Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Тарасенко А. В. Агрессия и пути ее предупреждения // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 196-199. — URL https://moluch.ru/archive/146/41135/ (дата обращения: 23.05.2018).



Исследование агрессии человека имеет актуальность не только для психологов и философов, но и для юристов, поэтому неслучайно, что для студентов-правоведов предусмотрен курс юридической психологии, позволяющий заглянуть в сущность психики человека, понять глубинные мотивы поведения лиц, совершающих преступления.

Очень часто агрессивное поведение является одновременно и преступным, поэтому, представляется важным понимание причин агрессивного поведения. В связи с этим сразу возникает вопрос о природе агрессии. Врожденное ли это свойство человека, или человек в процессе социализации усваивает формы агрессивного поведения.

Согласно эволюционно генетическому подходу, агрессия человека рассматривается как условие выживания и адаптации индивида. Внутривидовая агрессия признается целесообразным инстинктом, выработанным и закрепленным в процессе эволюции. Агрессия — это инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, и у животных, и у человека. Агрессия, кроме того, является инстинктом не смерти, а сохранения жизни и вида, и поэтому таким же инстинктом, как и все остальные. Кроме того, фрустрация агрессивного инстинкта заставляет страдать каждого человека цивилизации, делает всех в той или иной мере психопатами [1; с. 244–245].

По мнению З. Фрейда, не находящая выхода вовне агрессия, будучи вытесненной, ведет к тяжелым повреждениям и невротизации [2; с.365].

Кроме того, психоаналитический подход исходит из прямой связи между агрессивностью и активностью. Агрессия человека, если он учитывает требования социума, позволяет ему успешно справляться с мелкими и крупными препятствиями, постоянно возникающими на его пути.

Такие ученые как А. Басс, Д. Зилменн, У. Хартуп и другие связывают существование и столь широкое распространение агрессии в условиях современного общества с теми важными функциями, которые она здесь выполняет, позволяя людям с наименьшими затратами реализовывать их цели и желания. «Хотя агрессия и не инстинкт — считает Д. Зилменн, — она выполняет важную инструментальную функцию и обладает, кроме того, еще и полезностью». Или как заметил другой американский психолог А. Басс, «агрессия окупается» [3; с.361].

В то же время важным для понимания человеческой агрессии являются исследование Э. Фромма. Так, Э. Фромм в структуре, определенной им модели агрессии, различает доброкачественную и злокачественную агрессию. Доброкачественная агрессия является биологически адаптивной, способствует поддержанию жизни и связана с защитой витальных интересов индивида. Злокачественная агрессия не является адаптивной; не связана с сохранением жизни и не является защитой от нападения или угрозы, т. е. не сопряжена с защитой витальных интересов. Происхождение злокачественной агрессии обусловлено специфическими человеческими страстями, которые коренятся в характере. В данном случае, автор под характером понимает потребности, вытекающие из особенностей и условий человеческого существования [4; с.25].

Сдерживание крайних форм проявления инстинктивной агрессии, а тем более злокачественной агрессии — одна из самых важных задач, стоящих перед обществом. Если события 30-летней давности, связанные с окончанием «холодной войны», давали повод надеяться о возможности поворота к ненасильственному миру, то события последних лет, особенно связанные с «Исламским государством», а также с ростом терроризма в мире вызывают обоснованную тревогу. Какие же способы сдерживания агрессии предлагаются в научной литературе, и какие сложности при этом возникают.

Некоторые исследователи, в том числе А. Бандура, считают, что поведение подвергается контролю только через технику, включающую научение. Поскольку, согласно этой позиции, она является обучаемой формой поведения и как таковая открыта для непосредственного воздействия, уровень ее может быть уменьшен через ряд соответствующих процедур и прежде всего посредством удаление условий, направленных на ее подкрепление [5].

Традиционно одним из ведущих способов сдерживания агрессии считается наказание. В то же время, общераспространенным мнением является, что никогда в России карательная система не имела успеха.

Представляется, что в научной литературе отмечен пересмотр значения и роли вышеуказанного способа сдерживания агрессии — наказания. Исследования обращают внимание на недостаточную эффективность этого метода. Получены также результаты, свидетельствующие о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению тем поведенческим реакциям, против которых оно по сути дела используется. Иначе говоря, влияние его на агрессивное человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и опосредованно рядом факторов. Так, в исследованиях Л. Эрона было установлено, что наказание содействует снижению агрессии только у тех мальчиков, которые сильно идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии же такой идентификации оно, наоборот стойко ассоциируется с агрессией [6; с.192].

Данные исследования можно соотнести с работами криминологов, которые используют для исследования Методику многостороннего исследования личности (ММИЛ). Так, в профиле ММИЛ убийц, который во многом совпадает с профилем, свойственным общему психологическому портрету личности преступников, отмечено снижение по шкале 5, характеризующей выраженность традиционно мужских или женских черт характера.

Кроме того, тесную связь между родительскими действиями и проявлениями детской враждебности подтверждают также исследования У. Хартупа и Я. Де Вита. «Наказание, — считают они, — способствуют проявлению агрессивных побуждений в детской активности вне той ситуации, в которой оно имело место, а его сдерживающие эффекты действуют в пределах очень узкого круга обстоятельств» [7; с.298].

Наиболее популярным в начале 80–х годов оказались так называемые когнитивные стратегии, а также попытки контроля при помощи различных физиологических манипуляций. Смысл «когнитивной техники» кратко сводится к следующему. Спровоцированная тем или иным способом, агрессия может быть подвержена позитивной коррекции посредством существенного изменения в представлениях потерпевшего о мотивах поведения агрессора. [8; с.38].

Что касается физиологических форм и средств контроля, то они основываются на той предпосылке, что и у животных, и у человека имеются нервно-эндокринные системы, которые будучи активизированы, вызывают враждебное, насильственное поведение. Следовательно, агрессивные реакции можно устранить с помощью хирургического, фармакологического вмешательства [8; с.38].

Начиная примерно с конца 50–х годов такие методики считаются на западе вполне приемлемыми для лечения пациентов с выраженными симптомами насильственного поведения; постепенно они находят непосредственное практическое применение. Как пишут В. Марк и Ф. Эрвин — авторы работы «Насилие и мозг», результаты их исследовательской и клинической работы свидетельствуют о том, что «разрушение небольших фокальных областей лимбической системы приводят к устранению опасного поведения у убийц и насильников» [9].

Характеризуя в целом физиологические методы и средства контроля, следует отметить, что сама возможность их применения имеет сугубо медицинский характер и каждый раз ей должны предшествовать тщательный профессиональный диагноз и терапия. Вряд ли можно говорить о массовом внедрении этих методов с целью решения тех или иных социальных вопросов. [8; с.39].

В связи с использованием физиологических методов и средств контроля рассмотрим профилактику преступного поведения педофилов с помощью биомедицины. Так, в российском законодательстве введена такая мера, как химическая кастрация, которая представляет собой введение медрокиспрогестерона, подавляющего действие мужского полового гормона [10].

В то же время данная антиандрогенная терапия носит длительный характер, в некоторых случаях она должна сопровождать человека всю жизнь. Соответственно необходимо решать вопрос, кто именно будет осуществлять данную процедуру. Во-вторых, укол только одного препарата также не является решением проблемы. Зарубежный опыт показывает, что введение антиандрогенных препаратов сопровождается психотерапией, направленной на корректировку поведения, а также приемов препаратов, снижающих побочные эффекты. В-третьих, возникает вопрос о финансировании химической кастрации. Стоимость химической кастрации с учетом ее длительности весьма высока. Российское законодательство, введя химическую кастрацию, все указанные проблемные вопросы обошло стороной. Отметим, что во многих субъектах Российской Федерации химическая кастрация оценивается как что-то из области экзотики [10].

Осознавая тот факт, что большая часть агрессивно — насильственных действий усваивается извне и носит по преимуществу инструментальный характер, а следовательно, не подвержено контролю посредством физиологических манипуляций, исследователи обращаются к поиску более универсальных и эффективных сдерживающих стратегий. Многие из этих стратегий строятся с учетом принципов функционирования обучаемого поведения, включая и воздействие на внутренние импульсы, нейтрализующие враждебность. Особенно популярной и перспективной темой ряда исследований становится методика, известная под названием «несовместимых ответов» [8; 39].

В основу этой стратегии положен давно устоявшийся в психологии принцип, согласно которому организм не способен в одно и то же время переживать два качественно противоположных эмоциональны состояния или же реагировать на одну и ту же ситуацию одновременно двумя несовместимыми по своей природе ответами. Отсюда следует, что любые стимулы или условия, способные вызвать реакции или эмоциональные состояния, несовместимые с гневом и агрессией, могут быть эффективно использованы с целью их предотвращения [11].

Представляется, что одним из важнейших препятствий на пути реализации агрессии вовне является способность к сопереживанию. И здесь необходимо согласиться с Т. Г. Румянцевой, что степень сопереживания зависит не только от внешних факторов, которыми в данном случае является близость людей, степень их сходства и подобия, но и внутренней способностью личности к сопереживанию, которая целенаправленно формируется в процессе ее становления [8; с. 39].

В данном контексте нельзя не упомянуть исследования Ю. М. Антоняна, в которых отражена его последовательная научная концепция, суть которой в том, что одной из главных причин преступного поведения является эмоциональное отвержение детей своими родителями, холодное, формальное отношение к нуждам детей.

Таким образом, невозможно переоценить важность заботы и понимания в семье, которые является своеобразной «прививкой» от проявления агрессивного поведения, а особенно от преступной агрессии.

Что касается юмора, то уже давно на уровне обыденных наблюдений замечена его способность разряжать самые напряженные в эмоциональном плане ситуации. Кроме того, юмор, сатира могут быть средством, замещающим враждебные импульсы, то есть возможно выражение агрессивного поведения только в словесной форме.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что нет универсальных средств для сдерживания агрессии, и в каждом конкретном случае должны применяться соответствующие подходы и методы.

Литература:

  1. Лоренц К. Агрессия. — М., 1994.
  2. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.- М., 1989.
  3. Zilmann D. Hostility and aggression. New Jersey, 1979.
  4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М: Республика, 1994.
  5. Bandura A. Psychological mechanisms of aggression // Geen R. G., Donnerstein E. I. (eds.) Aggression: Theoretical and methodological issues. V. 1. N. Y.: Academic Press, 1983.
  6. Growing up to be violent: A longitudinal study of the development of aggression / Lefkowitz M. M. et al. N. Y., 1977.
  7. Hartup W., de Wit I. The development of aggression // Hartup W., de Wit I. (eds.) Origins of aggression. The Hague, 1978.
  8. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль// Вопросы психологии.- 1992. № 5–6.
  9. Mark V., Ervin F. Violence and the brain. N. Y., 1970.
  10. Биомедицинское право в России и за рубежом: монография / Г. Б. Романовский, Н. Н. Тарусина, А. А. Мохов и др. М.: Проспект, 2015. 368 с.
  11. Baron R. The control of human aggression. A strategy based on incompatible responces // Aggression. Theoretical and empirical reviews. 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): сдерживания агрессии, агрессивного поведения, злокачественной агрессии, of aggression, Исследование агрессии человека, способы сдерживания агрессии, способов сдерживания агрессии, способа сдерживания агрессии, природе агрессии, понимания человеческой агрессии, проявления инстинктивной агрессии, Происхождение злокачественной агрессии, преступного поведения, защитой витальных интересов, широкое распространение агрессии, модели агрессии, пути реализации агрессии, причин агрессивного поведения, снижению агрессии, формы агрессивного поведения.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос