Библиографическое описание:

Морозова М. А., Полетаева О. В. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современности // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



Есть в нашей жизни соизмеримые ценности, а есть несоизмеримые. Можно рассуждать о том, что лучше. Но есть вещи, которые ни с чем невозможно ни сопоставлять, ни сравнить. Это Родина, Отечество, сыновья верность, преданность той земле, где ты родился.

Родина, Отечество…. В корнях этих слов близкие каждому образу: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Язык в данном случае отражает самое важное в сознании народа. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду, встанем на путь, указанный родным языком — главным инструментом человеческой культуры.

Для каждого из нас Родина начинается с чего-то маленького, как будто бы невзрачного и неприметного, в жизнь каждого из нас навсегда входит что-то единственное и неповторимое, как грудь матери, как ее ласковое прикосновение, как родное слово. Это наш родной уголок, воплощающий в себя живой образ нашего Отечества. Смысл нашего патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в нашу душу, волнует нас всю жизнь.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания чувства любви к Отечеству.

Наследовать — значит делать своим, осваивать наследие — то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дельнейшем творческом созидании.

Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

С чего начинается Родина для ребенка? Конечно же, с родного дома. Родной дом — сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой; дом, где он живет; его первых друзей; родную природу. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родная улица, детский сад, родной город (село), позже — не только малая (родной край), но и большая многонациональная Родина — Россия, гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля — наш общий родной край. Развитие любви и привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Недаром психолог-педагог В. Д. Колесов в число психологических оснований нравственности включает сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома. Поскольку образ родного дома включает в себя находящихся в нем членов семьи, и прежде всего мать, поэтому важно определить особую роль матери в жизни ребенка. Поэтому задача педагогов — необходимость воспитания у дошкольников любви к матери (бытует мнение, что это чувство развивается само собой), формирование представлений о ее нелегком труде.

Родной дом — это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Как воспитывать у детей бережное отношение к стенам родного дома, желание поддерживать чистоту и порядок в нем? Для решения этой задачи необходимо формировать у каждого ребенка личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.

Воспитатели ДОО и родители должны тесно сотрудничать и быть подготовленными к проблемам патриотического воспитания, что повысит эффективность работы. Также в ДОО и в семье должна быть создана эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности. Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает доверительные деловые контакты, обучение членов семьи способам общения с ребенком, их активное вовлечение в педагогический процесс, а также организация предметно-развивающей среды на территории ДОО и в семье.

Сегодня вопросы патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская -М.: Педагогика 1990.
  2. http://www.nggpc.ru
  3. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. — Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  4. http://paidagogos.com
  5. http://www.labirint.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов