Библиографическое описание:

Костецкая Г. А. Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической подготовки // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 116-118.



Показана актуальность совершенствования методической подготовки будущих учителей ОБЖ в современных социокультурных условиях. Рассмотрены новые аспекты содержания и методики такой подготовки на примере деятельности факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ имени А. И. Герцена.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога безопасности жизнедеятельности, методическая подготовка будущих учителей ОБЖ, курс «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ», образовательные технологии в методической подготовке студентов.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования предъявляют высокие требования к результатам подготовки выпускников школ в области безопасности жизнедеятельности, причем результатам не только предметным, но и личностным. Это выводит на новый качественный уровень актуальность вопроса о совершенствовании методической подготовки студентов педагогического вуза, будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Методическая подготовка — важнейшая составляющая профессиональной подготовки педагога. Именно методическая подготовка, ее качество, является тем ресурсом, который позволяет учителю адаптироваться к изменяющейся педагогической реальности и успешно проектировать свою профессиональную деятельность в новых условиях. С учетом динамики современной социокультурной ситуации и «вызовов времени», на которые сегодня должен реагировать учитель, очевидно, что такая подготовка студентов требует обновления как на структурно-содержательном, так и на технологическом уровнях [6]. Рассмотрим некоторые новые аспекты методической подготовки будущих учителей ОБЖ на примере деятельности факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Как известно, методическая подготовка студентов в педагогическом вузе включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение цикла методических дисциплин, практическая — прохождение производственных практик в общеобразовательных учреждениях [3, 5].

Ключевой составляющей методической подготовки студентов является курс «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности», изучение которого осуществляется в течение трех семестров (на II и III курсах). Дисциплина направлена, в первую очередь, на формирование у студентов базовых знаний в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности [1]. Помимо обязательной методической дисциплины, студентам предлагаются курсы по выбору, среди которых: «Содержание и организация профильного обучения в области безопасности жизнедеятельности», «Методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности», «Методика и содержание дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности», «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ». Каждая из этих дисциплин призвана содействовать совершенствованию методической подготовки студентов, становлению их профессиональной компетентности, однако, полагаем, особое место в этом ряду принадлежит курсу «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ».

Изучение дисциплины «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» проходит на завершающем этапе обучения в бакалавриате (IV курс, VII семестр). Цель курса – совершенствование системы знаний студентов по содержанию и организации методической работы преподавателя-организатора ОБЖ в современных условиях деятельности общеобразовательных учреждений, содействие формированию у них способности и готовности осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с должностными обязанностями преподавателя-организатора ОБЖ.

Курс «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» разработан с учетом того, что студентами VII семестра обучения уже изучены общепедагогические дисциплины и основная методическая дисциплина – «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности», а также отдельные курсы по выбору методической направленности, пройдены все производственные практики. Это означает, что студенты владеют базовыми психолого-педагогическими знаниями и знаниями в области методики обучения безопасности жизнедеятельности, понимают специфику содержания и организации учебного процесса по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях, умеют проектировать учебно-воспитательный процесс по ОБЖ и осуществлять педагогическое взаимодействие.

Предполагается, что по окончании изучения дисциплины студент должен обладать следующими определенными ФГОС общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными (ПК) компетенциями [7]:

— готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

— готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования (ОПК-4);

— способностью использовать современные методы диагностики (ПК-2);

— способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4).

Для достижения планируемых результатов обучения необходимо, чтобы студенты были готовы решать такие профессиональные задачи, как изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся; осуществление обучения и воспитания в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования; осуществление профессионального самообразования и личностного роста.

Таким образом, изучение дисциплины «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» призвано содействовать формированию у будущих педагогов целостного системного видения образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в современной школе. Содержание учебного курса представлено в Таблице.

Таблица

Содержание учебной дисциплины «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ»

Раздел программы

Темы

Организационно-правовые основы профессиональной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ

Нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность преподавателя-организатора ОБЖ. Работа с нормативной и методической литературой. Периодические методические издания по ОБЖ. Повышение квалификации преподавателя-организатора ОБЖ и учителя ОБЖ. Аттестация преподавателя-организатора и учителя ОБЖ. Методические объединения преподавателей-организаторов и учителей ОБЖ. Деятельность преподавателя-организатора ОБЖ по совершенствованию учебно-материальной базы по ОБЖ.

Современные подходы к проектированию учебного процесса по ОБЖ

Методические основы проектирования учебного процесса по ОБЖ. Педагогические технологии в обучении ОБЖ. Методические основы выбора педагогических технологий. Технологии коллективного способа обучения (КСО) в обучении ОБЖ. Технологии игрового обучения ОБЖ. Проектирование как технология обучения ОБЖ. Технологии проблемного обучения ОБЖ. Кейс-метод в обучении ОБЖ. Технологии модульного обучения ОБЖ. Учебно-методические комплексы (УМК) по ОБЖ. Выбор УМК по ОБЖ.

Актуальные вопросы методики внеурочной, внеклассной и массовой работы по ОБЖ

Организация и проведение олимпиады по ОБЖ. Внеурочная работа по ОБЖ. Деятельность преподавателя-организатора ОБЖ по подготовке и проведению в школе внеклассных мероприятий по ОБЖ. Методические основы подготовки и проведения массовых мероприятий по ОБЖ.

Подготовка и проведение Дня защиты детей. Организация работы по гражданской обороне: деятельность преподавателя-организатора ОБЖ. Особенности подготовки и проведения объектовых тренировок по гражданской обороне. Методические основы деятельности преподавателя-организатора ОБЖ по профилактике аддиктивного поведения школьников. Методические основы деятельности преподавателя-организатора и учителя ОБЖ по формированию у школьников здорового образа жизни. Деятельность преподавателя-организатора ОБЖ по профессиональной ориентации учащихся.

Осуществление внешнего взаимодействия в деятельности преподавателя-организатора ОБЖ

Направления внешнего взаимодействия в профессиональной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ. Осуществление взаимодействия с родителями учащихся в процессе профессиональной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ. Взаимодействие преподавателя-организатора ОБЖ с учреждениями дополнительного образования различных видов. Сотрудничество преподавателя-организатора ОБЖ с учреждениями дополнительного образования в целях гражданского и военно-патриотического воспитания учащихся.

Следует отметить, что методика изучения курса предполагает использование, как различных форм проведения занятий, так и современных образовательных технологий, в т. ч. интерактивных. При этом значительное место отводится самостоятельной работе студентов. Важно, что результаты самостоятельной учебной деятельности студентов анализируются и обобщаются в интерактивном режиме. Примеры таких интерактивных технологий: публичные защиты творческих работ, дискуссии на актуальные темы («Современные технологии в обучении ОБЖ: за и против», «ФГОС и педагогическая реальность: возможные противоречия», «УМК по ОБЖ: плюсы и минусы»), «мозговые штурмы»(«Как мотивировать школьника к выбору профиля дальнейшего обучения?») [4]. Особое внимание в работе со студентами уделяется групповой проектной деятельности (проектирование работы преподавателя-организатора ОБЖ по профессиональной ориентации школьников, по осуществлению внешнего взаимодействия и др.), что согласуется с требованиями ФГОС общего образования в части обязательного использования в учебно-воспитательном процессе проектных технологий [2].

Самостоятельная работа студентов в рамках изучения дисциплины предусматривает выполнение как инвариантных, так и вариативных заданий. В качестве вариативных заданий студентам предлагается ознакомиться с опытом работы общеобразовательных учреждений по безопасности жизнедеятельности, представить изученный педагогический опыт, включая фотоотчет (видеоотчет) или подготовить научную статью (выступить на научно-практической конференции).

Двухлетний опыт изучения курса «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» позволяет сделать вывод о целесообразности его введения, поскольку образовательные результаты, в целом, позитивны: студенты активнее позиционируют себя как будущие педагоги. Это проявляется, в частности, в повышении интереса студентов к участию в научно-практических конференциях и семинарах, в подготовке ими публикаций, в стремлении значительной части студентов заниматься педагогической деятельностью. Успешно успевающие студенты выпускного курса осознают роль и место образования в области безопасности жизнедеятельности на современном этапе, владеют содержанием такого образования, способны выбирать адекватные технологии и методы обучения, понимают необходимость целостного осмысления образовательного процесса, способны к педагогическому проектированию.

Литература:

  1. Абрамова, В. Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст] /В. Ю. Абрамова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 3–2. — С.162–165.
  2. Алексеев, С. В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10–11 классы: методическое пособие [Текст] /С. В. Алексеев, С. П. Данченко, Г. А. Костецкая. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 120 с.
  3. Беспамятных, Т. А. Методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики бакалавров по профилю «Безопасность жизнедеятельности»: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «050100- Естественнонаучное образование» [Текст] /Т. А. Беспамятных, Э. М. Киселева, Г. А. Костецкая, Р. И. Попова, О. В. Силакова. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2011. — 42 с.
  4. Королькова, С. В. Опыт применения активных педагогических технологий в преподавании ряда предметов естественнонаучного цикла [Текст] /С. В. Королькова //Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (28 ноября 2013 года, г.Южно-Сахалинск): сборник научных статей /сост. С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. — Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. — С.44–45.
  5. Попова, Р. И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников [Текст] /Р. И. Попова //Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С.295–297.
  6. Соломин В. П. Педагогические кадры: новый образ, новое образование [Текст] /В. П. Соломин, С. А. Гончаров //Universum:Вестник Герценовского университета. — 2013. — № 2. — С.3–11.
  7. URL: www.mon.gov.ru — Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. — Образование. — ФГОС. — ФГОС ВО. — Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов