Библиографическое описание:

Синицина О. Б. Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 54-57.



В настоящее время в нашей стране проблема детской агрессивности приобретает глобальный характер не только для педагогов, родителей, но и для общества в целом. Под влиянием агрессивных проявлений у ребенка снижаются его интеллектуальные возможности, деформируется личностное развитие, появляется повышенная тревожность, духовная опустошенность, цинизм, жестокость. Рост количества детей, имеющих агрессивные проявления, беспокоит как родительскую, так и педагогическую общественность. Американский психолог Г. Паренс в своей работе «Агрессия наших детей» рассматривает проблему детской агрессивности и выделяет две ее формы: недеструктивную, которая проявляется в защите собственного достоинства, активности, стремлению к достижениям, защите себя и других, завоевании свободы и независимости — данная форма является врожденным механизмом человека, функционирует с самого рождения и предназначена для адаптации к окружающей среде, удовлетворения желаний, и деструктивную, содержащую в себе противоречие нормам и правилам, принятым в обществе, жестокость, ненависть, зависть, недоброжелательность, гнев — данная форма не проявляется сразу после рождения человека. Речь идет, конечно, о деструктивной форме агрессии, энергию которой выплескивают люди во вред себе и окружающим.

Дети, проявляющие агрессию в деструктивной форме, испытывают трудности в налаживании коммуникативных контактов, у них низкий уровень развития эмоционального интеллекта, регуляции собственного поведения и деятельности. Но это дети. И мы, взрослые люди, родители, педагоги должны понимать, прежде всего, причины возникновения у них подобных проявлений. А причины кроются в семейной среде ребенка, в тех условиях, которые созданы для него в самом близком окружении. Родители — первые воспитатели своего дитя, именно они являются для него образцом для подражания, эталоном поступков и действий. Тот опыт, который ребенок приобрел в детстве, оставляет неизгладимый след на ход его дальнейшей жизни. Детские впечатления, хотя и часто остаются на подсознательном уровне, но, в дальнейшем определяют поступки и действия ребенка помимо его воли. Одна из ярких особенностей развития ребенка в дошкольном возрасте — устойчивость первых впечатлений от окружающей его действительности. И именно эти впечатления он получает в семье, именно под их влиянием формируется личность человека, его особенности, характер. Необходимо отметить тот факт, что сложившаяся семейная атмосфера влияет на становление личности ребенка целенаправленно, регулярно, продолжительно, а так же, на разных этапах его развития, и в различных жизненных ситуациях. Привычки, приобретенные в детстве, имеют такую огромную силу, что человек, даже хорошо понимая их негативные последствия, не в силах от них освободиться.

Поступки, действия ребенка являются зеркальным отражением семейного уклада, преобладающих в семье правил, стиля поведения. Ведь особенность ребенка-дошкольника, живущего в семье, заключается в том, что он всегда и во всем, на бессознательном уровне подражает своим родителям. Убеждения и стремления родителей являются для ребенка истиной в последней инстанции. Дети постоянно находятся в процессе семейного взаимодействия и наблюдают за ним. Личный пример родителей обладает огромной силой на ребенка и соответственно налагает на них ответственность за свои слова и поведение в присутствии ребенка.

Однако, агрессивные проявления у ребенка в дошкольном возрасте имеют свое развитие не только в результате подражания родителям, но и в условиях, когда он испытывает острый дефицит родительской любви и подвержен постоянным наказаниям.

Л. С. Выготский писал о том, что «Микросоциальная ситуация развития, определяемая особенностями семейного воспитания, составом семьи и позицией ребенка в ней, является основой развития личности ребенка, обеспечивая формирование высших психических функций в процессе его «врастания в цивилизацию».

Согласно исследованиям американских психологов М. Раттера, Д. Оудсхоорна, в тех семьях, в которых преобладает низкий культурный, образовательный и воспитательный уровень, ребенок наиболее подвержен возникновению и развитию деструктивной форме агрессивности.

В. В. Ковалев выделил 5 основных типов семей, различающихся степенью воспитательного неблагополучия:

  1. 1 тип — конфликтные семьи, семьи с невысоким образовательным уровнем родителей, семьи, живущие в стесненных материальных условиях или часто мигрирующие.

В семьях, в которых между родителями преобладают конфликтные ситуации, сопровождающиеся криками и ссорами, дети, невольно становясь их свидетелями, становятся подверженными агрессивным проявлениям вербального характера.

  1. 2 тип — педагогически неверно ориентированные семьи (дисфункциональные семьи, в которых отношения между детьми и родителями лишены психологического контакта).

Не менее пагубно влияет на развитие ребенка отсутствие полноценного психологического контакта с родителями. Ребенок на получая нужной дозы внимания, тепла, совместного времяпрепровождения от самых близких ему людей, в последствии не способен доверять другим людям, становится замкнутым, агрессивным, видит во всех врагов, даже если они таковыми не являются.

  1. 3 тип — нравственно неблагополучные семьи, требующие обязательного педагогического вмешательства для предупреждения дефектов воспитания, возникающих из-за асоциального и аморального поведения родителей.

В семьях, где асоциальное поведение является для родителей нормой жизни, царит агрессия и безнравственность, дети не овладевают социально приемлемыми способами отреагирования эмоций, так как уровень развития эмоционального интеллекта у них очень низок. Как правило, они не умеют доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют низкую самооценку, проблемы в учебе и в отношениях с другими детьми.

  1. 4 тип — семьи невысокой воспитательной культуры. Родители хотят воспитывать правильно, но им недостает опыта и знаний для того, чтобы сориентироваться в методах воздействия, подходящих для ребенка.

Очень часто, в процессе работы, приходится наблюдать характер отношений между родителями и ребенком из достаточно благополучных и состоятельных семей. В таких семьях царит материальное благополучие, родители осыпают ребенка подарками, игрушками, а вопросы грамотного воспитания ребенка отодвигаются на задний план. В таких семьях родители закрепляют свое особое статусное положение в сознании ребенка, внушая ему, что любой вопрос может решиться при помощи силы и денег, а дети растут безвольными потребителями с ярко выраженными агрессивными проявлениями, причем родители уверены, в правильности применяемых воспитательных методов по отношению к ребенку.

  1. 5 тип — неполные семьи.

В большинстве неполных семей единственным родителем ребенка остается мать, которая безуспешно пытается заменить ему обеих родителей, оказывая давление на него чрезмерной опекой, что негативно влияет на становление личности ребенка. Дети, воспитывающиеся без отца, становятся тревожными, нередко страдают неврозами. Особенно страдают мальчики, в сознании которых искажается образ мужчины, а в отношениях со сверстниками начинает преобладать грубость, драчливость, непонимание

Таким образом, в результате краткого анализа типологии семей, различающихся степенью воспитательного неблагополучия и создающих условия для развития детской агрессивности, можно сделать вывод о том, что главными характеристиками воспитательного потенциала семьи являются:

− характер внутрисемейных отношений,

− личностные качества родителей,

− состав и структура семьи, ее жизнедеятельность,

− уровень нравственной культуры в семье,

− уровень образования родителей,

− материальные условия в семье,

− уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка,

− степень ответственности родителей за воспитание детей.

К сожалению, в отдельных случаях, семейное воспитание создает весьма благоприятную почву для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности у ребенка дошкольного возраста. Поэтому поддержка семьи со стороны образовательной организации сегодня не может ограничиваться сообщением необходимых знаний родителям о том, как правильно воспитывать детей. Она должна реализоваться как общая мотивация педагогов и родителей в создании гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, в оптимизации педагогического взаимодействия родителей с детьми при участии и с помощью педагогической общественности.

Литература:

  1. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997. – с. 4.
  2. Пасечник Л. В. Семья и проблемы воспитания // Дошкольное воспитание. – 2010. — № 1. – С. 21.
  3. Ярмоленко Г. П. Регуляция агрессивного поведения [Текст] / Г. П. Ярмоленко // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. В 3-х т.: Т. 8. — СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2003. – 695 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов