Библиографическое описание:

Коваленко А. С. Формы участия работодателя в планировании, реализации и оценке образовательных программ ПО // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3. — С. 60-63.



Разработка основной профессиональной образовательной программы (далее — ОПОП) — это очень важный этап подготовки высококвалифицированных работников среднего звена. Проектирование ОПОП среднего профессионального образования (далее СПО) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) производится на основе двух подходов, компетентностного, который направлен на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов и модульного, включающий логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. [4, c. 25]

Содержание профессиональных образовательных программ регулируется и контролируется государством. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» закрепил, как необходимое условие, учет требований работодателей при разработке ФГОС ПО нового поколения.

Таким образом, предполагается, что ОПОП, разработанные на основе ФГОС ПО нового поколения, должны учитывать и требования работодателей к профессиональной квалификации выпускников/работников. Но, при создании ОПОП эти требования необходимо соответственно обобщить, конкретизировать и уточнить в зависимости от направленности программы и состояния регионального рынка труда.

При разработке программ профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ возможно учитывать требования работодателей напрямую через анализ требований профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) и Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также анкетирование и интервьюирование работодателей.

ЕКСД предназначен «для регулирования трудовых отношений, обеспечения эффективной системы управления персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики». Разработчики данного документа не предполагали их использование при формировании программ профессионального образования/подготовки. В связи с этим представленная в справочнике информация является весьма обобщенной, требования к уровню квалификации имеют формальной характер.

ЕТКС, в отличие от ЕКСД, предназначен не только для решения проблем сферы труда, но и для «составления программ по подготовки и повышению квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве». Однако и тарифно-квалификационные характеристики также не имеют необходимой конкретизации и не отражают в большинстве своем состояние современного производства.

В связи с этим в середине 90-х гг прошлого века в России начали разрабатываться профессиональные стандарты, которые позволяют образовательным организациям напрямую учитывать требования работодателей.

Профессиональные стандарты как документы нового типа, представляющие наиболее полную и актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения конкретных видов трудовой деятельности.

Профессиональный стандарт предназначен, прежде всего, для:

– проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;

– решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей;

– отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры);

– проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности) [2]

В отсутствие профессиональных стандартов, соответствующих конкретному направлению подготовки/специальности/профессии профессионального образования, и при необходимости обновления/корректировки положений квалификационных справочников и/или профессиональных стандартов для учета требований работодателей (сферы труда) при формировании документов, регламентирующих профессиональное образование (ФГОС, ООП, ОПОП и др.) проводятся опросы работодателей с целью сбора информации, необходимой для разработки конкретных разделов документов.

Опрос работодателей может осуществляться несколькими способами (методами), выбор которых зависит от многих факторов: количества предприятий в соответствующей области профессиональной деятельности, их территориальной разбросанности, специфики производства и разнообразия технологий и пр. В целом можно использовать два основных метода — анкетирование и интервьюирование — или их комбинацию. [3, c.14]

Конечно, в идеале, работодателям в лице общероссийских объединений, крупных отраслевых и региональных объединений, а также крупных компаний и корпораций, являющихся основными потребителями специалистов (кадров), рекомендуется создавать соответствующие мобильные экспертные группы для эффективного и действенного участия в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе и в разработке ФГОС и ООП (ОПОП). А также самим образовательным учреждениям рекомендуется создавать рабочие группы по разработке основных образовательных программ совместно с представителями работодателей.

Но на практике система взаимодействия работодателей с представителей сферы образования недостаточно эффективна. Конечно, есть предприятия, которые стремятся наладить взаимодействие с образовательной организацией, вкладывая немалые средства в образовательный процесс. Но таких примеров немного — чаще всего бизнес старается «купить» уже готовых выпускников, переложив тем самым заботу об их обучении на государство.

Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов такой фактор: предприятия и фирмы стремятся получить хорошо обученных, готовых к работе выпускников и даже согласны за это платить. Однако законодательная база не позволяет бизнесу участвовать в формировании учебных программ. Ни для кого не секрет, что окончательное решение о том, как и чему учить студентов, принимают только государственные органы. И сегодня предприятия осуществляют образовательную деятельность лишь на основании личных договоренностей с руководителями СПО. Такие договоренности, по данным областного управления образования, есть практически у каждой образовательной организации.

Если же таких договоренностей нет, то предприятие организует собственные учебные центры. Где есть возможность приобрести конкретную специальность, отвечающую запросам работодателя! Так происходит, потому что предпринимателям нужны специалисты узкого профиля, тогда как преимущества отечественного образования — в его фундаментальности. В связи с этим большинство руководителей в сфере образования, склоняются к тому, чтобы допускать бизнес к формированию нужных ему образовательных программ, но с ограничением прав — не в ущерб фундаментальной науке.

Но все также сохраняется традиционная форма участия работодателей в реализации ОПОП, это проведение преддипломной, производственной и иных практик на базе предприятий-работодателей, которая применяется всеми без исключения образовательными учреждениями.

Как правило, руководители практик назначаются с обеих сторон: и со стороны образовательного учреждения, и со стороны организации-работодателя, на базе которой проводится практика.

Для прохождения практики за каждым учеником закрепляется наставник со стороны организации-работодателя из числа высококвалифицированных работников.

Анализ итогов прохождения обучающимися практики производится образовательными учреждениями совместно с фирмами-работодателями. По результатам анализа могут быть приняты решения об изменении содержательной и/или организационной составляющих практики, в т. ч. в той части, которая реализуется непосредственно на базе фирмы-работодателя. Также, результаты анализа итогов практики используются для изменения учебного плана, рабочих программ дисциплин/ модулей и иных составляющих ОПОП.

Проведенный анализ материалов, показывает, что представители организаций-работодателей принимают довольно активное участие в разработке учениками ВКР, выступая в качестве консультантов и/или руководителей ВКР.

Наиболее важным направлением развития государственно-частного партнерства в рамках реализации ОПОП СПО является осуществление взаимодействия образовательных учреждений и фирм-работодателей по подготовке кадров в рамках целевого обучения.

В ходе анализа имеющегося опыта выявлено, что сотрудничество образовательных организаций и организаций-работодателей в данном направлении является выгодным для всех участников взаимодействия, т. к. организации-работодатели могут использовать механизм целевого обучения для решения проблемы кадрового дефицита рабочих и специалистов среднего звена, а образовательные учреждения — для решения проблем набора абитуриентов.

Одной из главных форм внутренней оценки качества реализации ОПОП, применяемых образовательными организациями, является мониторинг, в ходе которого по заранее установленным критериям (показателям) осуществляется сбор данных.

Важным элементом подобного рода мониторинга является изучение и анализ удовлетворенности качеством подготовки выпускников внешних заинтересованных сторон, и в первую очередь, организаций-работодателей. Сбор данных в рамках мониторинга об удовлетворенности организаций-работодателей, как правило, проводится с использованием метода анкетирования.

Данные, полученные в ходе мониторинга и других процедур контроля качества реализации ОПОП, систематизируются, обрабатываются и анализируются образовательными организациями, в т. ч. с привлечением представителей организаций-работодателей. На основе результатов анализа собранной информации принимаются управленческие решения по оптимизации процессов на всех этапах жизненного цикла ОПОП.

Относительно новым направлением независимой оценки качества подготовки выпускников в России является профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, порядок проведения которой регулируется статьей 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция). Согласно действующему законодательству профессионально-общественная аккредитация образовательных программ — это признание качества и уровня подготовки выпускающихся, освоивших данную образовательную программу в определенном образовательном учреждении. Для прохождения профессионально-общественной аккредитации образовательному учреждению нужно провести комплекс мероприятий, основным из которых является этап проведения самообследования образовательной программы в соответствии с установленными критериями (показателями).

Независимая оценка профессиональных квалификаций — это еще одна форма участия работодателей и профессиональных сообществ в процедурах внешней оценки качества образовательных программ. Независимая оценка квалификации предполагает оценку соответствия профессиональной квалификации работника положениям профессионального стандарта, проведенную центром оценки квалификации, с подтверждением такого соответствия свидетельством о квалификации. Процедура оценки и сертификации квалификаций обычно включает в себя теоретический этап квалификационного экзамена (тест и решение профессиональных задач) и практический этап (выполнение квалификационной практической работы). [1, c. 10]

Таким образом, внешние оценки программ и учебных заведений показали, что работодатели не играют заметной роли в образовательной деятельности техникума и обеспечении качества образования. Работодатели влияют на качество обучения опосредованно, участвуя в проведении производственных практик; руководстве курсовыми и дипломными работами (совместно с преподавателями вуза); работая в составе государственных аттестационных комиссий; и, наконец, выступая в роли непосредственно работодателей, при приеме выпускников на работу. Прямое участие работодателей в образовательной деятельности техникума разработке и (или) экспертизе учебных курсов и образовательных программ, проведении семинаров работодателей участвуют нерегулярно и достаточно редко. Тем не менее, можно указать на тенденцию возрастания роли работодателей в реализации образовательных программ. Например, СПО по предложению работодателей включают в учебные курсы вопросы, связанные с реальными потребностями предприятий. Радует то, что в настоящий момент в образовательных учреждениях, которые подготавливают квалифицированных работников среднего звена, ведется довольно активная работа по внедрению механизмов, форм и методов в планировании, реализации и оценке образовательных программ ПО с участиемработодателей. Конечно, такое взаимодействие, будет способствовать развитию и совершенствованию всей системы подготовки выпускников в образовательном учреждении, а также повышению ее конкурентоспособности в сфере образовательных услуг.

Литература:

  1. Зарипова М. М., Сапожникова И. А., Усова Т. И., Методические рекомендации «Подходы к формированию профессиональных образовательных программ на основе требований работодателей: опыт, проблема, пути решения» / Зарипова М. М., Сапожникова И. А., Усова Т. И., 2011. — 23 с. / [Электронный ресурс] / URL — режим доступа: http://pandia.ru/text/78/207/20599.php [дата посещения 23.03.2016г].
  2. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов / ЗАО «Кодекс»/ № 8 март 2015 / [Электронный ресурс] / URL — режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420264612 [дата посещения 06.11.2015г].
  3. Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ / И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, П. Н. Новиков, О. Д. Прянишникова — М.: Национальное агентство развития квалификаций, 2010.- 61 с. / Электронный ресурс] / URL — режим доступа: http://www.kpsu.ru/files/5732090f869b0.pdf [дата посещения 15.02.2016г].
  4. Юцявичене П. А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. д-ра пед. наук. — Вильнюс,1990.- 70 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов