Автор: Михайлова Людмила Анатольевна

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Михайлова Л. А. Взаимодействие родителей и детского сада при формировании здорового образа жизни детей // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



Данная статья освещает вопрос формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста при взаимодействии родителей и детского сада. Статья основана на изучении имеющейся отечественной литературы и наблюдения собственного опыта.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье

Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства. Особенно остро проблема сохранения здоровья стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка и женщины-матери, роль различных факторов в его оптимизации определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.

Здоровье детского населения определяется рядом факторов, среди которых ведущими являются образ жизни и наследственность, течение беременности и родов, место проживания и состояние внешней среды, качество оказания медицинской помощи и другие факторы.

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны.

«Здоровье» определено в Уставе Всемирной организации здравоохранения, как состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов [1; с.7].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Основные принципы здорового образа жизни:

‒ ·отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).

‒ ·соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно — белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

‒ ·рациональная двигательная активность.

‒ ·соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека [3; С.102].

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

А также особым институтом в этом вопросе выступает семья, как непосредственный участник формирования будущей личности.

Основной задачей для родителей является формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Ребенок осознанно и бессознательно копирует свое ближайшее окружение.

Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, необходимо самому идти по пути здоровья, иначе этот путь его никуда не приведет.

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это ставит перед родителями задачу выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Особым аспектом в данной проблематике выступает взаимосвязь дошкольного учреждения и родителей. Именно данное соотношение позволит сформировать положительное и должное отношение ребенка к здоровому образу жизни. Рассмотрим факторы соблюдения принципов ЗОЖ этими институтами.

Отказ от вредных привычек. Данный принцип является односторонним. Поскольку дошкольное учреждение в своей сути исключает данный факт. То к сожалению, в семье ребенок может наблюдать за употреблением родителями и другими лицами каких — либо веществ, которые оказывают отрицательное воздействие на организм человека. В связи с этим, родитель должен четко понимать, что отказываясь от своих вредных привычек, он формирует негативное отношение ребенка к данным действиям.

Рациональное питание. Очень часто мы слышим от родителей, что ребенок отказывается от еды в детском саду. На вопрос о том, чем вы кормите ребенка дома — получаем ответ: готовые завтраки, полуфабрикаты и т. д. Каждый родитель должен понимать, что в рационе детского сада не может быть таких продуктов, т. к. они не являются полезными для развивающегося организма. Блюда, включающие в себя большое количество овощей, рыбы и мяса, а также продуктов молочного сырья — сбалансированное питание, необходимое для ребенка. В связи с этим, для разрешения конфликта, родители должны пересмотреть свои вкусовые предпочтения и адаптировать питание ребенка дома к тому, что действительно ему необходимо.

Рациональная двигательная активность. Работа дошкольного учреждения простроена таким образом, что деятельность ребенка, направлена на физическое и эмоциональное развитие. Соблюдение временных интервалов, смена видов активности, регулярность физических упражнений и их разнообразие, прогулки — все это является залогом здоровья. В этом отношении, особую роль играют родители.

Именно они должны поддерживать эмоциональный и действенный настрой ребенка. Соблюдение режима дня — это не просто установленная деятельность на день, а разнообразие действий с определенными временными рамками. Именно этот принцип позволяет ребенку производить смену деятельности, соблюдать гигиенические процедуры, прогулки на свежем воздухе, а не провести большую часть дня, просматривая мультфильмы или с подобными занятиями.

Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека. Формирование у ребенка положительной оценки на поддержание здорового образа жизни и жизни как таковой в целом происходит в тесной взаимосвязи всех общественных институтов. В дошкольном возрасте это семья и образовательное учреждение.

Родители должны поддерживать работу сотрудников детского сада, принимая участие во всех массовых мероприятиях: праздники, утренники, походы, эстафеты, поделки. Тем самым показывая своему ребенку всеобщий настрой, что это действительно необходимо, что эти действия правильны, что они приносят положительные эмоции не только у сверстников, но у их близких родственников.

В данном вопросе не может быть одной стороны медали. В воспитании всесторонне развитой здоровой личности основную работу должны проводить родители, детский сад как сопровождающее звено, создает определенную среду развития, оказывает информативное сопровождение. Только в целостной взаимосвязи возможно получить желаемый результат в воспитании жизнерадостного здорового ребенка.

Литература:

  1. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]. М.: «Мозаика-синтез», 2006. — 126 с.
  2. Веракса, Т. С. От рождения до школы [Текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: Мозайка-Синтез, 2012. — 336 с.
  3. Теплюк С. Особенности физического развития и воспитания детей раннего возраста [Текст] / С. Теплюк., Ю. Разенкова // Дошкольное воспитание. — 2012.- № 10. — С. 102–109.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов