Автор: Палагина Анна Олеговна

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Палагина А. О. Формы проявления агрессии по классификации А. Басса в русской классической литературе // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 1-4.



Берегите в себе человека…

А. П. Чехов

Отрицательный эмоциональный заряд пагубно влияет на здоровье человека. Негативные эмоции накапливаются и видоизменяются в различные формы проявления агрессии: от криков, ссор до физического воздействия в отношении окружающих людей. Данная проблема явилась центральной для изучения влияния форм проявления агрессии на здоровье человека. Агрессия (от лат.- aggredi — нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Понятия «агрессия» и «агрессивность» различаются между собой. Агрессивность — относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, в склонности интерпретировать поведение другого как враждебное.

В настоящее время агрессия является предметом активных научно-практических исследований. В структуре личности каждого индивида заложена агрессия как средство защиты, данное человеку самой природой, но отличаются по степени проявления и преобладанию различных форм агрессии. А. Басс определяет агрессию как «реакцию, в результате свойств которой другой организм получает болевые стимулы». Он же указывал, что намерения было бы трудно оценить объективно, ведь, нападая на кого-либо, агрессоры нередко представляют свои цели ложным образом, и даже если они хотели бы оставаться верными истине, то могут оказаться не в состоянии определить, к чему же они стремились на самом деле. С этой точки зрения агрессия лучше всего определяется просто как «причинение вреда другому человеку» [2, с.25].

Наиболее развернутая классификация агрессивного поведения разработана А. Бассом с выделением форм агрессивного поведения по трем параметрам: 1. физическая и вербальная агрессия; 2. активная и пассивная агрессия; 3. прямая и косвенная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить восемь видов агрессивного поведения: вербальная, физическая, косвенная, аутоагрессия (чувство вины), подозрительность, обида, негативизм, раздражение.

Русская художественная литература, особенно в творениях Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и М. Горького достигла высшего искусства в изображении правды внутренней жизни человека [1, с.4]. «Честь если не изобретения, то высокого усовершенствования беллетристического инструмента, называемого реализмом, принадлежит России: Н. В. Гоголю, реалисту внешнему, и Л. Н. Толстому — реалисту-психологу» [5, с. 15]. Кигн В. Л. (Дедлов) писал о великом русском писателе А. П. Чехове: «…Чехов не подражатель. Вчитываясь в его произведения и присматриваясь к его манере, убеждаешься, что для него толстовский плен кончился. Несмотря на то, что он обнаруживает большую силу в изображении чужой души, он не ограничивается исключительно психологическим анализом. Кроме души, он занят внешними проявлениями жизни своих героев. Он охотно подмечает их наружность, он схватывает язык действующего лица, он решительней чистых психологов определяет действия и поступки героя. Это соединение психологической и внешней манеры составляет оригинальность и прелесть молодого автора» [5, с.17].В пьесе «На дне» М. Горький изобразил жизнь босяков, мир отверженных людей. В замкнутом пространстве находятся люди из разных социальных слоев, разного возраста, состояния здоровья, отношения к семейным ценностям, с различным уровнем притязаний, желаний, установок и потребностей. Голод и отсутствие нормальных условий для существования усиливают негативное отношение друг к другу, взаимная неприязнь, постоянные конфликты и крайняя форма проявления агрессии, выраженная в нанесении физического вреда и лишении жизни. Люди, отброшенные к нищенскому существованию, звереют и теряют человеческий облик, стыд и совесть, отрицают моральные нормы [4, с.12].

Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) — вербальная агрессия. «Далее, небрежно играя карандашом или цепочкой, он скажет, что, действительно, на консилиумах он иногда возвышает голос и обрывает коллег, не стесняясь присутствием посторонних; правда и то, что он однажды на консилиуме, в присутствии врачей и родных, спросил у больного: «Какой это дурак прописал вам опиум?» Редкий консилиум обходится, без инцидента…» [9, с.361].

Использование физической силы против другого лица — физическая агрессия. «Иван Степанович с остервенением скомкал корреспонденцию и швырнул комком в лицо корреспондента газет московских и санкт-петербургских... Иван Никитич покраснел, поднялся и, махая руками, засеменил из спальной» [12, с.181].

Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных и неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топаний ногами и т. д.) — косвенная агрессия. «И теперь меня женят. В то время как я пишу эти строки, над моей душой стоят шафера и торопят меня. Эти люди положительно не знают моего характера! Ведь я вспыльчив и не могу за себя ручаться! Чёрт возьми, вы увидите, что будет дальше! Везти под венец вспыльчивого, взбешенного человека — это, по-моему, так же неумно, как просовывать руку в клетку к разъяренному тигру. Увидим, увидим, что будет!» [7, с.298].

Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно — аутоагрессия или чувство вины. «Не могу я врать тебе, Боренька, и скрывать. Шел к тебе гоголем, а как увидел твою кротость и милосердие твое, язык прилип к гортани и всю мою совесть вверх тормашкой перевернуло.Все вы у меня золото: и ты, и Гриша, и Саша, и Соня. Мучу я вас, терзаю, срамлю, обираю, а за всю жизнь не слыхал от вас ни одного слова упрека, не видал ни одного косого взгляда. Добро бы, отец порядочный был, а то — тьфу! Не видали вы от меня ничего, кроме зла. Я человек нехороший, распутный...» [13, с. 271].

«Когда два человека ссорятся — всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше» [6, с. 841].

Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред — подозрительность. «Писание, по-видимому, занятие прекрасное. Оно обогащает ум, набивает руку и облагороживает сердце. Но много писать не годится. И литература должна иметь предел, ибо многое писание может произвести соблазн. Я, например, пишу эти строки, а дворник Евсевий подходит к моему окну и подозрительно посматривает на мое писание. В его душу я заронил сомнение. Спешу потушить лампу» [11, с.84].

Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания — обида.

«-Видеть и слышать, как лгут, — проговорил Иван Иваныч, поворачиваясь на другой бок, — и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!» [14,54].

Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов — негативизм.

«-Важности-то сколько у бестии! — зашептал он на ухо Ниткину.

— Не узнаешь! И не улыбнется! В золотой цепи! Фу ты, ну ты! Словно и не он у меня на кухне сонную Агашку чернилами разрисовал. Потеха! Да нетто такие люди могут судить? Я тебя спрашиваю: могут такие люди судить? Тут нужен человек, который с чинами, солидный... чтоб, знаешь, страх внушал, а то посадили какого-то и — на, суди! Хе-хе.».. [8, с.34].

Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости — раздражение. «И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе «поляк надутый», хотя он никогда поляком не был» [10, с.35].

«Однажды мать спросила его:

— Ну что, весело тебе было вчера?

Он ответил с угрюмым раздражением:

— Тоска зеленая! Я лучше удить рыбу буду. Или куплю себе ружье»[3, с. 11].

В статье были раскрыты понятия форм проявления агрессии и враждебности, предложенные А. Бассом. В дополнение к теоретическому обоснованию приведены фрагменты текстов из произведений великих русских писателей А. П. Чехова, М. Горького, Л. Н. Толстого, раскрывших с глубоким пониманием основные признаки форм проявления агрессии личности.

В произведениях А. П. Чехова, М. Горького, Л. Н. Толстого проведен тщательный анализ психических явлений и написаны они были для широкого круга читателей, но несомненно очень интересны при изучении психологических портретов описываемых персонажей. Многие из упомянутых в статье художественных произведений изучаются по программам основного и среднего общего образования, а также анализируются специалистами высшей школы. Наследие русской классической литературы — часть мировой культуры, и оно направлено на ценностное становление личности.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Очерки психологии / АН СССР, Ин-т философии. — Л.: Лениздат, 1945. — 160 с.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Питер, 2001.- 512с.
  3. Горький М. Мать. М.: Азбука, 2015.- 384с.
  4. Горький М. На дне. М.: Азбука, 2011.- 256с.
  5. Кигн (Дедлов) В. Л. Беседы о литературе Текст/ В. Л. Кигн (Дедлов)/ А. П. Чехов:pro et contra: Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX-нач.XX в...: Антология. СПб.: РХГИ, 2002. С.93–112.
  6. Толстой Л. Н. Война и мир. М.: Эксмо, 2004.- 928с.
  7. Чехов А. П. Из записок вспыльчивого человека // Т. 6. [Рассказы], М.: Наука, 1976.- С. 293- 302.
  8. Чехов А. П. Интеллигентное бревно // Т. 4. [Рассказы, юморески], М.: Наука, 1976. — С. 32–36.
  9. Чехов А. П. Интриги // Т.6. [Рассказы], М.: Наука, 1976. С. 360–364.
  10. Чехов А. П. Ионыч // Т. 10. [Рассказы, повести], М.: Наука, 1977. — С. 24- 41.
  11. Чехов А. П. И прекрасное должно иметь пределы // Т. 3. [Рассказы. Юморески. «Драма на охоте»], М.: Наука, 1975. — С. 82–83.
  12. Чехов А. П. Корреспондент // Т. 1. [Рассказы. Повести. Юморески], М.: Наука, 1974.- С. 179–195.
  13. Чехов А. П. Отец // Т. 6. [Рассказы], М.: Наука, 1976. -С.268–275.
  14. Чехов А. П. Человек в футляре// Т. 10. [Рассказы, повести], М.: Наука,1977. — С. 42–54.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов