Библиографическое описание:

Пахмутова М. А. Исследовательская деятельность студентов как условие формирования готовности к самоорганизации деятельности будущего специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 154-157.

 

В статье представлены результаты эмпирического исследования готовности студентов к самоорганизации деятельности и ее формирования в условиях образовательной среды. Показано, что готовность личности к самоорганизации профессиональной деятельности базируется на взаимосвязях между поведенческими чертами и ценностными ориентациями. Делается вывод о том, что включение студентов в исследовательскую деятельность может представлять собой педагогическую технологию формирования готовности к самоорганизации деятельности будущего специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: личностная самоорганизация, самоорганизация деятельности, ценностные ориентации, поведенческие черты, исследовательская деятельность.

 

Проводимая в последние годы модернизация российской системы высшего образования, включающая разработку новых педагогических технологий, создание электронных платформ дистанционного образования, определение внутренних и внешних показателей качества не смогла полностью разрешить все вопросы, связанные с повышением качества образования в современных российских университетах. Особенно остро проблема качества образования стоит перед учреждениями, которые выпускают специалистов специфических профессий, ориентированных на обеспечение жизнедеятельности или охрану физического и психологического здоровья населения. Качество образования таких специалистов в современной социально-экономической ситуации становится залогом развития человеческого потенциала и будущего нашей страны.

Система подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности находится сегодня в непростой ситуации. С одной стороны, смена образовательной парадигмы, начавшаяся несколько лет назад, способствовала появлению новых требований к подготовке специалистов любого профиля. С другой стороны, в настоящее время намечается возврат системы образования к традициям отечественной педагогики, сложившейся в советское время. Поэтому сегодня сложно даже прогнозировать то, какие компетенции или умения и навыки станут конечной целью системы подготовки специалистов, тем более в такой стратегически важной области как безопасность жизнедеятельности.

Несмотря на все эти изменения, очевидно, что будущий профессионал в сфере безопасности жизнедеятельности должен обладать определенными компетенциями (ключевыми, базовыми, специальными) [3], среди которых следует выделить способность к самостоятельной организации профессиональной деятельности в условиях непредсказуемости развития ситуации и отсутствия ресурсов решения проблемы.

Готовность к профессиональной деятельности представляет собой комплекс разнообразных, но взаимосвязанных личностных и функциональных характеристик субъекта, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Эти характеристики формируются постепенно в процессе индивидуально-личностного развития обучающегося и во многом зависят от условий образовательной среды.

Установлено, что формирование готовности к профессиональной деятельности проходит несколько фаз: 1) накопление знаний о профессии и появление представлений о профессиональной деятельности; 2) становление интересов, мотивов и ценностей деятельности; 3) усвоение способов выполнения деятельности [1]. Все три фазы сопровождаются личностным становлением субъекта, в ходе которого формируется комплекс личностных характеристик. Результатом формирования готовности к профессиональной деятельности становится появление ряда особых компетенций.

Будущий специалист должен понимать, что обеспечение безопасности жизнедеятельности будет осуществляться в таких социальных условиях, которые потребуют самостоятельного проектирования целей деятельности и выработки нестандартных систем действий. Поэтому формирование готовности к самоорганизации деятельности должно стать одной из главных задач профессиональной подготовки, так как готовность к самоорганизации деятельности связана с действиями в специфических или даже экстремальных ситуациях. Готовность к самоорганизации профессиональной деятельности – это, прежде всего, готовность к действиям в ситуации неопределенности и нестабильности, и представляет собой сложное психологическое образование, которое включает в себя как стереотипы поведения в определенных ситуациях, так и связь этих стереотипов с условиями реального мира.

Для формирования готовности к самоорганизации профессиональной деятельности требуются не только практико-ориентированные занятия, но и особые виды учебной деятельности, позволяющие моделировать стратегию поведение в ситуации неопределенности. К таким видам учебной деятельности можно отнести исследовательскую деятельность с ее различными подвидами (например, проектная деятельность) [2]. Исследовательская деятельность позволяет студентам освоить навыки работы с проблемной ситуацией как с явлением социального мира. Понимание значения основных этапов исследования (постановки проблемы, определения методов исследования, проверки гипотезы на практике и т.д.) формирует готовность к построению структуры действий в ситуации, не укладывающейся в известные образцы [4]. Элементы проектной деятельности позволяют студентам выработать навыки моделирования решений в сложной ситуации на основе имеющейся информации. Этот вид деятельность предполагает построение плана действий, ориентированного на конкретную ситуацию и конкретные условия.

Целью нашего исследования стало установление взаимосвязи между готовностью к самоорганизации деятельности студентов и индивидуальным стилем исследовательской деятельности. Объектом исследования выступила готовность студентов к самоорганизации деятельности. Предметом исследования стали особенности самоорганизации деятельности студентов с активным и инертным стилями исследовательской деятельности. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что самоорганизация личности студентов с разными стилями исследовательской деятельности имеет различия.

Выборка исследования составила 89 студентов четвертого курса, обучающихся в Поволжском государственном технологическом университете. Инструментарий исследования включал следующие методики: «Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации»» (авт. А.Д. Ишков), методика «Большая пятерка» (авт. Р. МакКрэй, П. Коста), методика «Ценностные ориентации» (авт. М.Рокич). Определение стиля исследовательской деятельности студентов проводилось посредством авторской анкеты «Особенности взаимосвязи исследовательской деятельности с личностными характеристиками» (14 вопросов). На основе анализа ответов на вопросы анкеты выборка была разделена на две группы:

1) студенты с активным стилем (АС) исследовательской деятельности, т.е. студенты, характеризующиеся самостоятельностью и заинтересованностью в осуществлении исследовательской деятельности (42 чел. – 41,5%);

2) студенты с инертным стилем (ИС) исследовательской деятельности, т.е. студенты, выполняющие исследования под руководством преподавателя и исключительно для выполнения требований учебного плана (59 чел. – 58,5%).

Методом корреляционного анализа были выявлены основные корреляционные связи между шкалами трех методик. В результате была построена структура взаимосвязей для каждого стиля исследовательской деятельности (рис.1, рис.2).

 

Рис. 1. Структура взаимосвязей в группе студентов с активным стилем исследовательской деятельности.

 

Рис. 2. Структура взаимосвязей в группе студентов с инертным стилем исследовательской деятельности.

 

В качестве основных результатов исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Структура готовности к самоорганизации деятельности различается в группах с активным и инертным стилем исследовательской деятельности;

2. Студенты с активным стилем исследовательской деятельности используют личностные характеристики, связанные с ответственностью и волевыми усилиями, на этапах постановки цели деятельности, анализа условий деятельности, планирования действий и самоконтроля результатов деятельности; студенты с инертным стилем исследовательской деятельности используют широкий спектр личностных характеристик (от самокритики до легкомысленного поведения) при организации своей деятельности;

3. Организация деятельности студентов с активным стилем исследовательской деятельности всецело ориентирована на ценность интересной работы, в то время как в группе студентов с инертным стилем исследовательской деятельности нет приоритетной ценности, а есть группа разнообразных ценностных ориентаций (творчество, развлечения, высокие запросы к жизни и т.д.).

На основании данных выводов можно сделать заключение о том, что студенты с активным стилем исследовательской деятельности характеризуются сформировавшейся готовностью к самоорганизации профессиональной деятельности, которая включает ориентацию на интересную и активную работу и развитую способность к ответственному и волевому поведению. Готовность к самоорганизации деятельности студентов с инертным стилем исследовательской деятельности находится в состоянии формирования и характеризуется размытостью ценностных ориентаций и соответственно разрозненностью поведенческих черт.

Таким образом, можно сказать, что различные стили исследовательской деятельности студентов имеют свои сильные и слабые стороны. Активный стиль исследовательской деятельности сопровождается развитие наиболее важных профессиональных качеств, связанных с проявлением воли и ответственности, что отражается на формировании готовности к определению цели деятельности, построению структуры действий и самостоятельному контролю результата. Но вся структура деятельности замыкается на одном мотиве – стремление к интересной работе. В то же время, инертный стиль предполагает развитие определенных личностных качеств для их реализации на определенном этапе деятельности (например, при анализе условий деятельности или при выработке плана действий). При этом ценностная структура включает самые разнообразные ценности, которые связаны как с работой, так и с проведением досуга. Вероятно, что наибольший результат принесет формирование универсального стиля исследовательской деятельности, который будет способствовать всестороннему развитию будущего профессионала в области безопасности жизнедеятельности.

 

Литература:

 

  1.    Лежнина Л. В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: дис. … д-ра психол. наук. М., 2010. 473 с.
  2.    Пахмутова М.А. Индивидуальные стили исследовательской деятельности современных студентов // Психология обучения. 2015. № 7. С. 72-81.
  3.    Станкевич П.В., Попова Р.И., Киселева Э.М. Стратегия формирования специализированных магистерских программ в области безопасности жизнедеятельности. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 11. С. 177-186.
  4.    Хинканина А.Л. Особенности идеальных представлений о целях деятельности студентов технологического вуза // Труды Поволжского государственного технологического университета. Серия: Социально-экономическая. 2014. № 2. С. 75-79.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов