Библиографическое описание:

Шарапов А. А. Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 208-210.



 

В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенции, обеспечивающие ценностные ориентации бакалавра, способствующие организации безопасной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетенция, безопасность жизнедеятельности, ФГОС, культура безопасности, педагогическое образование, бакалавр.

 

Государственные задачи сохранения здоровья и жизни российских граждан в значительной мере решаются путем формирования компетенций безопасности жизнедеятельности у будущих специалистов.

В проектах всех ФГОС на подготовку бакалавров предусмотрена дисциплина федерального компонента «Безопасность жизнедеятельности» и сформулированы компетенции в области безопасности, что свидетельствует о понимании в вузовской среде и в органах управления образованием значимости профессиональной подготовки в области безопасности для обеспечения устойчивого социально-экономического и инновационного развития России [1].

Профессиональная деятельность бакалавров, так или иначе, связана с обеспечением безопасности человека в современном мире, формированием комфортной техносферы, минимизацией негативного воздействия на природную среду, сохранением жизни и здоровья людей за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования. ФГОС при подготовке бакалавров предусматривает формирование компетенций, базирующихся на требованиях к профессиональной готовности в этой области.

Общекультурные компетенции для бакалавров образования:

— владеть культурой безопасности, обладать экологическим сознанием, т. е. рассматривать вопросы безопасности и сохранения природной среды как важнейшие приоритеты жизнедеятельности;

—понимать проблемы устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

— организовывать свою жизнедеятельность с целью снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечения безопасности личности и общества. Профессиональные компетенции:

—владеть культурой профессиональной безопасности;

—идентифицировать опасности и оценивать риски;

—применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий;

—обеспечивать безопасность в сфере своей профессиональной деятельности.

Знания, умения, навыки для ОПП ФГОС (профессиональный цикл):

знать: основные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

уметь: идентифицировать основные опасности, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

владеть: способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях, навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды. Указанные формулировки могут быть детализированы применительно к конкретным видам деятельности.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в программы бакалавров, в проектах ФГОС магистров компетенция в области безопасности за редким исключением не представлена. Это видится неправильным, поскольку формирование культуры безопасности — это задача всей образовательной программы.

Самыми важными компетенциями, которыми должны овладеть выпускники вузов:

—ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности;

—пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере;

— использовать знания основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях;

—анализировать воздействие опасностей на человека и среду обитания с учетом специфики механизмов токсического действия вредных веществ, энергетического и комбинированного воздействия вредных факторов;

—определять опасные и чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска;

—контролировать состояние используемых средств защиты и принимать решения по замене (регенерации) средств защиты и др.

Все это свидетельствует о значимости подготовки специалистов в области формирования культуры безопасности во всех сферах профессиональной деятельности для обеспечения устойчивого социально-экономического и инновационного развития России.

Культура безопасности в современном производстве интегрирует экологическую культуру и культуру безопасности труда (личности, общества, личности и общества). Культура безопасности личности определяется совокупностью норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.

Культура безопасности общества — это совокупность разделяемых всеми членами общества и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угрозы здоровью; свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, ориентированных на минимизацию риска. Культура безопасности личности и общества рассматривается как важнейший фактор обеспечения их устойчивого развития, решения демографических проблем, повышения эффективности труда и производства, инновационного развития страны в целом [4].

Культура безопасности жизнедеятельности выступает структурным компонентом базовой культуры личности и неотъемлемой частью профессиональной культуры каждого специалиста. Являясь компонентом профессиональной культуры, которая не дается от рождения, а формируется и присваивается в процессе профессиональной подготовки специалиста, культура безопасности жизнедеятельности выступает как объект педагогического воздействия. Процесс формирования такой культуры реализуется на протяжении всего периода обучения бакалавра и включает выработку способности видеть ситуации, которые могут оказаться потенциально опасными.

Бакалавру образования для учета и решения вопросов безопасности жизнедеятельности необходимы знания основных свойств и взаимодействий, характерных для четырех профессиональных групп: «человек — человек»; «человек — техника»; «человек — живая природа»; «человек — знаковая система». Знания, умения, навыки и компетенции в области безопасности в стандартах отражают совокупность результатов обучения, благодаря которым выпускник вуза должен владеть не только общей культурой безопасности, но и профессиональной культурой безопасности применительно к виду и области своей деятельности [2]. Базовыми для формирования культуры безопасности являются ценностные ориентации человека в профессиональной деятельности — выработанные и принятые системы духовных ценностей, правил профессиональной этики. Важнейшей в условиях современной действительности является способность применять полученные знания, использовать средства и методы для решения практических задач. Владение навыками безопасного труда позволит предотвращать опасные ситуации, угрожающие целостности и здоровью человека, не допускать возникновения критических состояний. Умение находить нестандартные решения, быть готовым к работе во внезапно изменившихся условиях становится все более актуальной характеристикой работника [3].

В целях освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», повышения эффективности обучения бакалавров основам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций вузам требуется постоянное обновление материально-технической базы и совершенствование приемов и методов обучения студентов на основе моделей компетенций, средств и технологий их оценивания в сфере безопасности жизнедеятельности

Диагностика умений видеть ситуацию может быть организована в процессе выполнения компетентностно-ориентированных заданий, сконструированных либо на примерах реальных техногенных событий, либо на основе структурирования характеристик современной реальности, либо по результатам описания различных форм опасности для жизнедеятельности отдельной личности, коллектива, общества, нации.

Гарантией сформированности компетенций на требуемом уровне является их надежное и валидное оценивание, обеспечиваемое грамотно разработанными оценочными средствами, современными подходами к организации оценочной деятельности на основе формирования фондов оценочных средств и создания пусть внутренней, но независимой контрольно-оценочной системы вуза [5]. Системы внешнего по отношению к кафедрам контроля, осуществляемого специальными структурами внутри вуза при помощи стандартизованных оценочных средств, должны обеспечивать решение вопроса о гарантиях качества подготовленности студентов на каждой стадии обучения. Поэтому одним из важнейших условий является стандартизация оценочных средств, позволяющая оперировать четкими показателями (планируемые и достигаемые результаты, требования и критерии в форме дескрипторов уровней компетенций и др.) и с большей ясностью и точностью выражать как уровни требований, так и достигнутые результаты в понятных терминах.

 

Литература:

 

  1.                Проект ФГОС среднего (полного) общего образования / Разработан под руководством Л. П. Кезиной, А. М. Кондакова. М.: ИСИО РАО, 2011.
  2.                Девисилов В. А. Компетенции по безопасности жизнедеятельности в стандартах высшего образования // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 178–180.
  3.                Девисилов В. А. Концептуальные основы образования в области безопасности// Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 27–31
  4.                Девисилов В. А. Российский приоритет — человеческий капитал // Безопасность в техносфере. 2008. № 2. С. 3–10
  5.                Ефремова Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. Ростов: Аркол, 2010. 386 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов