Применение деловой игры в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Ставропольцева С. В., Сторожук Н. В. Применение деловой игры в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 107-112. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13019/ (дата обращения: 20.06.2018).



В статье рассматриваются вопросы организации и проведения деловых игр в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья содержит методическую разработку деловой игры, ориентированной на совершенствование практических навыков организации и проведения мероприятий по защите работников и обучающихся от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Ключевые слова: курсовое обучение, подготовка должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, деловая игра

Глобальной проблемой современного мира является обеспечение устойчивого безопасного развития. Эта проблема стоит практически перед всеми странами мира и является ключевой проблемой человеческой цивилизации. Рост количества чрезвычайных ситуаций различного характера вызвал острейшую необходимость подготовки человека в области безопасности жизнедеятельности. Важнейшая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства принадлежит образованию. Только через качественное образование можно подготовить человека нового склада мышления, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, располагающего нужной информацией, имеющего желание, интерес и потребность к обеспечению своей собственной безопасности и безопасности окружающих. Таким образом, в современных условиях система подготовки населения должна постоянно совершенствоваться за счет применения более эффективных форм и методов обучения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку специалистов по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

В соответствии с Примерной программой курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанной МЧС России в 2017 году, основной целью организации и осуществления образовательного процесса является привитие знаний и умений по организации и выполнению мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также выработка готовности и способности к использованию полученных знаний в интересах защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [1].

Для достижения поставленной цели в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС должны быть реализованы определённые принципы обучения, основными из которых являются:

1) принцип сознательности, обеспечивающий высокую мотивацию обучающихся к получению и совершенствованию знаний и умений, глубокое понимание важности возложенных на них задач и высокого уровня ответственности;

2) принцип активности, предполагающий активное усвоение обучающимися изучаемого материала, активизацию их мыслительной деятельности и способности к самостоятельной работе;

3) принцип наглядности и максимального приближения обучения к реальным условиям выполнения функциональных обязанностей;

4) принцип учета возрастных особенностей обучающихся, обуславливающий такие особенности подготовки, как ориентация процесса обучения на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов «здесь и сейчас», освоение новых методов, применимых в различных ситуациях;

5) принцип прочности знаний, обеспечивающийся применением разнообразных форм, методов и средств обучения.

Таким образом, важно не просто передать обучающимся знания, а научить их овладевать новыми знаниями посредством вовлечения в различные виды деятельности, одним из которых является игра.

В педагогике принято различать следующие виды игр [2, с. 115–116]: дидактические, сюжетно-ролевые и деловые. По мнению Н. А. Моревой [3, с. 75], деловая игра предполагает моделирование профессиональной деятельности и направлена на решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда обучающиеся берут на себя роли и, в соответствии с установленными правилами, в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения. Обязательными элементами и условиями деловых игр являются:

‒ наличие дидактической задачи (направленность на формирование определенного круга умений, систематизацию определенного круга знаний, развитие определенных свойств мышления, выработку профессионально значимых качеств личности);

‒ наличие учебно-производственной игровой задачи, связанной с ролью, которую выполняет обучающийся;

‒ различие ролевых целей (каждая роль наделена определенными обязанностями, не совпадающими с обязанностями, свойственными другим ролям);

‒ наличие учебной ситуации, на разрешение которой и направлена игра;

‒ наличие правил (ограничений сферы действий, «мер наказания» за нарушение правил игры);

‒ коллективный характер игры, предполагающий взаимодействие играющих в соответствии с выбранными ролями.

Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучающихся, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.

Ряд исследователей отмечает, что деловая игра — это высшая и самая сложная форма игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность. По мнению Л. Д. Столяренко и С. И. Самыгина [4, с. 147], в процессе деловой игры знания и умения усваиваются не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда, и, участвуя в деловой игре, обучающийся наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию — навыки взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. В целом, деловая игра — это «репетиция» профессиональной и социальной деятельности человека, предполагающая решение учебно-производственных задач в игровой форме и активизирующая интеллектуально-творческую самостоятельность обучающихся.

Методика организации и проведения деловой игры носит вариативный характер, что обусловлено многообразием их видов и типов. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсозатратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны: получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности; систематизация уже имеющихся у обучающихся умений и навыков; получение опыта социальных отношений и формирование профессионального творческого мышления.

В настоящее время в научно-педагогической и учебно-методической литературе отсутствует единый подход к структуре деловой игры. По мнению ряда исследователей в процессе организации и проведения игры можно выделить 3 основных этапа:

  1. Проектирование игры (доигровой этап) включает в себя:определение единой цели игры и конкретных задач для её участников; разработку плана и правил игры; описание последовательности действий участников; подготовку заданий для участников, разработку процедуры и критериев судейства; подбор необходимого оборудования.
  2. Проведение игры (основной этап)включает в себя:

‒ организационный момент предусматривающий: представление участников; постановку целей игры, ознакомление с правилами игры; распределение ролей; назначение судей, которые наблюдают за ходом игры, подвергают анализу моделируемые ситуации, дают оценку правильности действий участников; установление регламента времени.

‒ ход игры — выполнение предусмотренных сценарием заданий. Следует отметить, что успешное проведение деловой игры предусматривает соблюдение ряда условий: игра не должна быть слишком замкнутой в себе и не должна превращаться в самоцель (игра ради игры); в игре должна возникать достаточно оперативная связь всех участников; кроме того, игра должна осуществляться по чётко сформулированным правилам, которые следует соблюдать всем участникам.

В ходе проведения деловой игры особая роль принадлежит преподавателю, который должен следить за деятельностью участников и дисциплиной, контролировать соблюдение определённого игрового режима, разрешать спорные вопросы. Являясь участником и основным организатором, он должен стремиться создать творческую обстановку, направить активность обучающихся на достижение поставленной цели, при необходимости активизировать ход игры разнообразными приёмами, поддержать интерес к ней. В случае, когда участники при обсуждении вопросов сами не в состоянии выбраться из теоретического или логического «тупика», преподаватель подводит их к правильному выводу. Преподаватель также может вмешиваться в ход игры в те моменты, когда в выполнении заданий допущены явные ошибки, и они не замечены экспертной группой, а также при нечётком выполнении участниками своих функций.

  1. Подведение итогов (заключительный этап) включает в себя: обсуждение результатов игры, выявление положительных и отрицательных моментов в действиях участников, оценка экспертов (подсчет набранных баллов), а также обобщение знаний, полученных в ходе проведения деловой игры, их практическая значимость.

Анализ учебно-методической литературы и опыт преподавания в Санкт-Петербургском государственном казённом учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» позволили разработать и успешно апробировать в учебном процессе деловую игру «Организация работы должностных лиц на пункте управления». Основная цель деловой игры: совершенствование практических навыков организации и проведения мероприятий по защите работников и обучающихся от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

1. Проектирование игры (доигровой этап) усвоение и проработка обучающимися ранее изученного лекционного материала по темам «Перевод гражданской обороны с мирного времени на военное положение» и «Содержание и порядок разработки плана гражданской обороны и защиты населения (плана гражданской обороны)».

Преподаватель разрабатывает задания для проведения деловой игры и раздаточный материал для обучающихся, а также подготавливает необходимое материальное оснащение и техническое оборудование: запись сигнала «Внимание всем» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге и радиационной опасности, микрофон, колонки, таблички (пункт управления, учебный класс, кабинет заместителя директора по административно-хозяйственной работе, директор, преподаватель-организатор ОБЖ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов, учитель истории, учитель литературы, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, слесарь-сантехник, электрик).

2. Проведение игры (основной этап):

организационный момент включает в себя следующие действия: академическая группа делится на малые группы. Каждая малая группа делится на подгруппы по 3 человека в каждой следующим образом:

  • первая подгруппа: «Руководящий состав гражданской обороны» — обучающийся № 1 — директор школы — руководитель гражданской обороны; обучающийся № 2 –преподаватель-организатор ОБЖ- работник уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны; обучающийся № 3 — заместитель директора по УВР — председатель объектовой эвакуационной комиссии. Место работы первой подгруппы — повседневный пункт управления гражданской обороны образовательной организации;
  • вторая подгруппа: «Учителя, проводящие уроки» — обучающийся № 1 — учитель проводящий урок с 1 «А» классом; обучающийся № 2 — учитель, проводящий урок истории с 5 «А» классом; обучающийся № 3 — учитель, проводящий урок литературы с 10 «А» классом. Место работы второй подгруппы — учебный класс.
  • третья подгруппа:«Административно — хозяйственный отдел» — обучающийся № 1 — заместитель директора по административно-хозяйственной работе, обучающийся № 2 — слесарь-сантехник, обучающийся № 3 — электрик. Место работы третьей подгруппы — кабинет заместителя директора по административно-хозяйственной работе.
  • подгруппа экспертов, которые будут анализировать выполнение заданий игроками.

Затем каждой подгруппе выдаются следующие материалы:

  • общая обстановка — школа продолжает работать в военное время, не отнесена в установленном порядке к категории по гражданской обороне и находится в зоне слабых разрушений, радиационного и химического заражения. В школе создана система гражданской обороны. Должностные лица прошли обучение. Школа имеет защитное сооружение — противорадиационное укрытие на 600 человек, расположенное в подвальном помещении учебного корпуса, что позволяет защитить наибольшую работающую смену. Работники и обучающиеся обеспечены средствами индивидуальной защиты (противогазы фильтрующие, респираторы) на 100 %. Повседневный пункт управления оборудован в кабинете директора школы и оснащен средствами связи. Объектовая система оповещения находится в исправном состоянии. В 11.00. 25 мая Президентом РФ введено военное положение. В 12.00. 25 мая директор получил распоряжение на проведение первоочередных мероприятий по гражданской обороне третьей очереди. К 12.00. 26 мая в школе выполнены первоочередные мероприятия по гражданской обороне третьей очереди.
  • частная обстановка — в 12.00 27 мая на пункте управления дежурят директор, преподаватель-организатор ОБЖ — работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны. В школе проходят уроки согласно расписанию. На территории школы находятся: работники организации — 50 человек, обучающихся — 500 человек.
  • справочные данные — школа расположена в типовом трёхэтажном здании. Имеет 6 эвакуационных выходов и оснащена первичными средствами пожаротушения. Охрану школы осуществляет дежурный вахтер. Кадровый состав: администрация — 9 человек, учителя — 57 человек, педагоги-психологи — 1 человек, социальные педагоги — 3 человека, учителя-логопеды — 2 человека, воспитатели групп продлённого дня — 5 человек, педагоги дополнительного образования — 2 человека, педагог-организатор ОБЖ — 1 человек, педагоги-организаторы — 3 человека, методисты — 2 человека.

ход игры выполнение практических заданий:

  • задание № 1- преподаватель определяет обучающихся, которые будут выполнять задание № 1 (слушатели № 1). После этого преподаватель определяет время подготовки к выполнению задания — 3 минуты. Через 3 минуты преподаватель включает сигнал «Внимание всем. Воздушная тревога». Прослушав информацию об оповещении обучающийся № 1 (директор школы — руководитель гражданской обороны) из подгруппы «Руководящий состав гражданской обороны», должен организовать мероприятия по защите работников организации и обучающихся с использованием объектовой системы оповещения.

Далее обучающийся № 1 (учитель, проводящий урок в 1 «А» классе) из подгруппы «Учителя, проводящие уроки» предлагает свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Воздушная тревога».

Затем обучающийся № 1 (заместитель директора по административно-хозяйственной работе) из подгруппы «Административно-хозяйственный отдел» представляет свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Воздушная тревога», в частности он отдаёт распоряжения слесарю-сантехнику и электрику.

Все ответы обучающихся сначала анализирует представитель экспертной группы, а затем преподаватель комментирует выполненное задание и предлагает свой вариант его выполнения. Затем преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у обучающихся, и подводит итоги выполнения задания № 1.

  • задание № 2 — преподаватель определяет в подгруппах обучающихся, которые будут выполнять задание № 2 (обучающиеся № 2). После этого преподаватель определяет время подготовки к выполнению задания — 3 минуты. Через 3 минуты преподаватель включает сигнал «Внимание всем. Химическая тревога. Аммиак». Прослушав информацию об оповещении обучающийся № 2 (преподаватель-организатор ОБЖ — работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны) из подгруппы «Руководящий состав гражданской обороны» должен организовать мероприятия по защите работников организации и обучающихся с использованием объектовой системы оповещения.

Далее обучающийся № 2 (учитель истории, проводящий урок в 5 «А» классе) из подгруппы «Учителя, проводящие уроки» должен представить свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Химическая тревога. Аммиак».

Затем обучающийся № 3 из подгруппы «Административно-хозяйственный отдел» представляет свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Химическая тревога. Аммиак». В целях оптимизации учебного времени обязанности заместителя директора по административно-хозяйственной работе возлагаются на обучающегося, который при выполнении задания № 1 являлся слесарем-сантехником.

Все ответы обучающихся сначала анализирует представитель экспертной группы, а затем преподаватель комментирует выполненное задание и предлагает свой вариант его выполнения. Затем преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у обучающихся, и подводит итоги выполнения задания № 2.

  • задание № 3 — преподаватель определяет в подгруппах обучающихся, которые будут выполнять задание № 3 (обучающиеся № 3). После этого преподаватель определяет время подготовки к выполнению задания — 3 минуты. Через 3 минуты преподаватель включает сигнал «Внимание всем. Радиационная опасность». Прослушав информацию об оповещении, обучающийся № 3 (заместитель директора по учебно-воспитательной работе — председатель объектовой эвакуационной комиссии) из подгруппы «Руководящий состав гражданской обороны», должен организовать мероприятия по защите работников организации и обучающихся с использованием объектовой системы оповещения.

Далее обучающийся № 3 (учитель литературы, проводящий урок в 10 «А» классе) из подгруппы «Учителя проводящие занятия» представляет свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Радиационная опасность».

Затем обучающийся № 3 из подгруппы «Административно -хозяйственный отдел» представляет свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Радиационная опасность». В целях оптимизации учебного времени обязанности заместителя директора по административно-хозяйственной работе возлагаются на обучающегося, который при выполнении задания № 1 являлся электриком.

Все ответы обучающихся сначала анализирует представитель экспертной группы, а затем преподаватель комментирует выполненное задание и предлагает свой вариант его выполнения. Затем преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у обучающихся, и подводит итоги выполнения задания № 3.

3. Подведение итогов (заключительный этап) обсуждение результатов игры проводится сначала экспертной группой, которая анализирует выполнение заданий и каждым обучающимся, и каждой из подгрупп. Затем преподаватель отмечает положительные и отрицательные моменты действий всех участников игры, выставляет всем оценки и делает вывод о полученных в ходе проведения деловой игры теоретических знаниях и их практической значимости.

Опыт проведения данной деловой игры позволяет сделать вывод о том, что её использование в практике подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций способствует повышению качества их подготовки, улучшает психологическую атмосферу внутри учебной группы и между отдельными её членами, формирует необходимые исполнительские, организаторские и интеллектуальные навыки.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время преумножение знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности становится неотъемлемым условием обеспечения духовного и физического здоровья общества. Способность человека выжить в экстремальных условиях в немалой степени зависит от его умения правильно оценить возникшую ситуацию, своевременно принять единственно верное решение и реализовать его на практике. Иными словами, компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности.

В целом, необходимость повышения качества подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способных эффективно и качественно решать задачи в области безопасности жизнедеятельности, путём применения в процессе обучения разнообразных по тематике и содержанию деловых игр является одной из актуальных задач современного дополнительного профессионального образования.

Литература:

  1. Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 22.02.2017. № 2–4-71–8-14.
  2. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Т. Ц. Сфера, 2004. — 448с.
  3. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Морева — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2001–272с.
  4. Столяренко, Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: МарТ, 2000. — 256с.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская оборона, деловая игра, обучающийся, пункт управления, получение сигнала, вариант действий, поступление информации, преподаватель, административно-хозяйственная работа, экспертная группа.

Ключевые слова

деловая игра, курсовое обучение, подготовка должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Похожие статьи

Пути совершенствования практикоорентированных занятий с должностными лицами и работниками гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций образовательных организаций

Применение педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Особенности подготовки органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций

Направления совершенствования подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на современном этапе

Совершенствование подготовки населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Пути совершенствования практикоорентированных занятий с должностными лицами и работниками гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций образовательных организаций

Применение педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Особенности подготовки органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций

Направления совершенствования подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на современном этапе

Совершенствование подготовки населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Задать вопрос