Библиографическое описание:

Екимова Е. С., Коляскина С. В., Фурман В. А. Психологические барьеры обучаемых при изучении темы «Приемы оказания первой помощи» на курсах гражданской обороны» // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 74-76.



 

В статье рассмотрены особенности проведения практического занятия по теме «Приемы оказания первой помощи» с учетом возрастных особенностей обучаемых на курсах гражданской обороны.

Ключевые слова: обучение, психологические барьеры, первая помощь, преодоление, чрезвычайная ситуация.

 

Проводя лекционные и практические занятия по оказанию первой помощи, преподаватели акцентируют внимание слушателей на следующее: средства массовой информации часто сообщают тревожные новости об авариях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях, ежегодно в России жертвами катастроф и несчастных случаев на производстве становятся десятки тысяч человек, возникают ситуации, когда на одного спасателя или медицинского работника приходится множество пострадавших и раненых. Поэтому первую помощь до приезда квалифицированного персонала может оказать любой человек: случайный свидетель происшествия, коллега, сосед. Отсутствие медицинского образования не мешает эффективно провести необходимые манипуляции, ведь при наличии подготовки и медицинский работник, если он не находится при исполнении профессиональных обязанностей, и неспециалист оказываются в экстренной ситуации практически в тех же условиях.

Но знать теорию и методику оказания первой помощи ‒ еще не значит уметь воспользоваться этими знаниями в экстремальной ситуации. Именно психологический фактор, если он не берется в расчет, превращает обучение приемам оказания первой помощи в пустую формальность.

При проведении практических занятий выявлена группа сомнений, страхов и аргументов, мешающих работе слушателей.

Одна из центральных проблем – это низкая мотивация к обучению и к совершенствованию профессиональных знаний целевой аудитории. При проведении анализа мотивации обучаемых на курсах гражданской обороны путем опроса слушателей, тестирования и наблюдения за аудиторией нами было выявлено, что почти в подавляющем большинстве случаев обучение – это не осознанная необходимость получения и обновления знаний, а исполнение распоряжения высшего руководства.

Помимо этого, у обучаемых имеется прошлый учебный опыт, который может как повысить их способность к обучению, так и снизить мотивацию к овладению новыми знаниями. Для повышения мотивации следует обращаться к опыту слушателей, чтобы они могли использовать имеющийся багаж знаний и встроить полученные знания в свой опыт; помнить о том, что аудитория имеет право оценивать учебный материал и реагировать на него.

Среди слушателей распространены следующие сомнения и опасения, которые снижают их самооценку: боязнь быстро принимать решения и при этом навредить пострадавшему; опасение, что тот может умереть по вине человека, оказывающего помощь; боязнь заразиться; страх перед критическими замечаниями очевидцев; необходимость оправдываться в том, что при оказании помощи были допущены ошибки; тяжело заставить себя проводить искусственную вентиляцию легких незнакомому человеку, дотрагиваться до его тела.

Некоторые слушатели убеждены в том, что без знания анатомии и классификации травм и кровотечений невозможно обучить навыкам оказания первой помощи, а времени на изучение мало.

Очевидцу несчастного случая достаточно владеть определенными навыками оказания первой помощи и знать пять-шесть ситуаций (состояние клинической смерти, комы, опасного для жизни кровотечения, попадания на кожу и глаза агрессивных жидкостей и термических ожогов), чтобы в реальности спасти и сохранить жизнь пострадавшего до прибытия медицинского персонала [1].

Утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 4 мая 2012 г. № 477н «Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и Перечень мероприятий первой помощи» показали, что первая помощь – это просто и доступно практически для любого гражданина. Приказом определены восемь состояний и одиннадцать мероприятий первой помощи, научиться выполнять которые сможет каждый. Мероприятия первой помощи укладываются в простой, четкий и легко запоминаемый алгоритм действий.

Преподавателям приходится сталкиваться с утверждением слушателей, что обучать навыкам оказания первой помощи могут только медицинские работники.

В данной ситуации важно объяснить следующее: не каждый медицинский работник имеет педагогические способности. В свою очередь, у человека без медицинского образования есть дар инструктора, наставника. Достаточно применять эффективные технологии обучения, чтобы уровень подготовки был на достойном уровне [2]. Преподавателю следует пройти специальный курс овладения такими технологиями и иметь навыки в оказании первой помощи.

Еще одним заблуждением обучаемых является юридическое: лицо без медицинского образования за неверно оказанную медицинскую помощь может быть привлечено к уголовной или какой-либо другой ответственности. В частности, ошибочно трактуют Статью 109 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Причинение смерти по неосторожности», которой запугивают очевидцев несчастного случая.

Принципиальное решение правовой проблемы оказания первой помощи прописано в УК РФ в главе 8 статьи 39 «Крайняя необходимость» «Обстоятельства, исключающие преступность деяния». Для понимания её сути приведем полное содержание данной статьи.

Статья 39. Крайняя необходимость.

1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи пострадавшим при травмах и неотложных состояниях подпадает под признаки деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости и, следовательно, не является правонарушением и не влечет привлечения к юридической ответственности. Связано это с тем, что оказание первой помощи направлено на спасение охраняемых законом интересов ‒ жизни или здоровья человека, которые согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации признаются высшей ценностью. При этом угроза жизни или здоровью пострадавшего не может быть устранена другими средствами.

Поэтому требуется широкая пропаганда знаний законодательства, защищающего гражданина, оказывающего первую помощь, от дальнейшего юридического преследования в случае нанесения им неумышленного вреда пострадавшему.

Чтобы слушателям не мешали эти сомнения и страхи, необходимо выработать у них достаточно твердые навыки и уверенность в важности и правильности их действий. Но именно навыкам и выработке установки на оказание помощи в условиях обучения на курсах гражданской обороны уделяется недостаточно внимания

Для повышения уровня подготовки обучаемых необходимо уйти от формального подхода в учебном процессе и поставить слушателей в ситуацию, близкую к реальной.

Для эффективной работы с учебными группами мы применяем следующие принципы:

а) принцип интерактивного обучения, который подразумевает активное общение участников друг с другом и с преподавателем; равноправие, построенное на партнерских взаимоотношениях обучаемых и обучающего, осуществление обратной связи; реализацию интересов взрослых обучаемых. Данный принцип поддерживает высокую мотивацию и способствует пониманию поставленной проблемы обучаемыми;

б) принцип психологической безопасности, т.е. моделирование психологически безопасных условий для интенсивного, эмоционального общения в ходе выполнения заданий;

в) имитация различных видов несчастных случаев. Основная цель ‒ отработать тактику и навыки правильного поведения в экстренной ситуации и способы быстрого сбора информации о пострадавшем, научить быстро принимать рациональные решения в затруднительных условиях (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимых средств спасения);

г) использование тренажеров для проведения сердечно-легочной реанимации, что способствует приближению условий в аудитории к реальным;

д) учет эмоциональной сложности материала: проводимые занятия и рассматриваемый материал должны стимулировать положительные эмоции. Практическое занятие должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне [3].

Для активизации процесса обучения необходимо создавать условия для лучшего восприятия информации: использовать слайды, учебные фильмы, обучаемым полезны тактильные ощущения при работе с тренажером.

 

Литература:

 

  1.                Бубнов В., Петров С. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2006. - № 12. – с. 61 – 64.
  2.                Лебедева Н.В. Обучение взрослых на курсах переподготовки: принципы и условия // Научный диалог. 2013. № 4 (16). – с.12 – 17.
  3.                Никулина Н. Ю., Зиновьева Т. А. Особенности профессионального обучения взрослых // Молодой ученый. – 2015. – № 1. – с. 464 – 466.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов