Библиографическое описание:

Михайлова Л. А. Взаимодействие родителей и детского сада при формировании здорового образа жизни детей // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 49-51.



Данная статья освещает вопрос формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста при взаимодействии родителей и детского сада. Статья основана на изучении имеющейся отечественной литературы и наблюдения собственного опыта.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье

Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства. Особенно остро проблема сохранения здоровья стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка и женщины-матери, роль различных факторов в его оптимизации определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.

Здоровье детского населения определяется рядом факторов, среди которых ведущими являются образ жизни и наследственность, течение беременности и родов, место проживания и состояние внешней среды, качество оказания медицинской помощи и другие факторы.

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны.

«Здоровье» определено в Уставе Всемирной организации здравоохранения, как состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов [1; с.7].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Основные принципы здорового образа жизни:

‒ ·отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).

‒ ·соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно — белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

‒ ·рациональная двигательная активность.

‒ ·соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека [3; С.102].

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

А также особым институтом в этом вопросе выступает семья, как непосредственный участник формирования будущей личности.

Основной задачей для родителей является формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Ребенок осознанно и бессознательно копирует свое ближайшее окружение.

Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, необходимо самому идти по пути здоровья, иначе этот путь его никуда не приведет.

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это ставит перед родителями задачу выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Особым аспектом в данной проблематике выступает взаимосвязь дошкольного учреждения и родителей. Именно данное соотношение позволит сформировать положительное и должное отношение ребенка к здоровому образу жизни. Рассмотрим факторы соблюдения принципов ЗОЖ этими институтами.

Отказ от вредных привычек. Данный принцип является односторонним. Поскольку дошкольное учреждение в своей сути исключает данный факт. То к сожалению, в семье ребенок может наблюдать за употреблением родителями и другими лицами каких — либо веществ, которые оказывают отрицательное воздействие на организм человека. В связи с этим, родитель должен четко понимать, что отказываясь от своих вредных привычек, он формирует негативное отношение ребенка к данным действиям.

Рациональное питание. Очень часто мы слышим от родителей, что ребенок отказывается от еды в детском саду. На вопрос о том, чем вы кормите ребенка дома — получаем ответ: готовые завтраки, полуфабрикаты и т. д. Каждый родитель должен понимать, что в рационе детского сада не может быть таких продуктов, т. к. они не являются полезными для развивающегося организма. Блюда, включающие в себя большое количество овощей, рыбы и мяса, а также продуктов молочного сырья — сбалансированное питание, необходимое для ребенка. В связи с этим, для разрешения конфликта, родители должны пересмотреть свои вкусовые предпочтения и адаптировать питание ребенка дома к тому, что действительно ему необходимо.

Рациональная двигательная активность. Работа дошкольного учреждения простроена таким образом, что деятельность ребенка, направлена на физическое и эмоциональное развитие. Соблюдение временных интервалов, смена видов активности, регулярность физических упражнений и их разнообразие, прогулки — все это является залогом здоровья. В этом отношении, особую роль играют родители.

Именно они должны поддерживать эмоциональный и действенный настрой ребенка. Соблюдение режима дня — это не просто установленная деятельность на день, а разнообразие действий с определенными временными рамками. Именно этот принцип позволяет ребенку производить смену деятельности, соблюдать гигиенические процедуры, прогулки на свежем воздухе, а не провести большую часть дня, просматривая мультфильмы или с подобными занятиями.

Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека. Формирование у ребенка положительной оценки на поддержание здорового образа жизни и жизни как таковой в целом происходит в тесной взаимосвязи всех общественных институтов. В дошкольном возрасте это семья и образовательное учреждение.

Родители должны поддерживать работу сотрудников детского сада, принимая участие во всех массовых мероприятиях: праздники, утренники, походы, эстафеты, поделки. Тем самым показывая своему ребенку всеобщий настрой, что это действительно необходимо, что эти действия правильны, что они приносят положительные эмоции не только у сверстников, но у их близких родственников.

В данном вопросе не может быть одной стороны медали. В воспитании всесторонне развитой здоровой личности основную работу должны проводить родители, детский сад как сопровождающее звено, создает определенную среду развития, оказывает информативное сопровождение. Только в целостной взаимосвязи возможно получить желаемый результат в воспитании жизнерадостного здорового ребенка.

Литература:

  1. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]. М.: «Мозаика-синтез», 2006. — 126 с.
  2. Веракса, Т. С. От рождения до школы [Текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: Мозайка-Синтез, 2012. — 336 с.
  3. Теплюк С. Особенности физического развития и воспитания детей раннего возраста [Текст] / С. Теплюк., Ю. Разенкова // Дошкольное воспитание. — 2012.- № 10. — С. 102–109.
Основные термины: здорового образа жизни, детского сада, здоровья ребенка, образа жизни детей, жизнедеятельности человека, вредных привычек, образ жизни, сферы жизнедеятельности человека, укрепление здоровья ребенка, отношение ребенка, укреплении здоровья ребенка, ребенка дома, здоровья детей, жизнерадостного здорового ребенка, формирования здорового образа, формировании здорового образа, действенный настрой ребенка, родители должны, маленького ребенка умений, ребенка нравственного отношения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов