Автор: Вазлеев Владимир Андреевич

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Вазлеев В. А. Патриотическое воспитание в кадетских корпусах // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. На данном этапе развития России как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание детей в духе патриотизма, любви к Отечеству, к истории родного края. Именно поэтому воспитание патриотизма является важнейшим направлением воспитательной работы.

Патриотизмэто любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Структура патриотического воспитания представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура патриотического воспитания

Патриотизм как высшее проявление любви к Родине и готовность жертвования во имя ее блага не возникает сам по себе, а является результатом целенаправленной деятельности семьи, школы и других воспитательных институтов. Крайне велика в его формировании и роль государства, организующего деятельность этих институтов и создающего благоприятные для развития патриотических качеств условия.

Патриотическое и гражданское воспитание сегодня — это социальная потребность нашего общества. Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания Российской молодежи. Ведь именно с воспитанием патриотизма подрастающего поколения, связана надежда на возрождение величия Российского государства.

Одним из направлений патриотического воспитания является кадетское движение. Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и гражданско-патриотической работе. Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности. Для плодотворного выполнения школой этой великой задачи нужна «единая, вполне определенная и твердая программа патриотического воспитания школьной молодежи, которая могла помочь «в полной мере выполнить наш долг и спокойно взглянуть в глаза будущему» [1] Обстановка в кадетских корпусах настраивает ребенка на тесное общение с Родиной, с ее культурными, историческими и военными образами и тем самым пробуждала в сердцах их любовь к Родине: «Познание России в кадетских корпусах начиналось с ознакомления с географией и историей родного края». [1] Кадеты детально знакомятся с географией Родины, начиная с родной местности, вычерчивают карты, изготовляют рельефы отдельных областей и всей России и подробно знакомятся с физической, политической и экономической жизнью.Преподавание истории, географии и рисования ведется по программам, учитывающим это ознакомление, и привлекает кадет к самостоятельной деятельности. На уроках изобразительного искусства кадеты воспроизводят родные черты и образы, начиная с окрестностей корпуса. Воспитанию идей патриотизма способствуют уроки русского языка и словесности. Немалую пользу в деле патриотического воспитания приносит издание кадетских журналов: «Работая на пользу родного корпуса, родной школы, кадеты …готовятся к самостоятельной и живой работе на пользу Родины» [1]В дни корпусных праздников в корпусах проводится ряд патриотических актов: кадеты участвуют в параде, видя перед собою свою святыню — знамя. В годовщины знаменательных событий в кадетских корпусах устраиваются лекции, чтения и спектакли, оставляющие в умах и сердцах воспитанников яркий след. В годовщины смерти выдающихся полководцев, писателей, государственных и общественных деятелей в корпусах читаются биографии этих лиц, устраиваются литературные утра и вечера, проводятся чествования их с возложением венков к портретам и бюстам. Воспитанники посещают исторические достопримечательности города: музеи и поля сражений, совершают паломничества к братским могилам, знакомятся с памятниками, с военною средою города, обращая «главное внимание на те войсковые части, которые имеют за собой продолжительное и славное боевое прошлое…, чьи знамена… оказались увенчанными ореолам мужества и славы». [1] Пение является фактором пробуждения, развития и укрепления патриотического чувства. Кадеты знакомятся с историей русской музыки и пения, разучивают песни, знакомятся с краткой биографией их авторов.

Важное место в деле патриотического воспитания кадет занимает воспитание уважительного отношения к русской армии, к солдату и офицеру, «безмолвным и терпеливым труженикам и страдальцам за родную землю». Воспитывая в своих учениках уважение к армии, учебно-воспитательный персонал кадетского корпуса руководствуется мудрыми заветами полководцев; традициями нашей славной, испытанной армии и словами инструкции: «все доступные воспитательные средства, все способы непосредственного воздействия наставников на их питомцев» должны «возбуждать в каждом из них живой интерес к военному делу и к славе русского оружия, глубокое уважение к воинской доблести и признательную память о боевых подвигах соотчичей, искреннее сознание святости присяги и благородную готовность приносить себя в жертву Родине…» [1] Такое убеждение прививается кадетам систематически. Основной целью патриотического воспитания и всего педагогического процесса на начальном этапе обучения в кадетском корпусе согласно программе содержания и воспитания обучающихся (кадетов) «Честь имею!» [2] является содействие успешному протеканию процесса адаптации обучающихся к обучению в корпусе, формированию у них уважения к нормам и ценностям жизни кадет. Из данной цели вытекают определенные задачи и формы гражданско-патриотического воспитания кадет на начальном этапе обучения школах-интернатах. Задачи и формы воспитательной работы в кадетской школе-интернате на начальном этапе обучения кадет подразумевают социально-психологическую адаптацию личности к новым условиям и формирование кадетской сплоченности. Такая специфика объясняется тем, что без чувства принадлежности к группе, и чувства взаимного уважения невозможно формирование патриотических чувств и системы ценностей офицера страны.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания кадет. Социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами кадетского корпуса. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Всё это учитывают педагоги кадетского корпуса в процессе воспитания кадет. Большое внимание в работе с кадетами уделяется гражданско-патриотической работе. Воспитательная система представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности. Особое внимание в кадетских корпусах уделяется преемственности поколений, развитию и формированию чувств патриотизма, воспитанию активной личности, обладающей политической культурой и мышлением, а также подготовке подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах РФ, в политических и дипломатических сферах, на военном и гражданском поприще. Основными формами работы по патриотическому воспитанию с кадетами являются: индивидуальные беседы, коллективные беседы, лекции, доклады, собрания и совещания, митинги, диспуты, викторины, конференции, круглые столы, экскурсии, экодесанты по уборке территорий мемориалов и памятников, дни открытых дверей, встречи с ветеранами, военнослужащими, общественными деятелями, вовлечение в работу кружков и секций дополнительного образования, тематические вечера, слеты, участие в акциях, обсуждение кинофильмов и книг, вечера вопросов и ответов.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско — патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Литература:

  1. Герштенцвейг В. К. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. — Спб:, 1911. — 36 с.
  2. Ефимов Д. А. Программа содержания и воспитания обучающихся (кадетов). «Честь имею!». — Карелия: 2010. — 58 с.
  3. Олешко Л. И. Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет // Молодой ученый. — 2016. — № 1.1. — С. 22–24.
  4. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349 (дата обращения: 28.11.2016).
  5. Соболева О. Е. Воспитание в современных кадетских корпусах // Начальная школа: плюс-минус. — 2009. — № 2. — С. 47.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов