Библиографическое описание:

Иванова Н. И. Роль изучения истории и культуры родного края в социализации ребёнка // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 66-69.



Программа воспитательной работы по краеведению, которая предоставляет возможность познакомить детей в соответствии с их возрастными психологическими особенностями с культурой и историей своего района.

Знание связи между прошлым, настоящим и будущим, понимание происходящих вокруг позитивных перемен, установление влияния деятельности человека на изменения в окружающей среде способствуют формированию традиционных ценностей, позитивному отношению к миру вокруг.

Стержнем программы является знакомство с родным краем. Оно позволяет ребёнку осознанно включаться в процесс самовоспитания. При разработке принципов формирования конкретных знаний учитывается, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам.

Необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств. Поэтому необходимо отбирать эмоционально близкие ребёнку явления и факты. Процесс познания социальной действительности должен находить отражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, о взаимоотношениях людей, их отношении друг к другу, к событиям и фактам. Программа даёт материал для проведения разнообразных праздников, развлечений, викторин, опытов и экспериментов — всего того, чем наполнена жизнь в школе.

Скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребёнком социального опыта, от пола ребёнка, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер.

Наша цель — дать им первоначальное представление, вызвать интерес к познанию мира вокруг. Рассказы должны быть просты и понятны, без научных терминов, но научно достоверны. Беседовать с ребёнком нужно тогда, когда ему хочется поговорить на данную тему, никогда не принуждать ребёнка к разговору. Стараться пробудить в ребёнке интерес к теме разговора. Не всегда нужно спешить с ответом на вопрос ребёнка, можно предложить ребёнку самому поискать ответ в книге, через наблюдения, опыты. Подвести ребёнка к правильному заключению, дать ему возможность пережить состояние первооткрывателя. Очень важно поддерживать в ребёнке уверенность в том, что он обязательно сам додумается, решит трудную задачу.

Цели работы с детьми по программе «Знакомство с культурой и историей родного края»:

– сформировать у детей систему элементарных представлений о культуре и истории района;

– воспитывать положительное отношение и интерес к культурно-историческим ценностям района, его жителям;

– подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, краю, городу, району и ощущению себя частью большого человеческого сообщества;

– развивать социальную активность детей, желание в меру своих возможностей участвовать в событиях окружающей социальной действительности, вызвать стремление к ее позитивному преобразованию.

Образовательные задачисостоят в формировании представлений воспитанников об образе жизни человека с древнейших времен и до современности. Особенностью этого процесса является региональная направленность знаний, сообщаемых детям о социальной действительности.

Воспитательные задачи предполагают воспитание интереса к событиям общественной жизни, уважения к культурно-историческим ценностям района, воспитание в духе толерантности, выработку у детей элементарных навыков взаимодействия с окружающими людьми.

Развивающие задачизаключаются в том, что освоение материала программы способствует развитию таких психических процессов, как воображение, мышление, память, воля, формированию эмоциональной и мотивационной сферы воспитанника. Ребенок открывает свой внутренний мир — мир своих желаний, устремлений, ощущает потребность в общении, самооценке и оценке поступков других людей.

Программа состоит из четырёх разделов:

  1. «Из истории нашего края»;
  2. «Вокруг Сетуни»;
  3. «По улицам Солнцева»;
  4. «Достопримечательности писательского посёлка Переделкино».

Каждый раздел программы включает три обязательных компонента.

Информационныйблок представляет собой определенный объем знаний детей об окружающей действительности. Он обеспечивается познавательным материалом, отражающим региональный аспект образования. С этой целью подобраны статьи, сборники об истории района. Данные источники предлагаются детям в адаптированном варианте: в форме пересказа, экскурсий.

Аналитическийкомпонент содержания побуждает воспитанников выражать свое собственное мнение и отношение к предмету разговора либо вербально, либо иным способом (например: мимикой, движениями). Он состоит из серии заданий с возможными вариантами ответов, способствующих развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы (версии названия районов Солнцево и Переделкино, рассуждения о происхождении человека).

Практический компонент содержания программы позволяет реализовать представления в разных видах детской деятельности, где требуются умения осуществлять выбор, корректировать свои действия, договариваться со сверстниками, уступать, проявлять терпимость и терпение (работа с картами-схемами, выполнение рисунков, сочинений-миниатюр о районе, о сверстниках).

Формы работы с детьми.

Работа по программе предусматривает следующие формы организации педагогического процесса:

– циклы интегрированных образовательных мероприятий по истории района;

– включение материала программы в содержание других образовательных мероприятий;

– совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, игры);

– свободная деятельность детей (изобразительная, игровая, трудовая).

Содержание программы реализуется и в досугах, развлечениях, играх, праздниках. Праздничные мероприятия планируются в каждом разделе программы и являются своеобразным итогом работы по той или иной теме. Каждый раздел программы решает помимо общей и свой комплекс задач:

  1. «Из истории нашего края»

– расширять представления детей о районе и городе; знакомить с местоположением района и города на географической карте России, сообщать элементарные сведения об истории района и его особенностях;

– воспитывать эмоционально-ценностное отношение к малой Родине, чувство сопричастности к происходящим в ней событиям.

  1. «Вокруг Сетуни»

– расширять представления о природных достопримечательностях района;

– воспитывать понимание необходимости перемен в жизни, готовности к деятельности в изменяющихся условиях, стремление к преобразованиям;

– воспитывать желание беречь и сохранять природу.

  1. «По улицам Солнцева»

– формировать представления об архитектурных достопримечательностях и парковых ансамблях солнцевского района;

– воспитывать уважение к людям, создавшим эту красоту;

– вызвать желание следовать их примеру, стремление к позитивной, общественно-полезной деятельности.

  1. «Достопримечательности писательского посёлка Переделкино»

– формировать представления о писателях, прославивших Переделкино;

– воспитывать уважение к людям;

– вызвать желание следовать их примеру, стремление к позитивной, общественно-полезной деятельности.

Педагогические методы и приемы реализации задач программы.

Чтение и рассказывание детям литературных произведений о своем районе, городе, его жителях, их образе жизни и происходящих изменениях, занятиях горожан в прошлом и настоящем; знакомство с произведениями устного народного творчества в адаптированном для детей пересказе (достоверность, доступность, занимательность, яркость рассказов о родном крае).

Организация наблюдений, прогулок, экскурсий. Организация экскурсий в музеи способствует соприкосновению детей со стариной и старинными вещами. Эти предметы вызывают удивление у детей. Доступными и увлекательными для детей становятся экспонаты Государственного выставочного зала «Солнцево». Очень важны прогулки и наблюдения детей, так как такие наблюдения расширяют кругозор, воспитывают интерес к окружающему.

Предложение детям подумать, поразмышлять по поводу события или поступка. Воспитатель сообщает детям различные версии событий: рассказывает несколько историй о названиях нашего района, реки, улиц и предлагает детям порассуждать, сравнить, какая из предложенных версий наиболее достоверна, интересна, почему одно название сохранилось, а другое оказалось забытым.

Фантазирование на темы, связанные с нашим районом, городом, его жителями в прошлом, настоящем и будущем. Дети сочиняют рассказы о людях и событиях прошлого, выражают отношение к ним.

Организация выставок и мини-музеев в групповых пространствах школы.Тематика выставок и мини-музеев предполагает краеведческую направленность. Это могут быть выставки детских работ и рисунков, фотографий.

Ожидаемые результаты работы с детьми по программе:

По первому разделу:

– знать, что Солнцево и Переделкино — районы Москвы, расположенные на юго-западе города;

– знать прежнее название районов, некоторые сведения из их истории;

– уметь ориентироваться на схеме-карте;

– знать стихи, легенды, сказания о районах;

– понимать связь между прошлым, настоящим и будущим, принимать происходящие вокруг позитивные перемены.

По второму разделу:

– знать растительный и животный мир районов, о реке Сетунь;

– устанавливать связи между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде.

По третьему и четвёртому разделам:

– знать, что окружающие предметы созданы трудом человека;

– ориентироваться в достопримечательностях района;

– устанавливать связи между деятельностью по благоустройству района и улучшением условий жизни людей.

Работа, направленная на приобщение детей к социальной действительности многогранна и объёмна. Эта работа охватывает всю жизнедеятельность ребёнка в образовательной организации и дома, так как жизнь среди людей, овладение её нормами, правилами, законами, присвоение их — это и есть социализация.

Литература:

  1. Козлова С. А. Я — человек. Программа социального развития ребёнка. — М., 2004.
  2. Козлова С. А. Моя Родина. — М., 2003.
  3. Насимович Ю. А. Природа Солнцева и его окрестностей. — М., 2000.
  4. Лобов Л., Васильева К. Переделкино, сказание о писательском городке. — М., 2011.
  5. Колодный С. Е. Москва у нас одна. — М., 1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов