Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 03.12.2019

Статья просмотрена: 3530 раз

Библиографическое описание:

Гриценко, Н. В. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Гриценко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4685/ (дата обращения: 17.05.2024).



Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС ДО) обозначено, что ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешить конфликты»» [5, с. 28]. ФГОС ДО определяет социально-коммуникативное развитие дошкольника как процесс усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками [5, с. 6]. Всё это мотивирует педагогов ДОО к созданию условий для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет четкого определения понятия «коммуникативная компетентность». Содержание понятия остается дискуссионным, однако несмотря на различные трактовки, их объединяет практическая направленность и указание на те или иные компоненты общения: владение вербальными и невербальными средствами общения, умение устанавливать контакты, вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать, слышать и говорить, выражать свои мысли, эмоции и чувства, желания и намерения, просьбы и предложения, обмениваться информацией, задавать и отвечать на вопросы, отстаивать свое мнение, убеждать, доказывать, объяснять, ориентироваться в ситуациях общения и регулировать собственное речевое поведение, соблюдать речевой этикет, правила культурного общения и пр. [5, с. 6].

По определению О. Н. Сомковой, коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.

Г. Р. Гузеева отмечает, что в отличие от коммуникативных навыков и умений, коммуникативная компетентность предусматривает наличие качеств, которые позволяют человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения. Центральным качество при этом выступает чувствительность к воздействиям сверстника, а именно способность ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и другие), проявлять внимание к сверстнику, готовность ответить на его предложения, способности услышать и понять другого [6, с. 6].

В старшем дошкольном возрасте мы можем наблюдать три варианта проявления коммуникативной компетентности (схема 1).

Рис. 1

Коммуникативная компетентность дошкольников формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности, где дети активно обращаются к правилам. Обращение к нормам и правилам помогает детям поддерживать устойчивые взаимоотношения со сверстниками, добиваться равноправия и справедливости.

Т. И. Бабаева в своих исследованиях подчеркивает особую роль, которую выполняет игровая деятельность. В совместных играх старшие дошкольники используют разные правила: собственно игровые, определяющие игровые действия участников в конкретной игре; нормативные, реализующие моральный принцип справедливости, взаимопонимания и отношений партнеров; установки выигрыша и определения победителя (в некоторых видах игр). Дошкольники начинают осознавать, что успех игры определяется принятием всеми участниками общих правил. В этом возрасте наблюдается нормотворчество. Дети самостоятельно придумывают новые правила в игре и ориентируются на них в совместных действиях [1, с.15].

Как отмечает Е. О. Смирнова, к 6–7 годам у дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и его желания, настроения. Начинает проявляться интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия.

Для старшего дошкольника особо значимы для оценки сверстника его различные умения. Чем они разнообразнее, тем больший интерес проявляют дети к общению и взаимодействию с таким ребенком, тем выше его авторитет и популярность в группе.

Отсюда возникает педагогическая задача — обогащать личный практический опыт каждого ребенка, помогать ему стать интересным партнером в совместной деятельности и общении.

Очень популярным в настоящее время становится проведение в ДОО детских научно-практических конференций для детей старшего дошкольного возраста. Целью выступает пропаганда научных знаний и развитие у старших дошкольников интереса к научной деятельности, а также развитие мотивации каждого ребёнка к активному участию в жизни детского сада, расширении компетентности каждого ребёнка (выражение собственных интересов, обмен ими, публичное оглашение результатов). Совместно с родителями ребята работают над своими исследованиями, узнают много нового и интересного, а потом презентуют свои результаты на конференции. Темы своих исследований дошкольники выбирают самостоятельно. Например: «Как растения пьют воду?», «Опыты с куриным яйцом», «Почему появляется пенка на молоке?» «Как образуются лужи?». «Как сделать невидимые чернила?» и т. д.

Для успешного развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюдение ряда условий (схема 2).

Рис. 2

Наблюдая за детскими взаимоотношениями, воспитатель должен проанализировать ситуаций, определить, какого рода трудности испытывает тот или иной ребенок, и оказать ему помощь и поддержку.

Для определения особенностей коммуникативной компетентности старших дошкольников существует ряд методик, таких как социометрическая методика «Секрет» (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина), вербальная ситуация «Новый детский сад» (Т. И. Бабаева), метод вербальных выводов (Е. О. Смирнова), практическая ситуация «Строим дом» (Т. И. Бабаева), методика «Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей»(Г. Р. Гузеева).

Основные показатели коммуникативного развития и коммуникативной компетентности:

1) социометрический статус;

2) знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками, знание и понимание эмоций другого человека;

3) знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации;

4) характер отношения к сверстнику;

5) особенности реального процесса общения;

6) умение выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстников;

7) способность ориентироваться и учитывать особенности другого, проявлять внимание к сверстнику.

Использование диагностических 'методик позволяет педагогам ДОО получить необходимые данные о социально-нравственном развитии старших дошкольников и определить эффективные пути и средства развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С.Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольни-ков в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод, пособие. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. -224 с.
  2. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А. Г. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2011. — 384 с.
  3. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста. [Текст]. Материалы III международной научной конференции (февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 102–106
  4. Смирнова Е. О. Конфликтные дети / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.:Эксмо, 2010.- 176 с
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. — М.: Перспектива, 2014.- 32 с.
  6. Хузеева Г. Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка/ М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-78 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность детей, Бабаево, детский сад, ребенок, сверстник, совместная деятельность, дошкольник, общение.

Похожие статьи

Модель формирования у дошкольников коммуникативной...

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих

Ребёнок пользуется для реализации коммуникативной деятельности различными

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами

Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником — это необходимое условие психического развития ребенка...

Формирование коммуникативных компетенций у детей...

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими

К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР относятся

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции...

Коммуникативная компетентность — это способность устанавливать и поддерживать

Наблюдая за деятельностью детей с ЗПР, можно заметить нарушения коммуникативной

ребенок , сверстник , дошкольный возраст , отношение, Бабаево, умение, дошкольник...

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор...

ребенок, дошкольный возраст, психическое развитие, сверстник, речевое общение, большинство детей, коммуникативная деятельность детей

Необходимым условием развития личности ребёнка является общение со сверстниками и взрослыми, которое...

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

Особенности отношений воспитателя с детьми, коммуникативная компетентность педагога

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из.

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с...

Формирование коммуникативных компетенций детей...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными

Развитиекоммуникативных способностей детей старшего...

дошкольный возраст, ребенок, семья, общение, компетенция...

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными

ребенок, дошкольный возраст, психическое развитие, сверстник, речевое общение

Процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

Проанализировав и обобщив методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе коллективного труда, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и...

Формирование социальных компетенций при взаимодействии со...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития

Формирование экологической компетентности у старших... Ключевые слова: дети дошкольного возраста , экологическая компетентность...

Похожие статьи

Модель формирования у дошкольников коммуникативной...

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих

Ребёнок пользуется для реализации коммуникативной деятельности различными

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами

Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником — это необходимое условие психического развития ребенка...

Формирование коммуникативных компетенций у детей...

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими

К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР относятся

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции...

Коммуникативная компетентность — это способность устанавливать и поддерживать

Наблюдая за деятельностью детей с ЗПР, можно заметить нарушения коммуникативной

ребенок , сверстник , дошкольный возраст , отношение, Бабаево, умение, дошкольник...

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор...

ребенок, дошкольный возраст, психическое развитие, сверстник, речевое общение, большинство детей, коммуникативная деятельность детей

Необходимым условием развития личности ребёнка является общение со сверстниками и взрослыми, которое...

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

Особенности отношений воспитателя с детьми, коммуникативная компетентность педагога

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из.

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с...

Формирование коммуникативных компетенций детей...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными

Развитиекоммуникативных способностей детей старшего...

дошкольный возраст, ребенок, семья, общение, компетенция...

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными

ребенок, дошкольный возраст, психическое развитие, сверстник, речевое общение

Процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

Проанализировав и обобщив методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе коллективного труда, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и...

Формирование социальных компетенций при взаимодействии со...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития

Формирование экологической компетентности у старших... Ключевые слова: дети дошкольного возраста , экологическая компетентность...

Задать вопрос