программы проводится со старшеклассниками. Занятия направлены на то, чтобы помочь детям в осознании собственных качеств. В процессе проведения упражнений участники знакомятся с требованиями различных профессий, развивают собственную позицию в отношении профессионального выбора и учатся ее аргументировать.

Таким образом, взаимодействие родителей и старшеклассников на этапе выбора профессии определяется взрослением детей и ростом их самостоятельности. Основная проблема на данном этапе связана с нежеланием родителей признать это взросление и принять его. Оказание помощи старшеклассникам и их родителям происходит в ходе профессиональной консультации, которая направлена на оказание психологической помощи людям в профессиональном самоопределении. Выделяют несколько типов профконсультирования: диагностический подход, воспитательная концепция, развивающая консультация. В результате диагностического исследования выявлено, что большинство испытуемых имеет серьезные проблемы в выборе профессии. Основным мотивом выбора профессии было мнение ближайшего окружения или внешние, несущественные характеристики выбираемой профессии. Результаты диагностики способствовали разработке программы. Данная программа нацелена на переориентацию старшеклассников с внешних факторов профессионального выбора на собственную внутреннюю позицию. Программа предполагает ориентацию на целостное развитие личности старшеклассника, учет зоны его ближайшего развития, изменение системы значимых отношений и активность всех субъектов профессионального выбора.

Литература:

  1. Дубровина, И. В. Об индивидуальных особенностях школьника. [Текст] / И. В. Дубровина — М.: Наука, 1989. — 180 с.
  2. Мудрик, А. В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. [Текст] / А. В. Мудрик — М.: МПСИ, 1996. — 165 с.
  3. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. Дубровиной И. В. — М. 2007. — 470 с.
  4. Черникова, Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников. [Текст] / Т. В. Черникова — М.: Глобус, 2006. — 328 с.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, старшеклассник, родитель, профессиональный выбор, взаимодействие родителей, ребенок, профессиональное самоопределение, проблема, мир профессий, ближайшее окружение.


Похожие статьи

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период...

Статья посвящена изучению взаимодействия родителей со старшеклассниками в период профессионального самоопределения, также в ней представлены результаты теоретического и эмпирического исследования по данной проблеме.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь, жизненный опыт, жизненное самоопределение...

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность...

Трудности профессионального самоопределения подростков

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст.

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность, глубокая профессиональная...

Взаимодействие школы и семьи в выборе профессионального...

мир профессий, профессиональный выбор, ребенок, профессия, проблема, возможность, педагог, подготовка учащихся, профориентационная работа.

Формирование интереса у младших школьников к миру...

Что касается младших школьников, выбор профессии связан со стремлением ребенка участвовать в жизни взрослых и обычно выступает как ролевая игра

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

Понятие профессионального выбора в современных...

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Выбор профессии обуславливается индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период...

Статья посвящена изучению взаимодействия родителей со старшеклассниками в период профессионального самоопределения, также в ней представлены результаты теоретического и эмпирического исследования по данной проблеме.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь, жизненный опыт, жизненное самоопределение...

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность...

Трудности профессионального самоопределения подростков

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст.

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность, глубокая профессиональная...

Взаимодействие школы и семьи в выборе профессионального...

мир профессий, профессиональный выбор, ребенок, профессия, проблема, возможность, педагог, подготовка учащихся, профориентационная работа.

Формирование интереса у младших школьников к миру...

Что касается младших школьников, выбор профессии связан со стремлением ребенка участвовать в жизни взрослых и обычно выступает как ролевая игра

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

Понятие профессионального выбора в современных...

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Выбор профессии обуславливается индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема.

Задать вопрос