Библиографическое описание:

Тришанина А. С. Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное условие психолого-педагогического сопровождения развития ребенка // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 19-21.

Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является создание наилучших условий для реализации потенциальных возможностей воспитанников.

На ступени дошкольного образования нет требований к результатам освоения программы и выпускнику. Но в ФГОС выделяется раздел «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования». В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, на норму, но не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок логопедической группы.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции, прежде всего, направлена на преодоление несоответствия между тем, какой уровень задает образовательная программа, и реальными возможностями каждого воспитанника, исходя из его особенностей.

Индивидуальный подход является важным психолого-педагогический принципом, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей. [1]

Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями.

Одним из решений задачи дошкольного образовательного учреждения, о которой говорилось выше, является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

А выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности, возможно благодаря мониторингу развития ребенка.

Индивидуальный маршрут ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т. В. Волосовец, Т. Н. Гусева, Л. М. Шипицына и другие): [4]

-        принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.

-        принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка. [3]

-        принцип отказа от усредненного нормирования, т. е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

-        принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.

-        принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

-        принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребенка.

Этапы работы по индивидуальному маршруту развития ребенка: [2; с. 115–118]

I этап — Подготовительный.

II этап — Комплексной диагностики. (мониторинг)

III этап — Разработка индивидуального образовательного маршрута.

IV этап — Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

V этап — Промежуточный мониторинг.

VI этап — Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

VII этап — Итоговый мониторинг.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) должен иметь цель, которая ориентирована на освоение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка. [5; с. 26–31]

Необходимо обозначать временные отрезки, на которые составляется индивидуальный маршрут. Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

Составляется введение, где объясняется, для чего составляется маршрут, почему данный ребенок нуждается в индивидуальной поддержке, и кто эту поддержку будет осуществлять.

Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Наряду с диагностикой в процессе реализации маршрута проводится мониторинг в работе с дошкольниками — это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Необходима коррекционная работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками.

По истечению определённого времени необходимо проводить корректировку. Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий, V этап работы по индивидуальному маршруту развития ребенка.

Оценка готовности педагогов к работе с ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и желание ему помочь.

Необходимо получить согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.

Реализация индивидуального образовательного маршрута может проходить по трем формам: фронтальная работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа.

МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово первый год принял решение самостоятельно составлять индивидуальные образовательные маршруты, таким образом, на начало 2014–2015 учебного года каждый обучающийся имеет свой индивидуальный образовательный маршрут.

В настоящее время находятся на стадии разработки механизмы и технологии работы с индивидуальными маршрутами обучающихся. Сегодня актуализировано решение проблемы организации и построения образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка в условиях ФГОС ДО. [6]

На основании мониторинга, у каждого воспитанника ДОУ можно проследить слабо развитые интегративные качества. По одному критерию будет несколько «отстающих», на основании этого можно составить карту индивидуальных маршрутов воспитанников группы.

Таблица 1

Пример карты мониторинга интегративных качеств

Фамилии, имена воспитанников группы

Критерии мониторинга интегративных качеств воспитанников

Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения.

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений.

Способность к волевому усилию.

Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Самоконтроль.

В. Виктор

 

 

Х

 

З. Татьяна

Х

Х

Х

 

К. Михаил

 

Х

 

 

М. Дмитрий

Х

 

 

 

Н. Сергей

Х

Х

 

 

П. Данила

 

Х

 

Х

Р.Гордей

 

 

 

 

С.Роман

 

 

 

 

С.Денис

 

 

 

 

С. Денис

Х

Х

 

Х

С. Алена

 

 

 

 

С. Михаил

Х

 

Х

 

Р. Петр

Х

 

 

Х

Ф.Роман

 

 

 

 

 

Затем, после составления карты, подбираются комплексы упражнений, игр, бесед и др. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника — игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает проектная деятельность, в которой происходит интеграция специалистов, и реализуются индивидуальные качества каждого ребенка.

После заключительного мониторинга, по результатам наблюдений заполняется та же таблица.

Эффективная реализация маршрута позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС ДО является обязательным условием психолого-педагогического сопровождения развития индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качеств.

 

Литература:

 

  1. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
  2. Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы: материалы II международной научно-практической конференции 10–11 ноября 2013 года. — Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013–160 с.
  3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. — СПб.:«Речь», 2005
  4. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: Методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2010.
  5. Соловьева, С. В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методические рекомендации / С. В. Соловьева. — Екатеринбург: ИРО, 2011. с.-140.
  6. Штепина И. С. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся: алгоритм создания на примере МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» [Текст] / И. С. Штепина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 164

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов