Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Завражнов В. В., Романова Г. А. Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 590-592. — URL https://moluch.ru/archive/130/36252/ (дата обращения: 27.05.2018).



Проблема подготовки квалифицированных кадров всегда находилась в центре внимания психолого-педагогических исследований, однако, в условиях перехода к новым стандартам образования была поставлена задача обеспечить оптимальный уровень подготовленности выпускников школ к выбору профессиональной деятельности. При этом постоянное развитие рынка труда не позволяет отследить все изменения в мире профессий и учесть их при подготовке образовательных программ.

В связи с этим старшеклассники чаще всего вынуждены решать вопрос выбора профессии самостоятельно. Основную помощь в данном случае оказывает ближайшее окружение старшеклассника — его родители. Однако в этом случае нередко нельзя избежать проблем во взаимодействии старшеклассников и их родителей. Установка родителей на доминирование в отношениях с детьми приводит к конфликтам и ошибкам при выборе профессии.

Еще одна проблема при выборе профессии в старшем школьном возрасте заключается в том, что работа по развитию взаимодействия родителей и старшеклассников при выборе профессии проводится недостаточно. В центре внимания педагогического коллектива школы оказывается проблема итоговой аттестации старшеклассников и обеспечение преемственности между системой школьного и последующего образования.

Исследование проблем взаимодействия родителей и старшеклассников при выборе профессии осуществлялось в трудах Б. Г. Ананьева, Е. А. Климова, К. К. Платонова, М. Х. Титмы, Н. Р. Битяновой, И. В. Дубровиной, Д. И. Фельдштейна и мн. других.

Одна из основных проблем, возникающая у старшеклассников при совершении важных жизненных выборов, это проблема взаимоотношений с родителями, так как данный возраст — это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. По этой причине возникают многочисленные противоречия в отношения, а ранее скрытые проблемы обнаруживаются с особенной силой.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения со старшеклассниками, причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создавать весьма непростую, конфликтную ситуацию взаимодействия [1].

Можно выделить следующие условия неблагополучия во взаимодействии родителей и старшеклассников: разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Данные условия провоцируют следующие виды конфликтов: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего любой ценой) [2].

Взаимодействие родителей и старшеклассников на этапе выбора профессии определяется взрослением детей и ростом их самостоятельности. Основная проблема на данном этапе связана с нежеланием родителей признать это взросление и принять его. Это выражается в крайних вариантах, либо в стремлении полной регламентации всей жизни ребенка, либо в отстранении от него. Вместе с тем потребность старшеклассников во взаимодействии с родителями сохраняется на высоком уровне. Меняется только содержание такого взаимодействия — родители начинают приобретать статус близкого друга, а отношения с ними старшеклассники стремятся стоить на основе партнерства. Оптимальным является такой стиль взаимодействия, при котором родители прислушиваются к мнению ребенка и учитывают его самостоятельность в вопросах жизненного самоопределения [4].

В ходе выбора профессии родители и старшеклассники оказываются в равных условиях, что связано с недостаточной информированностью о профессиях и незнанием собственных возможностей. Данные исследований социологов и психологов, показывают, что родители влияют на выбор профессии ребенком как явным, так и неявным образом. Так, например, согласно опросам старшеклассников (учащихся 9–11-классов) 78 % городских и 84 % сельских ребят одним из источников информации о своей будущей профессии называют родителей, родственников, взрослых знакомых. Однако, как показывает практика, большинство родителей знает мир профессий ненамного лучше своих детей или имеет устаревшие представления о профессиях. Да и в профессиональных возможностях своих детей родители ориентируются довольно слабо.

Взаимодействие родителей и старшеклассников часто строится с точки зрения взрослых, поскольку родители стараются решить вопрос профессионального самоопределения вместо ребенка, так как считают его еще недостаточно опытным. Кроме ошибок связанных с излишней категоричностью родителей, выбор профессии нередко подменяется выбором престижного учебного заведения. Результатом противоречий во взаимодействии родителей и старшеклассников может стать конфликт интересов, иногда отложенный на длительное время, пока неудачи в выборе профессии не буду осознаны детьми. Но даже в том случае, если старшеклассники и родители достигают согласия, они могут совершать ошибки обусловленные представлениями о фатальности выбора, престижности профессии, ориентацией на мнение ближайшего окружения [4].

Оказание помощи старшеклассникам и их родителям происходит в ходе профессиональной консультации, которая направлена на оказание психологической помощи людям в профессиональном самоопределении [3]. Выделяют несколько типов профконсультирования: диагностический подход, воспитательная концепция, развивающая консультация. Направления организации профконсультационной помощи старшеклассникам: справочно-информационное направление и организационно-управленческий подход. Как организатор помощи самоопределяющейся личности педагог-психолог может рассматриваться как: посредник между старшеклассником и миром профессий; посредник между человеком и конкретной организацией; посредник между человеком и определенной социально-профессиональной группой; посредник между человеком и конкретной государственно-административной системой; посредник между человеком и всей культурой. Во взаимодействии педагога-психолога с семьей самоопределяющегося старшеклассника сразу важно обозначить, что вообще понимается под взаимодействием. Это не просто общие разговоры, а реальное решение конкретных задач, которое обеспечивает достижение намеченной цели, то есть профессионального выбора старшеклассника. Квалифицированная помощь заключается в том, что педагог-психолог помогает старшекласснику определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути [4].

Учитывая особенности изучаемой проблемы, было проведено исследование профессионального выбора старшеклассников. Диагностика показала, что большинство испытуемых имеет серьезные проблемы в выборе профессии. Основным мотивом выбора профессии было мнение ближайшего окружения или внешние, несущественные характеристики выбираемой профессии. Наиболее предпочтительными у старшеклассников оказывались профессии типа «человек-человек» и «человек-техника». Однако требования данных профессий учащимся были известны не всегда. Более всего среди испытуемых распространен тип личности, предполагающий работу с людьми. При этом профессии, требующие повышенного внимания, высокой ответственности и творческого подхода, не отвечают складу характера большинства испытуемых.

Разработка программы психолого-педагогической помощи родителям и старшеклассникам проводились с учетом результатов проведенной диагностики. Программа нацелена на переориентацию старшеклассников с внешних факторов профессионального выбора на собственную внутреннюю позицию. Данная программа предполагает ориентацию на целостное развитие личности старшеклассника, учет зоны его ближайшего развития, изменение системы значимых отношений и активность всех субъектов профессионального выбора. Мероприятия программы проводятся не только со старшеклассниками, находящимися в ситуации профессионального выбора, но и с их родителями. При проведении занятий со старшеклассниками особое внимание уделяется тем из них, которые показали низкие результаты при проведении диагностики.

Предложенная программа реализуется в 2 этапа. На первом этапе ее реализации проводится беседа с родителями, направленная на их ознакомление с результатами диагностики и обсуждение особенностей выбора профессии их детьми. В ходе этой беседы задача педагога-психолога заключается в том, что помочь родителям понять важность профессионального выбора для будущей жизни их детей. Вторая часть программы проводится со старшеклассниками. Занятия направлены на то, чтобы помочь детям в осознании собственных качеств. В процессе проведения упражнений участники знакомятся с требованиями различных профессий, развивают собственную позицию в отношении профессионального выбора и учатся ее аргументировать.

Таким образом, взаимодействие родителей и старшеклассников на этапе выбора профессии определяется взрослением детей и ростом их самостоятельности. Основная проблема на данном этапе связана с нежеланием родителей признать это взросление и принять его. Оказание помощи старшеклассникам и их родителям происходит в ходе профессиональной консультации, которая направлена на оказание психологической помощи людям в профессиональном самоопределении. Выделяют несколько типов профконсультирования: диагностический подход, воспитательная концепция, развивающая консультация. В результате диагностического исследования выявлено, что большинство испытуемых имеет серьезные проблемы в выборе профессии. Основным мотивом выбора профессии было мнение ближайшего окружения или внешние, несущественные характеристики выбираемой профессии. Результаты диагностики способствовали разработке программы. Данная программа нацелена на переориентацию старшеклассников с внешних факторов профессионального выбора на собственную внутреннюю позицию. Программа предполагает ориентацию на целостное развитие личности старшеклассника, учет зоны его ближайшего развития, изменение системы значимых отношений и активность всех субъектов профессионального выбора.

Литература:

  1. Дубровина, И. В. Об индивидуальных особенностях школьника. [Текст] / И. В. Дубровина — М.: Наука, 1989. — 180 с.
  2. Мудрик, А. В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. [Текст] / А. В. Мудрик — М.: МПСИ, 1996. — 165 с.
  3. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. Дубровиной И. В. — М. 2007. — 470 с.
  4. Черникова, Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников. [Текст] / Т. В. Черникова — М.: Глобус, 2006. — 328 с.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, старшеклассник, родитель, профессиональный выбор, взаимодействие родителей, ребенок, профессиональное самоопределение, проблема, мир профессий, ближайшее окружение.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос