Библиографическое описание:

Ставропольцева С. В., Сторожук Н. В. Применение деловой игры в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 107-112.



В статье рассматриваются вопросы организации и проведения деловых игр в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья содержит методическую разработку деловой игры, ориентированной на совершенствование практических навыков организации и проведения мероприятий по защите работников и обучающихся от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Ключевые слова: курсовое обучение, подготовка должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, деловая игра

Глобальной проблемой современного мира является обеспечение устойчивого безопасного развития. Эта проблема стоит практически перед всеми странами мира и является ключевой проблемой человеческой цивилизации. Рост количества чрезвычайных ситуаций различного характера вызвал острейшую необходимость подготовки человека в области безопасности жизнедеятельности. Важнейшая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства принадлежит образованию. Только через качественное образование можно подготовить человека нового склада мышления, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, располагающего нужной информацией, имеющего желание, интерес и потребность к обеспечению своей собственной безопасности и безопасности окружающих. Таким образом, в современных условиях система подготовки населения должна постоянно совершенствоваться за счет применения более эффективных форм и методов обучения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку специалистов по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

В соответствии с Примерной программой курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанной МЧС России в 2017 году, основной целью организации и осуществления образовательного процесса является привитие знаний и умений по организации и выполнению мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также выработка готовности и способности к использованию полученных знаний в интересах защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [1].

Для достижения поставленной цели в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС должны быть реализованы определённые принципы обучения, основными из которых являются:

1) принцип сознательности, обеспечивающий высокую мотивацию обучающихся к получению и совершенствованию знаний и умений, глубокое понимание важности возложенных на них задач и высокого уровня ответственности;

2) принцип активности, предполагающий активное усвоение обучающимися изучаемого материала, активизацию их мыслительной деятельности и способности к самостоятельной работе;

3) принцип наглядности и максимального приближения обучения к реальным условиям выполнения функциональных обязанностей;

4) принцип учета возрастных особенностей обучающихся, обуславливающий такие особенности подготовки, как ориентация процесса обучения на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов «здесь и сейчас», освоение новых методов, применимых в различных ситуациях;

5) принцип прочности знаний, обеспечивающийся применением разнообразных форм, методов и средств обучения.

Таким образом, важно не просто передать обучающимся знания, а научить их овладевать новыми знаниями посредством вовлечения в различные виды деятельности, одним из которых является игра.

В педагогике принято различать следующие виды игр [2, с. 115–116]: дидактические, сюжетно-ролевые и деловые. По мнению Н. А. Моревой [3, с. 75], деловая игра предполагает моделирование профессиональной деятельности и направлена на решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда обучающиеся берут на себя роли и, в соответствии с установленными правилами, в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения. Обязательными элементами и условиями деловых игр являются:

‒ наличие дидактической задачи (направленность на формирование определенного круга умений, систематизацию определенного круга знаний, развитие определенных свойств мышления, выработку профессионально значимых качеств личности);

‒ наличие учебно-производственной игровой задачи, связанной с ролью, которую выполняет обучающийся;

‒ различие ролевых целей (каждая роль наделена определенными обязанностями, не совпадающими с обязанностями, свойственными другим ролям);

‒ наличие учебной ситуации, на разрешение которой и направлена игра;

‒ наличие правил (ограничений сферы действий, «мер наказания» за нарушение правил игры);

‒ коллективный характер игры, предполагающий взаимодействие играющих в соответствии с выбранными ролями.

Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучающихся, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.

Ряд исследователей отмечает, что деловая игра — это высшая и самая сложная форма игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность. По мнению Л. Д. Столяренко и С. И. Самыгина [4, с. 147], в процессе деловой игры знания и умения усваиваются не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда, и, участвуя в деловой игре, обучающийся наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию — навыки взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. В целом, деловая игра — это «репетиция» профессиональной и социальной деятельности человека, предполагающая решение учебно-производственных задач в игровой форме и активизирующая интеллектуально-творческую самостоятельность обучающихся.

Методика организации и проведения деловой игры носит вариативный характер, что обусловлено многообразием их видов и типов. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсозатратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны: получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности; систематизация уже имеющихся у обучающихся умений и навыков; получение опыта социальных отношений и формирование профессионального творческого мышления.

В настоящее время в научно-педагогической и учебно-методической литературе отсутствует единый подход к структуре деловой игры. По мнению ряда исследователей в процессе организации и проведения игры можно выделить 3 основных этапа:

  1. Проектирование игры (доигровой этап) включает в себя:определение единой цели игры и конкретных задач для её участников; разработку плана и правил игры; описание последовательности действий участников; подготовку заданий для участников, разработку процедуры и критериев судейства; подбор необходимого оборудования.
  2. Проведение игры (основной этап)включает в себя:

‒ организационный момент предусматривающий: представление участников; постановку целей игры, ознакомление с правилами игры; распределение ролей; назначение судей, которые наблюдают за ходом игры, подвергают анализу моделируемые ситуации, дают оценку правильности действий участников; установление регламента времени.

‒ ход игры — выполнение предусмотренных сценарием заданий. Следует отметить, что успешное проведение деловой игры предусматривает соблюдение ряда условий: игра не должна быть слишком замкнутой в себе и не должна превращаться в самоцель (игра ради игры); в игре должна возникать достаточно оперативная связь всех участников; кроме того, игра должна осуществляться по чётко сформулированным правилам, которые следует соблюдать всем участникам.

В ходе проведения деловой игры особая роль принадлежит преподавателю, который должен следить за деятельностью участников и дисциплиной, контролировать соблюдение определённого игрового режима, разрешать спорные вопросы. Являясь участником и основным организатором, он должен стремиться создать творческую обстановку, направить активность обучающихся на достижение поставленной цели, при необходимости активизировать ход игры разнообразными приёмами, поддержать интерес к ней. В случае, когда участники при обсуждении вопросов сами не в состоянии выбраться из теоретического или логического «тупика», преподаватель подводит их к правильному выводу. Преподаватель также может вмешиваться в ход игры в те моменты, когда в выполнении заданий допущены явные ошибки, и они не замечены экспертной группой, а также при нечётком выполнении участниками своих функций.

  1. Подведение итогов (заключительный этап) включает в себя: обсуждение результатов игры, выявление положительных и отрицательных моментов в действиях участников, оценка экспертов (подсчет набранных баллов), а также обобщение знаний, полученных в ходе проведения деловой игры, их практическая значимость.

Анализ учебно-методической литературы и опыт преподавания в Санкт-Петербургском государственном казённом учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» позволили разработать и успешно апробировать в учебном процессе деловую игру «Организация работы должностных лиц на пункте управления». Основная цель деловой игры: совершенствование практических навыков организации и проведения мероприятий по защите работников и обучающихся от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

1. Проектирование игры (доигровой этап) усвоение и проработка обучающимися ранее изученного лекционного материала по темам «Перевод гражданской обороны с мирного времени на военное положение» и «Содержание и порядок разработки плана гражданской обороны и защиты населения (плана гражданской обороны)».

Преподаватель разрабатывает задания для проведения деловой игры и раздаточный материал для обучающихся, а также подготавливает необходимое материальное оснащение и техническое оборудование: запись сигнала «Внимание всем» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге и радиационной опасности, микрофон, колонки, таблички (пункт управления, учебный класс, кабинет заместителя директора по административно-хозяйственной работе, директор, преподаватель-организатор ОБЖ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов, учитель истории, учитель литературы, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, слесарь-сантехник, электрик).

2. Проведение игры (основной этап):

организационный момент включает в себя следующие действия: академическая группа делится на малые группы. Каждая малая группа делится на подгруппы по 3 человека в каждой следующим образом:

  • первая подгруппа: «Руководящий состав гражданской обороны» — обучающийся № 1 — директор школы — руководитель гражданской обороны; обучающийся № 2 –преподаватель-организатор ОБЖ- работник уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны; обучающийся № 3 — заместитель директора по УВР — председатель объектовой эвакуационной комиссии. Место работы первой подгруппы — повседневный пункт управления гражданской обороны образовательной организации;
  • вторая подгруппа: «Учителя, проводящие уроки» — обучающийся № 1 — учитель проводящий урок с 1 «А» классом; обучающийся № 2 — учитель, проводящий урок истории с 5 «А» классом; обучающийся № 3 — учитель, проводящий урок литературы с 10 «А» классом. Место работы второй подгруппы — учебный класс.
  • третья подгруппа:«Административно — хозяйственный отдел» — обучающийся № 1 — заместитель директора по административно-хозяйственной работе, обучающийся № 2 — слесарь-сантехник, обучающийся № 3 — электрик. Место работы третьей подгруппы — кабинет заместителя директора по административно-хозяйственной работе.
  • подгруппа экспертов, которые будут анализировать выполнение заданий игроками.

Затем каждой подгруппе выдаются следующие материалы:

  • общая обстановка — школа продолжает работать в военное время, не отнесена в установленном порядке к категории по гражданской обороне и находится в зоне слабых разрушений, радиационного и химического заражения. В школе создана система гражданской обороны. Должностные лица прошли обучение. Школа имеет защитное сооружение — противорадиационное укрытие на 600 человек, расположенное в подвальном помещении учебного корпуса, что позволяет защитить наибольшую работающую смену. Работники и обучающиеся обеспечены средствами индивидуальной защиты (противогазы фильтрующие, респираторы) на 100 %. Повседневный пункт управления оборудован в кабинете директора школы и оснащен средствами связи. Объектовая система оповещения находится в исправном состоянии. В 11.00. 25 мая Президентом РФ введено военное положение. В 12.00. 25 мая директор получил распоряжение на проведение первоочередных мероприятий по гражданской обороне третьей очереди. К 12.00. 26 мая в школе выполнены первоочередные мероприятия по гражданской обороне третьей очереди.
  • частная обстановка — в 12.00 27 мая на пункте управления дежурят директор, преподаватель-организатор ОБЖ — работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны. В школе проходят уроки согласно расписанию. На территории школы находятся: работники организации — 50 человек, обучающихся — 500 человек.
  • справочные данные — школа расположена в типовом трёхэтажном здании. Имеет 6 эвакуационных выходов и оснащена первичными средствами пожаротушения. Охрану школы осуществляет дежурный вахтер. Кадровый состав: администрация — 9 человек, учителя — 57 человек, педагоги-психологи — 1 человек, социальные педагоги — 3 человека, учителя-логопеды — 2 человека, воспитатели групп продлённого дня — 5 человек, педагоги дополнительного образования — 2 человека, педагог-организатор ОБЖ — 1 человек, педагоги-организаторы — 3 человека, методисты — 2 человека.

ход игры выполнение практических заданий:

  • задание № 1- преподаватель определяет обучающихся, которые будут выполнять задание № 1 (слушатели № 1). После этого преподаватель определяет время подготовки к выполнению задания — 3 минуты. Через 3 минуты преподаватель включает сигнал «Внимание всем. Воздушная тревога». Прослушав информацию об оповещении обучающийся № 1 (директор школы — руководитель гражданской обороны) из подгруппы «Руководящий состав гражданской обороны», должен организовать мероприятия по защите работников организации и обучающихся с использованием объектовой системы оповещения.

Далее обучающийся № 1 (учитель, проводящий урок в 1 «А» классе) из подгруппы «Учителя, проводящие уроки» предлагает свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Воздушная тревога».

Затем обучающийся № 1 (заместитель директора по административно-хозяйственной работе) из подгруппы «Административно-хозяйственный отдел» представляет свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Воздушная тревога», в частности он отдаёт распоряжения слесарю-сантехнику и электрику.

Все ответы обучающихся сначала анализирует представитель экспертной группы, а затем преподаватель комментирует выполненное задание и предлагает свой вариант его выполнения. Затем преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у обучающихся, и подводит итоги выполнения задания № 1.

  • задание № 2 — преподаватель определяет в подгруппах обучающихся, которые будут выполнять задание № 2 (обучающиеся № 2). После этого преподаватель определяет время подготовки к выполнению задания — 3 минуты. Через 3 минуты преподаватель включает сигнал «Внимание всем. Химическая тревога. Аммиак». Прослушав информацию об оповещении обучающийся № 2 (преподаватель-организатор ОБЖ — работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны) из подгруппы «Руководящий состав гражданской обороны» должен организовать мероприятия по защите работников организации и обучающихся с использованием объектовой системы оповещения.

Далее обучающийся № 2 (учитель истории, проводящий урок в 5 «А» классе) из подгруппы «Учителя, проводящие уроки» должен представить свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Химическая тревога. Аммиак».

Затем обучающийся № 3 из подгруппы «Административно-хозяйственный отдел» представляет свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Химическая тревога. Аммиак». В целях оптимизации учебного времени обязанности заместителя директора по административно-хозяйственной работе возлагаются на обучающегося, который при выполнении задания № 1 являлся слесарем-сантехником.

Все ответы обучающихся сначала анализирует представитель экспертной группы, а затем преподаватель комментирует выполненное задание и предлагает свой вариант его выполнения. Затем преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у обучающихся, и подводит итоги выполнения задания № 2.

  • задание № 3 — преподаватель определяет в подгруппах обучающихся, которые будут выполнять задание № 3 (обучающиеся № 3). После этого преподаватель определяет время подготовки к выполнению задания — 3 минуты. Через 3 минуты преподаватель включает сигнал «Внимание всем. Радиационная опасность». Прослушав информацию об оповещении, обучающийся № 3 (заместитель директора по учебно-воспитательной работе — председатель объектовой эвакуационной комиссии) из подгруппы «Руководящий состав гражданской обороны», должен организовать мероприятия по защите работников организации и обучающихся с использованием объектовой системы оповещения.

Далее обучающийся № 3 (учитель литературы, проводящий урок в 10 «А» классе) из подгруппы «Учителя проводящие занятия» представляет свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Радиационная опасность».

Затем обучающийся № 3 из подгруппы «Административно -хозяйственный отдел» представляет свой вариант действий после поступления информации от дежурного на пункте управления о получении сигнала «Внимание всем. Радиационная опасность». В целях оптимизации учебного времени обязанности заместителя директора по административно-хозяйственной работе возлагаются на обучающегося, который при выполнении задания № 1 являлся электриком.

Все ответы обучающихся сначала анализирует представитель экспертной группы, а затем преподаватель комментирует выполненное задание и предлагает свой вариант его выполнения. Затем преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у обучающихся, и подводит итоги выполнения задания № 3.

3. Подведение итогов (заключительный этап) обсуждение результатов игры проводится сначала экспертной группой, которая анализирует выполнение заданий и каждым обучающимся, и каждой из подгрупп. Затем преподаватель отмечает положительные и отрицательные моменты действий всех участников игры, выставляет всем оценки и делает вывод о полученных в ходе проведения деловой игры теоретических знаниях и их практической значимости.

Опыт проведения данной деловой игры позволяет сделать вывод о том, что её использование в практике подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций способствует повышению качества их подготовки, улучшает психологическую атмосферу внутри учебной группы и между отдельными её членами, формирует необходимые исполнительские, организаторские и интеллектуальные навыки.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время преумножение знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности становится неотъемлемым условием обеспечения духовного и физического здоровья общества. Способность человека выжить в экстремальных условиях в немалой степени зависит от его умения правильно оценить возникшую ситуацию, своевременно принять единственно верное решение и реализовать его на практике. Иными словами, компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности.

В целом, необходимость повышения качества подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способных эффективно и качественно решать задачи в области безопасности жизнедеятельности, путём применения в процессе обучения разнообразных по тематике и содержанию деловых игр является одной из актуальных задач современного дополнительного профессионального образования.

Литература:

  1. Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 22.02.2017. № 2–4-71–8-14.
  2. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Т. Ц. Сфера, 2004. — 448с.
  3. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Морева — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2001–272с.
  4. Столяренко, Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: МарТ, 2000. — 256с.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданской обороны, работников гражданской обороны, деловой игры, ликвидации чрезвычайных ситуаций, единой государственной системы, государственной системы предупреждения, должностных лиц, получении сигнала «Внимание, проведения деловой игры, административно-хозяйственной работе, состав гражданской обороны», пункте управления, подготовки должностных лиц, заместитель директора, области гражданской обороны, вариант действий, гражданской обороне, защите работников, области безопасности жизнедеятельности, поступления информации.

Похожие статьи

Организация профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Особенности подготовки органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций

Направления совершенствования подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на современном этапе

Совершенствование подготовки населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Подготовка (повышение квалификации) должностных лиц и специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций образовательных учреждений Санкт-Петербурга по вопросам противодействию террористической угрозы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Особенности подготовки органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций

Направления совершенствования подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на современном этапе

Совершенствование подготовки населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Подготовка (повышение квалификации) должностных лиц и специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций образовательных учреждений Санкт-Петербурга по вопросам противодействию террористической угрозы

Задать вопрос