Библиографическое описание:

Киселева Э. М., Абрамова В. Ю. Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 107-110.



В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятельности по формированию умений безопасного поведения.

Ключевые слова: безопасное поведение, умения безопасного поведения, социальная адаптация, механизмы социализации, внеклассные занятия по формированию безопасного поведения.

Разнообразие видов государственных образовательных учреждений, выполняющих государственный заказ в соответствии с новыми стандартами, требует подготовки будущих педагогов к различным направлениям педагогической деятельности. В современных условиях выпускники РГПУ им. А.И. Герцена должны быть готовы к педагогической деятельности в разных типах общеобразовательных учебных заведений; уметь проектировать и реализовывать учебно-воспитательный процесс с учетом специфики учебного заведения [1,2].

Несмотря на то, что в настоящее время взят курс на семейное устройство детей в семьи, количество школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается велик (около 300). Спецификой данного учебного заведения является круглосуточное пребывание обучающихся в нем с целью воспитания и формирования навыков самостоятельной жизни. В районах Крайнего Севера и Дальнего Востока число детей живущих в интернатах связано не всегда с сиротством. Еще в советское время в этих районах проводилась интенсивное вовлечение детей коренных народов, ведущих кочевой образ жизни, в школы-интернаты. Так, например, муниципальное казенное образовательное учреждение Заполярного района «Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат» было создано в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей. Основные виды деятельности учреждения: предоставление основного и среднего (полного) общего образования и круглосуточное содержание воспитанников в учреждении. В 2012-2013 учебном году в школе-интернате обучалось 197 учащихся. Из них постоянно проживающих в интернате 189 человека. Социальный состав обучающихся: из полных семей – 53, неполная семья – 35, детей сирот – 21, опекаемые дети –5, детей из многодетных семей – 28, детей потерявших кормильца – 3.

За последнее время количества социальных сирот уменьшается незначительно. Социальные сироты – это дети, изъятые из семей вследствие лишения родителей родительских прав. Все они имеют негативный опыт общения со взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Чаще всего они живут по сценарию «агрессивный неудачник». Ко всему этому можно прибавить такие качества как конформизм, иждивенчество, несамостоятельность, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор [3].

Существует ряд негативных факторов, которые вызваны проживанием учеников в условиях школы-интерната и ведут к проблемам социализации детей. Основными из них являются следующие: условия проживания в интернатном учреждении, где семья заменяется учреждением; ситуация ограничения социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности; ограничение сферы реализации усвоенных социальных норм и социального опыта; неприспособленность детей к преодолению трудных жизненных ситуаций.

В связи с существующими негативными факторами, которые влекут за собой проблемы в социализации воспитанников школы-интерната, важнейшей задачей является подготовка учащихся к безопасному поведению. Как свидетельствует анализ статистических данных, наиболее подвержены влиянию различных негативных факторов среды, риску столкновения с опасными ситуациями дети из социально-неблагополучных семей и социальные сироты. В настоящее время в современной образовательной системе обострились противоречия между объективной потребностью личности в умениях и навыках безопасного поведения как инструменте самосохранения и недостаточным вниманием общеобразовательных школ-интернатов к решению данной проблемы,

В результате анализ методической литературы по проблеме было выявлено, что необходимо использовать возможности курса ОБЖ, способствующие формированию необходимых качеств личности подрастающего поколения в области безопасного поведения, не только в рамках урочных форм, но и в более совершенной по воспитательному воздействию внеклассной деятельности [4, 5 ,6].

Работы отечественных и зарубежных авторов показывают, что длительное пребывание в большом коллективе, в однотипных условиях, ограниченный контакт с внешним миром приводят к тяжелым последствиям. Прежде всего, отмечаются трудности в социальной адаптации воспитанников школы-интерната.

Социальная адаптация ребенка - это процесс активного приспособления его к изменившейся среде с помощью мероприятий по установлению соответствия своего поведения принятым в обществе правилам, нормам и ценностям или корректировки несоответствия такого поведения. Основным способом социальной адаптации ребенка является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, семейных и соседских отношений и т. д.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей).

Воспитанники школы-интерната сталкиваются с трудностями в приобретении житейских умений и навыков, в умении общаться и занимать активную жизненную позицию, при выборе профессии, в создании собственного жизненного пространства, в умении безопасного поведения.

Осваивая разные социальные роли, воспитанник школы-интерната сталкивается с трудностями социализации:

- отсутствие возможности усвоения социального опыта родителей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;

- формирование особой ролевой позиции – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;

- утрата базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;

- затруднение процесса саморегуляции и самоконтроля.

В школе-интернате дети оказываются в изоляции от общества, нарушаются процессы их социальной адаптации, самоопределения, освоения социальных ролей и функций. В том числе нарушается процесс усвоения умений и навыков безопасного поведения. При выходе в жизнь они не могут организовать свой быт, позаботиться о здоровье, организовать досуг, профессионально самоопределиться и самоутвердиться.

Подготовка к самостоятельной взрослой жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной проблемой, решение которой предстоит осуществить педагогам школы-интерната.

Формирование умений безопасного поведения является составной частью воспитания культуры безопасного поведения [7]. Формирование умений и навыков безопасного поведения основывается на специальной теоретической подго­товке по безопасности жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т. д.); психо­логической подготовке к безопасной жизнедеятельности (формирование сме­лости, решительности, готовности к ра­зумному риску и т. д.).

Формирование умений безопасного поведения можно рассмотреть как условие социальной адаптации, так как при их формировании учитываются психологические и социально­-психологические механизмы социали­зации:

 импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецептор­ном и подсознательном уровнях осо­бенностей воздействия на него жизненно важных объектов;

 подражание – следование какому-либо примеру, об­разцу (это один из путей произвольного или непроизвольного усвоения челове­ком социального опыта);

 экзистенци­альный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм соци­ального поведения в процессе взаимо­действия со значимыми лицами;

 иден­тификация (отождествление) – неосоз­наваемое отождествление человеком себя с другим человеком, группой, об­разцом;

 рефлексия – внутренний диа­лог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности [8].

Произведенный анализ документации Ненецкой общеобразовательной средней школы-интерната, а именно, годового плана воспитательной программы; программы социализации подростков на основе использования средств и методов культурно-досуговой деятельности «На перекрестке всех дорог», воспитательной программы «Ступени», образовательной программы школы-интерната, позволил определить основные темы для внеклассных занятий по формированию умений безопасного поведения. В ходе анализа было выявлено, что в школе-интернате большое внимание уделяется формированию у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, воспитанию личности готовой и способной вести здоровый образ жизни, физически развиться и самосовершенствоваться, внедрению новых наиболее эффективных форм и методов пропаганды ЗОЖ, выработке у воспитанников мотивации на ЗОЖ. В школе-интернате активно проводятся внеклассные мероприятия по ПДД. Так, сентябрь в ненецкой школе-интернате объявлен Месячником по ПДД, в рамках которого ежегодно проводятся различные мероприятия в форме проектов, игр, КВНов, эстафет, бесед.

Следует отметить, что такие темы, как «Пожарная безопасность», «Бытовая безопасность», «Терроризм» освещены в данных программах слабо. Поэтому данные темы явились ключевыми темами для внеклассных занятий учеников 8 класса школы-интерната. Основными видами внеклассной работы являются беседы, деловые игры, семинары, круглые столы, вечера откровений, тренинги, диспуты.

Так, например, задачами игры-марафон «Осторожно, огонь!» является закрепление знаний по теме «Пожарная безопасность», формирование умений правильных действий при возгорании и пожаре, оказании помощи и спасении людей. Задачами внеклассного занятия устный журнал «Мы против терроризма» является привлечение внимания к проблеме терроризма, укрепление ценностных ориентиров и позиции.

С целью проверки эффективности и результативности разработанных нами внеклассных мероприятий, после каждого внеклассного мероприятия проводилась диагностика для выявления полученных умений по безопасному поведению учащимися. Это были проверочные тесты практические задания, которые направлены на определение алгоритма правильных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Цель данных тестов и практических заданий, состояла в выявлении динамики уровня сформированности умений безопасного поведения в опасных ситуациях у учащихся школы-интерната. Данные диагностические задания мы оценивали по следующим критериям:

 правильный алгоритм действий в опасных ситуациях;

 осознанность того, что действительно нужны умения безопасного поведения в жизни учащихся.

Проведенная экспериментальная работа позволила выделить особенности педагогического сопровождения обучающихся в интернате, определить условия и методы формирования умений безопасного поведения учеников. Анализ результатов эксперимента показал эффективность проведенных педагогических мероприятий для развития умений и навыков безопасного поведения воспитанников школы-интерната, способствующих положительной социальной адаптации социальных сирот.

Литература:

  1. Соломин В.П. Модели инновационных преобразований системы педагогического университетского образования. - Человек и образование. - 2012,- №1 – с.19-22.
  2. Станкевич П.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавра естественнонаучного образования / Вестник Поморского государственного университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. – 2007. - №1. – С.118.
  3. Никандров Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности [Электронный ресурс] / Н. Д. Никандров // Журнал «Национальная безопасность».
  4. Попова Р.И., Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися./ Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С.63-66.
  5. Киселева Э.М., Абрамова В.Ю. Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к воспитательной работе в условиях ФГО. Мир науки, культуры, образования.2016. № 2 (57). С.42-45.
  6. Киселева Э.М. Готовность бакалавров к внеурочной деятельности по обеспечению безопасного образа жизни школьника как требование новых образовательных стандартов. //В сборнике: Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика. Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Сахалинский государственный университет.2016. С.61-65.
  7. Есипова, А.А. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности [Текст] /А.А.Есипова, Э.М.Ребко //Молодой ученый, 2014. - №18-1. - С.36-38.
  8. Савицкая Н.В. Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности в социально-педагогическом процессе // Педагогическое образование в России. – 2011. – №3. – С. 244-247.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов