Библиографическое описание:

Корнилова Е. С. Применение ресурсов дистанционной поддержки Moodle в обучении студентов-бакалавров по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 113-116.

Статья посвящена вопросу обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» с помощью системы дистанционной поддержки на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru.

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, обучение безопасности, дистанционное образование, дистанционная поддержка, платформа Moodle.

В течение последних десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. В мире происходит  развитие спектра образовательных дистанционных услуг, характеризующихся увеличением количества обучающихся, образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования. Область дистанционного образования признается одним из ключевых направлений программ ЮНЕСКО "Образование для всех", "Образование через всю жизнь", "Образование без границ" [3].

В современных условиях растет необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается  возможность непрерывно в течение жизни совершенствовать свои знания. Такая система позволяет человеку быть профессионально мобильным и творчески активным. Эту возможность обеспечивает дистанционная поддержка, которая является одним из наиболее активно развивающихся направлений современного образования [3].

Опыт использования дистанционной образования и дистанционной поддержки обучения в Санкт-Петербурге представлен на уровне отдельных образовательных учреждений, в основном систем среднего полного и высшего профессионального образования. Центр дистанционной поддержки образования РГПУ им. А. И. Герцена представляет возможность разработки курсов дистанционного обучения на базе платформы Moodle.Herzen.spb.ru и призван обеспечить поддержку образовательного процесса средствами дистанционных технологий.

Обобщенной целью нашего исследования стала техническая разработка и внедрение в образовательную практику факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена курса дистанционной поддержки дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru.

Для достижения и реализации цели исследования нами были поставлены и последовательно решаются следующие основные задачи:

1.изучить научную, методическую, учебную и нормативно-правовую литературу по теме исследования;

2. разработать курс дистанционной поддержки дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов первого курса по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» на базе платформы Moodle.Herzen.spb.ru;

3. внедрить разработанный курс дистанционной поддержки в образовательную практику факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена;

4. провести экспериментальное исследование, проанализировать результаты, предложить направления дальнейшего развития работы.

Начало практической части исследования лежит в плоскости определения ключевых критериев, необходимых для построения курса в системе дистанционной поддержки, которыми стали:

- определение цели и задач курса дистанционной поддержки;

- определение структуры курса и структуры заданий в системе дистанционной поддержки Moodle.herzen.spb.ru;

- определение предметного содержания курса на основе анализа компетенций Федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»;

- определение требований к содержанию и формам подачи материала;

Анализ учебной, методической и научной литературы по теме исследования позволил определить, что основной целью подготовки будущего бакалавра в области безопасности жизнедеятельности является готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета [1, 3].

На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» и анализа программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной на заседании кафедры социальной безопасности РГПУ им. А.И. Герцена (протокол № 16 от 28.06.2015) нами был определен круг компетенций, формирование которых возможно при изучении дисциплины БЖ с условием применения дистанционной поддержки:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) [4].

Определение круга компетенций позволило выделить круг предметных знаний, которыми должны обладать студенты в результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при использовании системы дистанционной поддержки (Таблица 1).

Таблица 1

Предметные и сопутствующие знания, формируемые у студентов при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с применением дистанционной поддержки

Предметные знания

Сопутствующие знания/умения

общие понятия и основная терминология дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

основные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу безопасности жизнедеятельности на территории РФ;

классификации и характерные черты  чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, причины их возникновения и возможные последствия для населения;

систему организации гражданской обороны, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих в мирное и военное время;

основные государственные структуры, обеспечивающие безопасность населения и порядок обращения к ним в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

алгоритмы действия населения при угрозе возникновения (или при непосредственном возникновении) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

основные правила оказания доврачебной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

информационная грамотность;

исследовательские умения по анализу конкретных ситуаций;

составление алгоритмов поведения человека при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

повышение уровня сформированности информационных компетенций – умение применять дистанционные формы обучения, работать с системами дистанционного образования;

умение выявлять, формулировать и решать возникающие проблемы в сфере безопасности жизни и деятельности;

умение выбирать из существующих наиболее эффективные способы решения задач;

развитие способности и потребности к самоорганизации, личностному самоопределению, росту, самообразованию;

знакомство с информационными системами, направленными на самообразование;

расширение представлений об официальных информационных источниках безопасности жизнедеятельности, органах безопасности.

Курс дистанционной поддержки «Безопасность жизнедеятельности» был разработан для студентов 1 курса факультета безопасности жизнедеятельности очного отделения. Структура курса дистанционной поддержки для дисциплины была заимствована нами из программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной на кафедре. Это решение было принято осознанно и обосновано тем, что курс дистанционной поддержки призван расширять представления о предметных знаниях очного курса, а, следовательно, соответствовать ее структуре и тематическому содержанию.

Данный курс ориентирован, прежде всего, на дистанционную поддержку очного образовательного процесса с возможностью неоднократного возвращения к пройденным лекциям и материалам, а также с возможностью получить дополнительные знаний и выполнить практические задания по дисциплине.

Структура курса включает в себя восемь основных тем раздела 1 «Теоретические и практические основы безопасности жизнедеятельности» (Рис. 1).

Рис.1. Тематическое содержание курса «Безопасность жизнедеятельности»

Каждая тема состоит из трех обязательных разделов:

  1.                Лекционный (теоретический) материал представлен в виде отсканированных страниц учебника «Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений (под ред. Соломина В.П.)» по соответствующей теме (Рис.2).
  2.                Материалы практических занятий (для тех, кто по объективной причине пропустил занятие (Рис.3).  Большинство заданий, предлагаемых студентам, связано с формированием исследовательских и аналитических умений в области безопасности жизни человека.
  3.                Задания для самостоятельной работы (Рис.4). Студентам часто предстоит выполнить ряд творческих работ, направленных на «понимание условий чрезвычайных ситуаций» и принятие решений действий при них. Выполнив задания для самостоятельной работы, студент может прикрепить их в систему без дополнительной передачи преподавателю. Тут же, в системе преподаватель проверяет задания и выставляет оценки с возможными комментариями по доработке.

При необходимости к занятиям могут быть подобраны видео- , мультимедиа- файлы, сопровождающие презентации, а также схемы, ссылки и изображения. Все это существенно расширяет содержание простого лекционного материала, изложенного в процессе занятия.

Для прохождения аттестации и получения зачета по курсу студент должен предоставить портфолио, состоящее из заданий для самостоятельной работы и заданий тех практических занятий, которые они пропустили. Все оценки выставляются в баллах согласно балльно-рейтинговой системе, утвержденной университетом

Частичная апробация по внедрению курса позволяет утверждать, что сегодня дистанционная поддержка предоставляет гораздо больше возможностей, обозначаемых и самими студентами:

- удаленное прохождение обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (в случае объективного отсутствия на лекции);

- неоднократное возвращение к изученному материалу курса (при необходимости);

- самостоятельное обучение по безопасности жизнедеятельности (для тех, у кого нет курса);

- широкое использование информационных технологий в области безопасности жизнедеятельности;

- расширенный доступ к дополнительной информации по изучаемым темам.

- мобильный доступ к изучению безопасности жизнедеятельности;

- предоставление большого диапазона показателей результатов обучения (за счет встроенных в систему заданий).

Проведенное теоретическое и практическое исследование позволяет утверждать, что дистанционное обучение занимает в современной системе обучения прочные позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы. Однако необходимо продолжать работу по устранению выявленных недостатков и совершенствованию системы дистанционной поддержки обозначенного курса.

В заключении считаем необходимым обозначить  направления развития дистанционной поддержки в области безопасности жизнедеятельности:

- расширение объема образовательных услуг;

- повышение интереса к образованию (так как студент имеет больше возможностей доступа к учебному и дополнительному материалу, имеет более быстрый способ передачи информации и взаимодействия с преподавателями и организаторами учебного процесса);

- привлечение ведущих специалистов различных престижных вузов нашей страны и за границей;

- расширение возможностей для получения качественного профессионального образования [1].

Дистанционная поддержка очного курса «Безопасность жизнедеятельности» способствует самообразованию и расширению знаний студентов в области безопасности жизнедеятельности, а также способствует расширению общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

  1.                Дистанционная поддержка студентов-бакалавров по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / Корнилова Е.С. – Молодой учёный. 2015. №6.4 (86.4). С. 87-89
  2.                Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». http://umd.udsu.ru/Urovni_podgotovki/Primern_RP/bezop_zhizn.pdf  [Электронный ресурс]
  3.                Применение ресурсов сети интернет при подготовке бакалавров образования в области социальной безопасности / Ребко Э.М., Сергеева А.А. - Молодой ученый. 2013. № 11. С. 637-640.
  4.                Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 788 от 22 декабря 2009 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов